kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические материалы по русскому языку для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические материалы по русскому языку для 7 класса.

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

В 7 классе на изучение  темы «Категория состояния» отводится 6 часов по программе и  два параграфа (по учебнику  Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.)                                                                     

Для тех, кто работает по этому учебнику и др., эта тема вызывает особое затруднение, потому что для усвоения материала отведенных по программе часов  недостаточно, не хватает  практического и теоретического материала. Да к тому же эта тема помогает ученикам подготовиться к изучению в 8-м классе безличных  предложений.
В связи с этим хочу предложить вниманию учителей дидактические материалы по этой теме.

Таблица

Разграничение слов категории состояния и омонимичных им частей речи.

Чтобы отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных, можно использовать опорную таблицу.

Вопросы

Краткое прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

Существительное

(Прощание было тягостно и печально)

Глагол

(Мелодия звучала тягостно и печально)

Не зависит от других слов               (На душе было тягостно и печально)                                                      

На какой вопрос отвечает?

Каков? Какова? Каковы?

Как? Где?

Как? Каково?

Что обозначает?

Признак предмета

Признак действия, названного сказуемым

Состояние природы, человека, оценку действия.

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

 

По родам и числам.                   (Можно заменить полной формой прилагательного)

Не изменяется                         (Можно заменить синонимичным наречием)

Не изменяется                (Можно заменить синонимичным СКС)

Слова категории состояния следует отличать от омонимичных им наречий на -о и кратких прилагательных. Различие между указанными формами определяется в контексте.

Слово категории состояния

Наречие на -о

Краткое прилагательное

Всем было грустно

Он грустно по­смотрел на прияте­ля (функция обсто­ятельства образа действия). (функция именной части сказуемого в од­носоставном безлич­ном предложении).

Лицо его грустно, печально (функция именной части сказуемого в двусоставном предложении)

Те же различия характерны для форм простой сравнительной степени указанных частей речи. Сравнительная степень прилагательного в предложении обычно является именной частью сказуемого и поясняет признак подлежащего, например: Он был маленький, но стал выше. Сравнительная степень слова категории состояния является именной частью сказуемого в безличном предложении: Всем стало веселее. Сравнительная степень наречия служит обстоятельством и относится к глаголу-сказуемому, например: Он сделал много, но не больше, чем остальные.

Слова категории состояния следует отличать также от омонимичных им существительных, например: Ну, мне пора. - Была та смутная пора, когда Россия молодая мужала с гением Петра... (А. Пушкин). В первом предложении употреблено слово категории состояния (показатель - функция сказуемого в безличном предложении), во втором - имя существительное (показатель - функция подлежащего в двусоставном предложении).

Карточки

1.Распределите предложения по трём колонкам, используя опорную таблицу. (см.выше).

Предложение, в состав которого входит:

1.Краткое прилагательное.

2.Наречие.

3.Слово категории состояния.

А) Глаза светились радостно (2); Утро солнечно и радостно (1); На душе у ребят было радостно (3).

 Б) Сегодня на улице спокойно(3); Лицо старика красиво и спокойно(1);  На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок(2).

В) Мне, право, неловко(3); Его поведение неловко(1); Он чувствует себя неловко(2);

Г) Он смотрел весело(2);  Ему весело(3); Лицо его весело(1).

Д) Платье было красиво(1); Ученик рисовал красиво(2); В комнате красиво(3).

Е) Он легко отвечает на любые вопросы (2); Облачко легко, невесомо (1); Мне легко(3).

2. Найдите в текстах данных стихотворений слова категории состояния. Объясните свой выбор товарищу.

1. Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.
(М.Ю.Лермонтов).

2. Ель рукавом мне тропинку завесила.

Вечер. В лесу одному

Шумно и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

(А.Фет.)

3. Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют всё вольные птицы;

Глядя на них, мне  больно, и стыдно

 (М. Лермонтов).

4. В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды… 

(Н. Рубцов).

5. На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.  

(А. Фет)

6. С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно. 

(А. Фет)                                                                                                                                                                          

 7. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
(М.Ю. Лермонтов)

3. Распределите СКС по смысловым группам.

1) В избе было Тепло и Сухо. 2) Мне Больно. 3) По утрам было еще Темно. 4) Васе одному Скучно. 5) Ему Лень сойти с крыльца. 6) До­садно, что скоро придется покинуть вас. 7) Человеку Холодно без песни. 8) В городе Спокойно. 9) Можно сделать лучше. 10) Невозможно не видеть того, что происходит в стране. 11) Курить в общественных местах Нельзя. 12) Мне Стыдно не выполнить задание.

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий

Больно, скучно холодно, досадно

Тепло и Сухо, темно, спокойно,

Лень, можно, нельзя,  Стыдно

4. Спишите, укажите, какой частью речи является слово в сравнительной степени. Подчеркните его как член предложения.

1. Дети сегодня оделись теплее.2. Ты прав: поэту легче жить – в свободном слове есть отрада. (Н.Некрасов) 3. Я последнюю песню пою для тебя – и тебе посвящаю. Но не будет она веселей, будет много печальнее прежней, потому что на сердце темней и в грядущем еще безнадежней. (Н.Некрасов) 4.Теплее греет солнце.5. С твоим талантом стыдно спать, еще стыдней в годину горя красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать. (Н.Некрасов) 6.Скоро станет теплее.7. Чем дале – деревья все выше, а тени длинней и длинней. (Н.Некрасов)8. Всем стало веселее.9. Стали дни холоднее.

 

                                      Комплексный анализ текста.

Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно                                       по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н..кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире.

(М. Пришвин)

1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?

2. Определите тему и основную мысль текста. Определите, сколько микротем в тексте. Выделите главное в каждой микротеме.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

 

                                                                                                                                                   

                                                                                                                        

 

                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по русскому языку для 7 класса »

Дидактические материалы по русскому языку для 7 класса. СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

В 7 классе на изучение темы «Категория состояния» отводится 6 часов по программе и два параграфа (по учебнику Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.) Для тех, кто работает по этому учебнику и др., эта тема вызывает особое затруднение, потому что для усвоения материала отведенных по программе часов недостаточно, не хватает практического и теоретического материала. Да к тому же эта тема помогает ученикам подготовиться к изучению в 8-м классе безличных предложений.
В связи с этим хочу предложить вниманию учителей дидактические материалы по этой теме.

Таблица

Разграничение слов категории состояния и омонимичных им частей речи.


Чтобы отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных, можно использовать опорную таблицу.


Вопросы

Краткое прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

Существительное

(Прощание было тягостно и печально)

Глагол

(Мелодия звучала тягостно и печально)

Не зависит от других слов (На душе было тягостно и печально)

На какой вопрос отвечает?

Каков? Какова? Каковы?

Как? Где?

Как? Каково?

Что обозначает?


Признак предмета

Признак действия, названного сказуемым

Состояние природы, человека, оценку действия.

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?


По родам и числам. (Можно заменить полной формой прилагательного)

Не изменяется (Можно заменить синонимичным наречием)

Не изменяется (Можно заменить синонимичным СКС)

Слова категории состояния следует отличать от омонимичных им наречий на -о и кратких прилагательных. Различие между указанными формами определяется в контексте.

Слово категории состояния

Наречие на -о

Краткое прилагательное

Всем было грустно

Он грустно по­смотрел на прияте­ля (функция обсто­ятельства образа действия). (функция именной части сказуемого в од­носоставном безлич­ном предложении).

Лицо его грустно, печально (функция именной части сказуемого в двусоставном предложении)

Те же различия характерны для форм простой сравнительной степени указанных частей речи. Сравнительная степень прилагательного в предложении обычно является именной частью сказуемого и поясняет признак подлежащего, например: Он был маленький, но стал выше. Сравнительная степень слова категории состояния является именной частью сказуемого в безличном предложении: Всем стало веселее. Сравнительная степень наречия служит обстоятельством и относится к глаголу-сказуемому, например: Он сделал много, но не больше, чем остальные.

Слова категории состояния следует отличать также от омонимичных им существительных, например: Ну, мне пора. - Была та смутная пора, когда Россия молодая мужала с гением Петра... (А. Пушкин). В первом предложении употреблено слово категории состояния (показатель - функция сказуемого в безличном предложении), во втором - имя существительное (показатель - функция подлежащего в двусоставном предложении).

Карточки

1.Распределите предложения по трём колонкам, используя опорную таблицу. (см.выше).

Предложение, в состав которого входит:

1.Краткое прилагательное.

2.Наречие.

3.Слово категории состояния.





А) Глаза светились радостно (2); Утро солнечно и радостно (1); На душе у ребят было радостно (3).

Б) Сегодня на улице спокойно(3); Лицо старика красиво и спокойно(1); На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок(2).

В) Мне, право, неловко(3); Его поведение неловко(1); Он чувствует себя неловко(2);

Г) Он смотрел весело(2); Ему весело(3); Лицо его весело(1).

Д) Платье было красиво(1); Ученик рисовал красиво(2); В комнате красиво(3).

Е) Он легко отвечает на любые вопросы (2); Облачко легко, невесомо (1); Мне легко(3).

2. Найдите в текстах данных стихотворений слова категории состояния. Объясните свой выбор товарищу.

1. Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.
(М.Ю.Лермонтов).

2. Ель рукавом мне тропинку завесила.

Вечер. В лесу одному

Шумно и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

(А.Фет.)

3. Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют всё вольные птицы;

Глядя на них, мне больно, и стыдно.

(М. Лермонтов).

4. В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды…

(Н. Рубцов).

5. На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

(А. Фет)

6. С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

(А. Фет) 7. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
(М.Ю. Лермонтов)

3. Распределите СКС по смысловым группам.

1) В избе было Тепло и Сухо. 2) Мне Больно. 3) По утрам было еще Темно. 4) Васе одному Скучно. 5) Ему Лень сойти с крыльца. 6) До­садно, что скоро придется покинуть вас. 7) Человеку Холодно без песни. 8) В городе Спокойно. 9) Можно сделать лучше. 10) Невозможно не видеть того, что происходит в стране. 11) Курить в общественных местах Нельзя. 12) Мне Стыдно не выполнить задание.

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий

Больно, скучно холодно, досадно

Тепло и Сухо, темно, спокойно,

Лень, можно, нельзя, Стыдно

4. Спишите, укажите, какой частью речи является слово в сравнительной степени. Подчеркните его как член предложения.

1. Дети сегодня оделись теплее.2. Ты прав: поэту легче жить – в свободном слове есть отрада. (Н.Некрасов) 3. Я последнюю песню пою для тебя – и тебе посвящаю. Но не будет она веселей, будет много печальнее прежней, потому что на сердце темней и в грядущем еще безнадежней. (Н.Некрасов) 4.Теплее греет солнце.5. С твоим талантом стыдно спать, еще стыдней в годину горя красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать. (Н.Некрасов) 6.Скоро станет теплее.7. Чем дале – деревья все выше, а тени длинней и длинней. (Н.Некрасов)8. Всем стало веселее.9. Стали дни холоднее.



Комплексный анализ текста.

Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н..кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире.

(М. Пришвин)

1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?

2. Определите тему и основную мысль текста. Определите, сколько микротем в тексте. Выделите главное в каждой микротеме.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.



Составитель: А.А. Галкина,

http://www.openclass.ru/node/279945

учитель русского языка и литературы.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Дидактические материалы по русскому языку для 7 класса

Автор: Галкина Анастасия Александровна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по русскому языку для 6 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "163957"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552664"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "220909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434960765"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "313194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440969"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(69) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192920"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427543439"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства