kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические материалы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык упрям

без постоянного труда

не переупрямить его

                 П.А.ВяземскийСтрого следуя правилам, судьи по этой «отметке» и замерили ее прыжок. Результат оказался слабым. Через четыре года на Играх она выступала уже с короткой стрижкой и установила новый мировой рекорд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы »








Русский язык упрям

без постоянного труда

не переупрямить его

П.А.Вяземский


















Тетрадь

для занятий

по русскому языку





  • Отгадай загадки и выполни морфемный разбор слов – отгадок (по составу):

1.Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.


2. Золотое решето

Черных домиков полно,

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов.

  • Закончи пословицу и выполни синтаксический разбор получившегося предложения:

Под лежачий камень …..

  • Среди букв, составляющих слова, есть «лишние», которые тоже входят в состав слова, но совсем другого. Таким образом, в каждой строчке перемешались два слова, причем одно из них – название школьного предмета. Так что же здесь написано?

огсетогррафвия

муачитетмаетилкьа

куфивзкыульртуорка

жбивиоолтоногиея

нафиукзиака

лабхоирмаинят ______________________________________________________


1. Прочитай слово лен по звукам справа налево. Запиши получившиеся слово.

2. Сколько звуков [о] в слове молокозавод?

Составь «футбольное» предложение с полученными ответами.

______________________________________________________________________________________________________________

  • Сочини частушку, используя данные окончания строк:

…………………..мама

…………………..бегу

…………………..панама

…………………….могу.

  • Многие из нас носят греческие Имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Андрей – «мужественный»,Макар -«счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это

испытать счастье, настоящее блаженство. Назовите это блюдо.

В нескольких предложениях опишите, как вы его готовите.

(Внимание: в задании содержится подсказка)



  • Тюль, толь, мозоль, аэрозоль. Одно из этих слов относится к женскому роду.Составьте с ним словосочетание по схеме: прил.+сущ.

  • Сейчас ты получишь невероятное задание!

Тебе предстоит «перевести»стихотворение, позаимствованное

из сказки Л.Кэролла «Алиса в стране чудес».

Воркалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.ъ

  • В данном предложении выделите грамматические основы и дайте ему характеристику.

Вот пес без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.



  • Помните строки Пушкина: «У лукоморья дуб зеленый…»? А что такое «лукоморье»? Поищите ответ в словарях и запишите его.

  • Найдите и подчеркните однородные члены предложения. Расставьте знаки препинания:

Поет зима аукаетмохнатый лес баюкает стозвоном сосняка

На опушке леса деревья и кусты примеряют зимний наряд.

  • Вставьте пропущенные буквы. Укажите, в какой строчке на месте всех пропусков пишется одна и та же буква:

1. Вот и чайн_к за кофейн_ком б_жит, таратор_т, таратор_т, др_безжит.

2. Вдруг из мам_ной из спальн_, кр_воногий и хромой, выбега_т

умывальн_к и кача_т головой.

3. Я усадил стар_ка на д_ванч_к, дал ему сладкого чаю стаканч_к.

  • Этим слово древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите однокоренное ему женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая».

  • Прочитай текст. Определи лексическое значение слова «коса». Подбери к нему омонимы.

Подвела …коса.

На Олимпийских играх польская спортсменка обращала на себя внимание своей длинной густой косой. На состязаниях по прыжках в длину с разбега она, приземляясь, оставила след на песке не только ногами, но и косой…

Строго следуя правилам, судьи по этой «отметке» и замерили ее прыжок. Результат оказался слабым. Через четыре года на Играх она выступала уже с короткой стрижкой и установила новый мировой рекорд.



  • Реши загадки, запиши ответы и подчеркни удвоенные согласные:

В себе два Р

Содержит он-

Причал вокзальный.

Он-…

К нему причалил

С парной эС

По расписанию…

Родня с двумя Ка…



  • Тебе нужно добавить ко всем словам по одной и той же букве так, чтобы получились новые слова. В первом слове буква добавляется в начало, а во втором - в конец. Если ты все сделаешь правильно, то получишь в левом столбце ключевое слово:

Н

очник

карма

ночник

карман

?

раб

карт


?

лоток

поло


?

остов

рада


?

ника

опал


?

рожки

каска


?

порт

пресс




  • Распредели слова на две колонки:

Ь без Ь

Тиш_, камыш_, хвалиш_ся, плющ_, еш_те, ветош_, намаж_, брош_, мыш_, телепередач_, обрадуеш_ся, рож_, горяч_, сжеч_, меч_, спряч_, нож_, свеч_, калач_, реж_те, смерч_, леч_, пресеч_, задач_, без туч_.

  • Поработай с орфографическим словарем: вставь буквы в словарные слова и запиши их в тетрадь.

Инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ор_гинальный, ф_нтазия, акв_рель,

апл_дисменты, д_ликатес, п_триотизм, к_сель, к_пыто, п_явка,

к_стыль, ап_льсин.



  • Задание «Ступеньки». Постарайся составить с помощью слов как можно больше «ступенек», начинающихся на заданную букву:

К

ООО

ОООО

ООООО

ОООООО

  • Реши тест, проверь свои знания по теме «Глагол».

  1. Глагол отвечает на вопросы:

  1. Кто? Что?

  2. Каков? Чей?

  3. Что делать? Что сделать?

  1. Глагол изменяется:

  1. По временам

  2. По родам

  3. По числам

  4. По лицам

  5. По падежам

  1. Чаще всего глагол в предложении является:

  1. Сказуемым

  2. Подлежащим

  3. Определением

  1. Какой глагол пишется слитно?

  1. (не)было

  2. (не)волит

  3. (не)хватает

  1. Какой глагол совершенного вида?

  1. Ненавидеть

  2. Переделывать

  3. Решить

  • Название этого цветка в переводе с греческого означает «звезда». Цветет он с конца лета до начала осени. Очень распространен у нас. Вспомни, с какими цветами ты приходишь 1 сентября в школу. По своей форме они действительно напоминают звезды. Напиши название цветка и три слова, содержащих тот же корень.



  • Реши шарады и с полученными словами составь предложения:

Мы – для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

  • Вставь пропущенные буквы:

И сказал Крокодил: « Ты меня поб_дил! Не губи меня, Ваня Васильч_ков! Пожалей ты моих крокодильч_ков! Крокодильч_ки в Нил_ пл_скаются, со слезами меня дож_даются. Отпусти меня к дет_чкам, Ван_чка, я за то подарю тебе прян_чка».



  • Расшифруй аббревиатуры:

СНГ, ГАИ, ПК, ЧП.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  • Как называют брата жены? Брата мужа? Сестру жены? Маму мужа? Отца жены? В этом задании тебе могут помочь родители.

  • Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Скажите, из этих предложений мог получиться текст? Напиши, в каком порядке они должны располагаться?

    1. Птицам в этом время года особенно гол_дно и холл_дно.

    2. Дли_ой зимней ночью они преод_левают мороз по-разному.

    3. З_мой на з_мле на крышах на кустах и дерев_ях всюду снег.

    4. Ведь сыт_й птице не страшен лютый холл_д.

    5. Зарываю_ся в мя_кий снег лесные птицы тетерева ря_чики глухари.

    6. Голод преод_леть птицам труднее.

    7. Мы можем обле_чить им жизнь, если устро_м к_рмушки.

    8. Поможем птицам ребята!

    9. А вот в_роны и галки н_чуют б_льшими стаями в парках на дерев_ях, прижавшись друг к другу.

  • В каждой строчке найди третье лишнее слово. На какую категорию имен существительных ты опирался?

1. Бабочка, судак, тюльпан.

2. Дерево, кукла, девочка.

3. Насекомое, животное, расписание.

4. Самолет, машина, летчик.

5. Соловей, песня, скворец.

  • Прочитай анекдот. О какой басне идет речь? Вспомни автора басни и название, а также запиши мораль «настоящей» басни.

Сидит ворона на ветке, во рту сыр. Из кустов выскакивает лиса с дубинкой и как даст вороне по голове!

Сыр выпал, лиса схватила его и убежала.

Ворона, обалдевшая:

- Ничего себе, как басню сократили!

  • Составьте словосочетания с несклоняемыми и неизменяемыми существительными из этого веселого правила:

Пони, домино, метро,

Какаду, пальто, бюро,

Кенгуру, фойе, кашне,

Гну, меню, пюре, пенсне –

Знайте: не склоняются,

Совсем не изменяются!



  • Кого называли в Древней Руси немцами? А что такое орало? А десница? В этом задании тебе поможет «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный В.И. Далем.











  • Ответь на вопросы в столбиках по вертикали и тогда в выделенных строках по горизонтали ты прочитаешь названия двух времен года.

1

2

3

4

5
































1.Создатель сказки или повести.

2.Состоит из абзацев и строк.

3.Удача счастливчика.

4.Объявление о том, что скоро состоится показ нового мультика.

5.Танец, любимый барышнями прошлого века.

  • Определи род существительных. Согласуй с ними прилагательные. Запиши готовые словосочетания. В этом задании тебе поможет орфоэпический словарь.

Шампунь, модный; тюль, прозрачный; молодежь, современный;

полынь, душистый; кофе, черный; патруль, ночной; бандероль, заказной; вермишель, пшеничный.

  • Что это за произведение, кто его автор? Напишите лексическое значение слова черница.

Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном.

Вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял. И девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору….

  • Вставь пропущенные буквы. Ты узнал автора этих срок? Напиши его имя.

1.Вдруг откуда-то л_тит мал_нький кома_к, и в рук_ его горит мал_нький

фонар_к.

2.А кузнеч_к, а кузнеч_к, ну совсем как ч_ловеч_к, скок, скок, скок, скок- за кусток, под мосток и моч_к!

3.Взял бараш_к карандаш_к, взял и нап_сал: «Я – Бебека, я – Мемека, я м_дведя забодал!»

  • Реши примеры:

Пеш + е + ?

? + о(е) + вар

Лун + о(е) + ?

Лед + о(е) + ?

? + о(е) + лет

? + о(е) +кат

  • Подберите синонимы с не к данным словам. Запишите их.

Сомнение - …

Болезнь - …

Ложь - …

Беда - …

Противник - …

Противник - …

Возмущение - …

Глупость - …

Слякоть - ….

  • Отгадайте загадки. Ответы запишите в тетрадь. Обозначьте орфограмму, которая есть во всех словах.

    1. Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной.

    2. Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет.

    3. Махнула птица своим крылом, накрыла весь свет черным пером.

    4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет.

    5. Маленький шарик под лавкою шарит, шевелит хвостом, пугает весь дом.

    6. Дитя отца и матери, а никому не сын.

  • Распредели слова по тематическим группам.

Определи общее значение сгруппированных слов

и запиши обобщающее слово к каждой группе.

Лиственница, восьмерка, крестьянство,

фламинго, лягушонок, вестибюль,

аквалангист, аристократия, парашют,

сотня, орешник, гепард, стюардесса,

известь, гололедица, тушь, ураган,

бунт, композитор, единица, дрожжи,

распутица, честность, перемирие, жар,

чернота, зевота, блокада, высь, косьба.

  • Вспомни, из каких частей состоит велосипед, и правильно впиши эти слова в клетки кроссворда:



 

В

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 




 

 

Л

 






 

О

 

 

 

 


 

 

С

 

 




 

 

И

 

 




 

 

П

 






 

Е

 

 

 

 


 

 

Д

 

 









ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ: Тебе понравились наши занятия? Как ты думаешь, чем они оказались тебе полезны? Напиши, пожалуйста, те дни, в которые ты выполнял самые интересные задания.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Дидактические материалы

Автор: Оразалина Нуркизат Нурлыбековна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153053

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Электронные дидактические материалы по предмету " Французский язык" "
    ["seo_title"] => string(74) "eliektronnyie-didaktichieskiie-matierialy-po-priedmietu-frantsuzskii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "134609"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1416762319"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Использование дидактических материалов учащимися  для реализации программы внеурочной деятельности кружка «ОБЖейка» "
    ["seo_title"] => string(134) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-matierialov-uchashchimisia-dlia-riealizatsii-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhka-obzhieika"
    ["file_id"] => string(6) "200166"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428741106"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Дидактические материалы к уроку обществознания для 9 класса  "Труд и трудовое право" "
    ["seo_title"] => string(92) "didaktichieskiie-matierialy-k-uroku-obshchiestvoznaniia-dlia-9-klassa-trud-i-trudovoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "102159"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402482462"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Дидактические материалы для 5 кл по информатике "
    ["seo_title"] => string(53) "didaktichieskiie-matierialy-dlia-5-kl-po-informatikie"
    ["file_id"] => string(6) "128961"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415614508"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "«Дидактические материалы к мониторингу качества знаний учащихся по русскому языку в 5 классе по разделу «Морфология.Глагол» "
    ["seo_title"] => string(139) "didaktichieskiie-matierialy-k-monitoringhu-kachiestva-znanii-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-razdielu-morfologhiia-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "129552"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1415723074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства