Дидактические материалы по русскому языку для 7 класса.
СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ
В 7 классе на изучение темы «Категория состояния» отводится 6 часов по программе и два параграфа (по учебнику Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.)
Для тех, кто работает по этому учебнику и др., эта тема вызывает особое затруднение, потому что для усвоения материала отведенных по программе часов недостаточно, не хватает практического и теоретического материала. Да к тому же эта тема помогает ученикам подготовиться к изучению в 8-м классе безличных предложений.
В связи с этим хочу предложить вниманию учителей дидактические материалы по этой теме.
Таблица
Разграничение слов категории состояния и омонимичных им частей речи.
Чтобы отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных, можно использовать опорную таблицу.
Вопросы
Краткое прилагательное
Наречие
Слово категории состояния (СКС)
К какому слову относится?
Существительное
(Прощание было тягостно и печально)
Глагол
(Мелодия звучала тягостно и печально)
Не зависит от других слов (На душе было тягостно и печально)
На какой вопрос отвечает?
Каков? Какова? Каковы?
Как? Где?
Как? Каково?
Что обозначает?
Признак предмета
Признак действия, названного сказуемым
Состояние природы, человека, оценку действия.
Каким членом предложения является?
Сказуемое
Обстоятельство
Сказуемое в предложении без подлежащего
Как изменяется?
По родам и числам. (Можно заменить полной формой прилагательного)
Не изменяется (Можно заменить синонимичным наречием)
Не изменяется (Можно заменить синонимичным СКС)
Слова категории состояния следует отличать от омонимичных им наречий на -о и кратких прилагательных. Различие между указанными формами определяется в контексте.
Слово категории состояния
Наречие на -о
Краткое прилагательное
Всем было грустно
Он грустно посмотрел на приятеля (функция обстоятельства образа действия). (функция именной части сказуемого в односоставном безличном предложении).
Лицо его грустно, печально (функция именной части сказуемого в двусоставном предложении)
Те же различия характерны для форм простой сравнительной степени указанных частей речи. Сравнительная степень прилагательного в предложении обычно является именной частью сказуемого и поясняет признак подлежащего, например: Он был маленький, но стал выше. Сравнительная степень слова категории состояния является именной частью сказуемого в безличном предложении: Всем стало веселее. Сравнительная степень наречия служит обстоятельством и относится к глаголу-сказуемому, например: Он сделал много, но не больше, чем остальные.
Слова категории состояния следует отличать также от омонимичных им существительных, например: Ну, мне пора. - Была та смутная пора, когда Россия молодая мужала с гением Петра... (А. Пушкин). В первом предложении употреблено слово категории состояния (показатель - функция сказуемого в безличном предложении), во втором - имя существительное (показатель - функция подлежащего в двусоставном предложении).
Карточки
1.Распределите предложения по трём колонкам, используя опорную таблицу. (см.выше).
Предложение, в состав которого входит:
1.Краткое прилагательное.
2.Наречие.
3.Слово категории состояния.
А) Глаза светились радостно (2); Утро солнечно и радостно (1); На душе у ребят было радостно (3).
Б) Сегодня на улице спокойно(3); Лицо старика красиво и спокойно(1); На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок(2).
В) Мне, право, неловко(3); Его поведение неловко(1); Он чувствует себя неловко(2);
Г) Он смотрел весело(2); Ему весело(3); Лицо его весело(1).
Д) Платье было красиво(1); Ученик рисовал красиво(2); В комнате красиво(3).
Е) Он легко отвечает на любые вопросы (2); Облачко легко, невесомо (1); Мне легко(3).
2. Найдите в текстах данных стихотворений слова категории состояния. Объясните свой выбор товарищу.
1. Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.
(М.Ю.Лермонтов).
2. Ель рукавом мне тропинку завесила.
Вечер. В лесу одному
Шумно и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
(А.Фет.)
3. Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне больно, и стыдно.
(М. Лермонтов).
4. В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды…
(Н. Рубцов).
5. На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
(А. Фет)
6. С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
(А. Фет)
7. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
(М.Ю. Лермонтов)
3. Распределите СКС по смысловым группам.
1) В избе было Тепло и Сухо. 2) Мне Больно. 3) По утрам было еще Темно. 4) Васе одному Скучно. 5) Ему Лень сойти с крыльца. 6) Досадно, что скоро придется покинуть вас. 7) Человеку Холодно без песни. 8) В городе Спокойно. 9) Можно сделать лучше. 10) Невозможно не видеть того, что происходит в стране. 11) Курить в общественных местах Нельзя. 12) Мне Стыдно не выполнить задание.
Душевное и физическое состояние человека
Состояние природы и окружающей среды
Оценка действий
Больно, скучно холодно, досадно
Тепло и Сухо, темно, спокойно,
Лень, можно, нельзя, Стыдно
4. Спишите, укажите, какой частью речи является слово в сравнительной степени. Подчеркните его как член предложения.
1. Дети сегодня оделись теплее.2. Ты прав: поэту легче жить – в свободном слове есть отрада. (Н.Некрасов) 3. Я последнюю песню пою для тебя – и тебе посвящаю. Но не будет она веселей, будет много печальнее прежней, потому что на сердце темней и в грядущем еще безнадежней. (Н.Некрасов) 4.Теплее греет солнце.5. С твоим талантом стыдно спать, еще стыдней в годину горя красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать. (Н.Некрасов) 6.Скоро станет теплее.7. Чем дале – деревья все выше, а тени длинней и длинней. (Н.Некрасов)8. Всем стало веселее.9. Стали дни холоднее.
Комплексный анализ текста.
Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н..кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире.
(М. Пришвин)
1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?
2. Определите тему и основную мысль текста. Определите, сколько микротем в тексте. Выделите главное в каждой микротеме.
3. Озаглавьте текст.
4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.
6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.