kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактический материал по русскому языку 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разноуровневые дидактические задания по темам "Повторение изученного в 5-6 классах", "Причастие".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку 7 класс»

КГУ «Рудненская специальная школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области








Дидактический материал

по русскому языку

по темам:

«Повторение изученного

в 5-6 классах», «Причастие»




Разработчик Апачинская С.Г.





















РУДНЫЙ




Содержание.

стр.

  1. Повторение изученного в 5-6 классах.

    1. К уроку 2

    2. Словосочетание 2

    3. Предложение 3

    4. Глагол 3

    5. Контрольные задания 4

  2. Причастие.

    1. К уроку 9

    2. Признаки глагола и прилагательного у причастий 9

    3. Причастный оборот 10

    4. Действительные и страдательные причастия 11

    5. Не с причастиями 12

    6. -нн- и –н- в причастиях и отглагольных прилагательных 14

    7. Контрольные задания 15








































  1. Повторение изученного в 5-6 классах.

    1. К уроку.

      1. «Словарь корней».

Поразительный, отразить, сразить (с // ж).

Поразительный – поразить (перен. – «сильно ударить») – разить (первоначально резать, рубить). «Раз-» в общеславянском языке «удар», «случай». Слово зараза восходит к этому корню.

Устно составить с этими словами предложения.


      1. «Говори правильно». Ударный звук выделен.

Заржавевший, начавший, отнявший.


      1. «Составь слово».

От слова прибежать взять приставку, от школьник – корень, от слова ужасный – суффикс, от огромный – окончание. (Пришкольный).


1.2. Словосочетание.

1.2.1.

А. Составьте словосочетания.

В. Составьте словосочетания. Укажите главные и зависимые слова.

С. Составьте словосочетания. Произведите синтаксический разбор словосочетаний.


Утренний, пробежка; прогулка, лес; школьный, принадлежности; начертить, схема; семь, класс; учебник, парта.


1.2.2.

А. Выписать сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.

В. Выписать сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями. Составить с ними распространённые предложения.

С. Выписать сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями. Составить с ними распространённые предложения. К выделенным словам подобрать синонимы.


Играть на скрипке, удивительное приключение, сложное решение, линейка из металла, наступил рассвет, колоссальный труд, книга – друг, несъедобный гриб, писать сочинение, очень бояться, тает снег, перенимать опыт, сушить вёсла, хороший поступок, отличное настроение.


1.2.3. ×

А. Выпишите словосочетания (прилаг. + сущ.).

×

В. Выпишите словосочетания (сущ. + сущ.).

×

С. Выпишите словосочетания (глаг. + сущ.).


Шапка из лисы, телефонный звонок, дружные ребята, мы учимся, пиджак от костюма, учиться в школе, забавный случай, заметка в газете, пальто в гардеробе, трудный день, прыгать на батуте, выпал снег, задуматься над задачей, быстрым шагом, выставка в музее, лезвие для бритья, радоваться успеху, закрыть на ключ, идёт дождь.




1.3. Предложение.

1.3.1.

А. Составьте предложения.

Каждый, день, я, со, старший, брат, выбегать, на, утренний, пробежка, в, соседний, аллея.


В. Составьте предложения. Подчеркните грамматическую основу предложения.

Миллионы, каждую, занятия, осень, на, отправляются, школьников.


С. Составьте предложения. Подчеркните по членам предложения.

Был, разных, тысячью, птичьих, наполнен, причудливых, воздух, голосов.


1.3.2.

А. Выписать простые нераспространённые предложения. Указать, чем выражена грамматическая основа предложения.

В. Выписать простые предложения с однородными членами предложения. Указать, чем выражены однородные члены предложения.

С. Выписать сложные предложения, расставить знаки препинания. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.


Вечереет. В лесу тепло и сыро. Зеленеет трава повсеместно разрастаются кусты дикой малины. Сгущаются сумерки. Кукушка начала куковать первого мая и теперь совсем осмелела. Бормочет тетерев. Скворцы вывелись и улетели. В темноте белеют берёзки остальные деревья сливаются в сплошное тёмное пятно. На опушке растут сморчки и сыроежки.

Наступает день. В мой сад на яблоню прилетает в хорошее росистое утро старый скворец и поёт. Для чего же старый скворец прилетает на яблоню где прошла его весна?

(По М.Пришвину).


1.4. Глагол.

1.4.1.

А. Выписать глаголы.

В. Списать, указать части речи.

С. Списать, указать части речи. С глаголами составить словосочетания.


Пробежка, бегство, бежать, бег, беготня; третий, три, тройка, тройник, утроить; писание, записка, письмо, расписывать; строительство, надстроить, постройки, стройка; рисунок, рисование, рисованный, пририсовать,.


1.4.2.

А. Указать вид глаголов.

В. Указать вид глаголов. К каждому глаголу подобрать видовую пару.

С. Указать вид глаголов. К каждому глаголу подобрать видовую пару. Составить 3-5 словосочетаний.


Играть, выписать, научить, отрезать, обедать, интересоваться, трясти, укусить, заехать, отремонтировать, строить, голосовать, откупорить, записывать, привинтить, ехать, зачитывать, подстерегать, заштопать, наносить (краску).


1.4.3.

А. Указать наклонение глаголов.


Встретиться бы вечером, подумай-ка над ответом, подъехали к дому, выписали бы из книги, придумай отговорку, занеси портфель, приходи в гости, вышли из кинотеатра, попробуем на вкус, ушёл бы с дороги, вынесу вещи, работал на станке, учил бы правило, забежал бы от дождя в подъезд, покупаю зонтик, полей-ка цветы, умножаю дробь, напечатал бы текст, принёс котёнка.


В. От данных ниже глаголов образуйте все формы наклонений. Составить 3 словосочетания.


Нести, открыть, трудиться, спешить, отвечать, рапортовать, покрасить, радовать.


С. Указать наклонение глаголов. Составить 1 простое предложение с однородными членами и 1 сложное предложение.


Встретиться бы вечером, подумай-ка над ответом, подъехали к дому, выписали бы из книги, придумай отговорку, занеси портфель, приходи в гости, вышли из кинотеатра, попробуем на вкус, ушёл бы с дороги, вынесу вещи, работал на станке, учил бы правило, забежал бы от дождя в подъезд, покупаю зонтик, полей-ка цветы, умножаю дробь, напечатал бы текст, принёс котёнка.


1.5. Контрольные задания.

Тест.

А. 1. Словосочетание состоит из главного и…

а) второстепенного слова;

б) зависимого слова;

в) придаточного слова.

2. Укажите вариант со словосочетанием.

а) верблюжья колючка;

б) идёт урок;

в) наступило утро.

3. По цели высказывания предложения бывают

а) восклицательные и побудительные;

б) повествовательные, вопросительные, побудительные;

в) восклицательные и невосклицательные.

4. Какой знак препинания нужно поставить в предложении Сколько тебе лет

а) точку;

б) восклицательный знак;

в) вопросительный знак.

5. Укажите вариант с предложением.

а) школьное расписание;

б) записать расписание;

в) висит расписание.

6. Найдите нераспространённое предложение.

а) Вот и наступила осень.

б) Налетает, завывает ветер.

в) В воздухе пахнет сыростью.

7. Найдите распространённое предложение.

а) Как-то рано наступила зима.

б) Звенят колокольчики.

в) Растаял снег.

8. Найдите предложение с однородными членами.

а) В этом году хороший урожай яблок, груш и сливы.

б) В школе за партой нужно сидеть ровно.

в) Девочки собирали хворост, а мальчики разжигали костёр.

9. Глаголы отвечают на вопросы…

а) Каков? Какой?

б) Где? Когда?

в) Что делать? Что сделать?

10. В предложении Утром выпал снег,- глаголом является

а) первое слово;

б) второе слово;

в) третье слово.

11. Укажите глагол совершенного вида.

а) идти;

б) сыграть;

в) нести.

12. Укажите глагол несовершенного вида.

а) отнести;

б) разбить;

в) наказываю.

13. Укажите глагол изъявительного наклонения.

а) прошу;

б) держи;

в) занёс бы.

14. Укажите глагол повелительного наклонения.

а) спорил;

б) грущу;

в) спой-ка.

15. Укажите глагол условного наклонения.

а) дотронься;

б) спим;

в) любил бы.


Код.

  1. Б; 4. В; 7. А; 10. Б; 13. А;

  2. А; 5. В; 8. А; 11. Б; 14. В;

  3. Б; 6. Б; 9. В; 12. В; 15. В.

  1. В. 1. Укажите вариант со словосочетанием.

  2. а) пишем сочинение;

  3. б) читаем книгу;

  4. в) гудят провода. ×

  5. 2. Укажите предложение, в состав которого входит словосочетание (числит.+ сущ.)

  6. а) Мы учимся в седьмом классе;

  7. б) На улице очень шумно;

  8. в) Я получил пятёрку.

  9. ×

  10. 3. Укажите словосочетание (глаг.+ сущ.)

  11. а) плывут облака;

  12. б) строим корабли;

  13. в) удачно пошутил.

  14. 4. Укажите сочетание слов, не являющихся словосочетанием.

  15. а) шумит дождь;

  16. б) сложный вопрос;

  17. в) познавательная книга.

  18. 5. Укажите побудительное предложение.

  19. а) Скорей бы каникулы!

  20. б) Мы весь день трудились в поле.

  21. в) зайдите, пожалуйста, на почту.

  22. 6. Найдите простое нераспространённое предложение.

  23. а) Мне приснился дурной сон.

  24. б) Шумит, бесчинствует толпа.

  25. в) Брат уехал в командировку.

  26. 7. Найдите распространённое предложение.

  27. а) Я извиняюсь.

  28. б) Гости приехали во второй половине дня.

  29. в) Наступает рассвет.

  30. 8. Найдите предложение с однородными членами. Знаки препинания не расставлены.

  31. а) Ребёнок заплакал его укусила собака.

  32. б) Снег пошёл когда его совсем не ждали.

  33. в) Постирали бельё и развесили его на верёвках.

  34. 9. Найдите сложное предложение. Знаки препинания не расставлены.

  35. а) Заиграла музыка мы пустились в пляс.

  36. б) Мы переедем в другой дом в этом или в следующем месяце.

  37. в) Каждый человек должен постоянно развиваться и физически и нравственно.

  38. 10. Найдите вариант с глаголами.

  39. а) два, двойник, двойка, второй;

  40. б) тройка, троечник, третий, тройник;

  41. в) удвоить, утроить, умножить.

  42. 11. Укажите строку с глаголами совершенного вида.

  43. а) отпить, рассказать, умываться;

  44. б) прострочить, носить, задуматься;

  45. в) надкусить, накрахмалить, заквасить.

  46. 12. Укажите строку с глаголами несовершенного вида.

  47. а) утруждать, косить, нырнуть;

  48. б) подразнивать, лить, заезжать;

  49. в) начищать, поцарапаться, растрескаться.

  50. 13. Укажите строку с глаголами изъявительного наклонения.

  51. а) записал, нарисуй, прочитай;

  52. б) выбежал, занесу, трудился;

  53. в) увидел, съешь, протёр бы.

  54. 14. Укажите строку с глаголами повелительного наклонения.

  55. а) подбели, покрась, притащил;

  56. б) откуси, скажи, приезжай;

  57. в) ответь, промазал, не трогаю.

  58. 15. Укажите строку, в которой употреблялись бы глаголы всех наклонений.

  59. а) напиши, выпил бы, пропусти;

  60. б) подумай, подговорил, спою;

  61. в) поношу, закусил, отвёз.

  62. 16. Укажи строку с возвратными глаголами.

  63. а) улыбайся, выключи, разнеси;

  64. б) дотрагиваюсь, прошу, убегаю;

  65. в) проснись, пробежались, отпрошусь.

  66. Код.

  1. В; 5. В; 9. А; 13. Б;

  2. А; 6. Б; 10. А; 14. Б;

  3. Б; 7. Б; 11. В; 15. А;

  4. А; 8. В; 12. Б; 16. В.

  1. С. 1. Укажите вариант со словосочетанием.

  2. а) гудит ветер;

  3. б) читаем книгу;

  4. в) плывут облака. ×

  5. 2. Укажите предложение, в состав которого входит словосочетание (нареч.+ глаг)

  6. а) В лесу сегодня тихо;

  7. б) Весельем наполнен зал;

  8. в) Гордо развеваются знамёна.

  9. ×

  10. 3. Укажите словосочетание (глаг.+ сущ.)

  11. а) расцвели хризантемы;

  12. б) сидеть в кресле;

  13. в) холодно на улице.

  14. 4. Укажите сочетание слов, не являющихся словосочетанием.

  15. а) наступил ноябрь;

  16. б) восклицательный знак;

  17. в) книга в парте.

  18. 5. Укажите побудительное предложение.

  19. а) Завтра обязательно верни книгу в библиотеку.

  20. б) Чудесное утро!

  21. в) Вы не готовы к уроку?

  22. 6. Найдите простое нераспространённое предложение.

  23. а) Вот и наступили каникулы.

  24. б) Угасает, затухает пламя.

  25. в) Выпал снег, наступила зима.

  26. 7. Найдите распространённое предложение.

  27. а) Гости приехали.

  28. б) Зеленеет парк.

  29. в) Где-то за околицей залаяла собака.

  30. 8. Найдите предложение с однородными членами. Знаки препинания не расставлены.

  31. а) Прошёл дождь и побежали ручьи.

  32. б) Где-то в зарослях у реки кричит иволга.

  33. в) Листья опали с деревьев и пожухли.

  34. 9. Найдите сложное предложение. Знаки препинания не расставлены.

  35. а) Кто-то постучал в дверь я пошёл открывать.

  36. б) Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые страны.

  37. в) Всем важно делать утреннюю зарядку и принимать водные процедуры.

  38. 10. Найдите вариант с глаголами.

  39. а) два, двойник, двойка, второй;

  40. б) тройка, троечник, третий, тройник;

  41. в) удвоить, утроить, умножить.

  42. 11. Укажите строку с глаголами совершенного вида.

  43. а) отрезать, связать, вытрясти;

  44. б) прыгнуть, свистнуть, поедать;

  45. в) надкусить, поливать, надписывать.

  46. 12. Укажите строку с глаголами несовершенного вида.

  47. а) сушить, тратить, помыть;

  48. б) петь, считать, рисовать;

  49. в) гулять, откусить, уехать.

  50. 13. Укажите строку с глаголами изъявительного наклонения.

  51. а) записал, нарисуй, прочитал бы;

  52. б) выбежал, занеси, трудись;

  53. в) увижу, съем, протёр.

  54. 14. Укажите строку с глаголами повелительного наклонения.

  55. а) подбей, полей, привязал;

  56. б) занеси, сказал бы, уеду;

  57. в) ототри-ка, надкуси, помажь.

  58. 15. Укажите строку, в которой употреблялись бы глаголы всех наклонений.

  59. а) напиши, опоздал бы, пропускал;

  60. б) подумал, подмету, скажи;

  61. в) попроси, заслушай, отнеси.

  62. 16. Укажи строку с возвратными глаголами.

  63. а) улыбался, трудились, радовались;

  64. б) задумался, шокировал, коптил;

  65. в) удивились, кружился, провисал.

  66. 17. Укажите предложение, соответствующее схеме: , .

  67. а) Солнце уже зашло, мы заторопились домой.

  68. б) На каникулах мы хорошо отдыхали, много путешествовали.

  69. в) Где-то кукует кукушка, и токует тетерев.

  70. 18. Укажите предложение, соответствующее схеме: , и .

  71. Знаки препинания не расставлены.

  72. а) Летом часто идут дожди разрастаются кустарники и травы.

  73. б) Современному человеку нужно уметь бегло читать без ошибок писать и самостоятельно принимать решения.

  74. в) Наступила осень облетают деревья и улетают птицы.

  75. 19. Укажите предложение, с правильно расставленными знаками препинания.

  76. а) К осени в садах поспевают яблоки, груши, и абрикос.

  77. б) Человек посылает в космос ракеты строит города, и прокладывает речные каналы.

  78. в) Мне удалось этим летом приобрести собрание сочинений Дикенса, Чехова, Тургенева и Лескова.

  79. 20. Укажите предложение, с ошибочно расставленными знаками препинания.

  80. а) Ночной туман рассеялся, и в окно повеяло утренней прохладой.

  81. б) Звук от вёсел поплыл, и растаял у плёса.

  82. в) Я чувствовал запах воды, остывшей пыли и горькой полыни.

  83. Код:

  1. Б; 5. А; 9. А; 13. В; 17. А;

  2. В; 6. Б; 10. В; 14. В; 18. Б;

  3. В; 7. В; 11. А; 15. А; 19. В;

  4. А; 8. В; 12. Б; 16. А; 20. Б.

  1. Причастие.

    1. К уроку.

      1. «Словарь корней».

  1. Корни –дол-, -дал-.

  2. Корень –дол- (низ): долина, дол, подол (платья), Подольск (город, расположенный на низком берегу реки);

  3. -дал-: даль, далёкий, удалённый, удалить, вдалеке.

      1. «Говори правильно». Ударный звук выделен.

  1. Понявший, берёста, из берёсты, начата, начавший.

      1. «Составь слово».

  1. От слова поход взять приставку, от слова дорожить - корень, от слова лесной – суффикс, от слова домик - суффикс (Подорожник). Разобрать полученное слово по составу.

    1. Признаки глагола и прилагательного у причастий.

  1. 2.2.1.

  2. А. От данных ниже глаголов образуйте причастия.

  3. В. От данных ниже глаголов образуйте причастия. Составьте с любыми из них 3 словосочетания.

  4. С. От данных ниже глаголов образуйте причастия. От выделенных глаголов образуйте антонимичные причастия, например, трудиться - отдыхающий Составьте с любыми из причастий 3 словосочетания.

  5. Прыгать, лежать, болеть, играть, думать, кричать, жевать, плакать, падать, нести, заниматься, ловить, шуметь, отыскивать, крутить, лететь.

  6. 2.2.2.

  7. А. Выписать причастия, определить их род.

  8. В. Выписать причастия, определить их род, число, падеж.

  9. С. Выписать словосочетания, в состав которых входят причастия. Определить их род, число, падеж.

  10. Шумел прилив, набегали грохочущие волны, бьющиеся о подножие скал. Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавленные тяжкой грудой льда. Ледяные поля придвинулись к самому берегу. Пошёл гул, послышалось бормочущее шипение, шорох, треск ломающихся глыб. Надвигалось неукрощённое стоногое чудовище – буря. Передовые льдины, сжатые напиравшей массой, ползли на вершину, громоздились в причудливые горы. Движение ледяной массы, встретившее непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут ломанными очертаниями поднялись новые громады. (А. Серафимович).

  11. 2.2.3.

  12. А. Выписать причастия, определить их вид.

  13. В. Выписать причастия, определить их вид, наклонение.

  14. С. Выписать причастия, определить их вид, наклонение, переходность, возвратность.

  15. Скворец, высунувшийся из своего домика, прикреплённого к вершине дубка около нехоженой тропинки, выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватало сочности, неуловимых оттенков, которыми знающая природа одаряет лишь избранных – гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой, воспроизвёл голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую, непреходящую скорбь раненой горлинки.

  16. И те, кто были им вызваны, пробуждённые, вдруг подали свои чистые, никем не пуганные голоса.

  17. (По М. Алексееву).

    1. Причастный оборот.

      1. × ×

  1. А. Распределить словосочетания в две группы: «прич. + сущ.» и «прич. + сущ.». Обозначьте главные и зависимые слова.

  2. В. Выписать словосочетания, являющиеся причастными оборотами. Распространите причастный оборот. Образец: построенное здание, построенное строителями, С. Выписать словосочетания, являющиеся причастными оборотами. Распространите причастный оборот, употребив при этом определяемое слово. Образец: построенное здание, построенное строителями здание, построенное ещё в прошлом году строителями.

  3. Засеянное поле, засеянное горохом, освещаемое лампочкой, освещаемый зал, увлекающийся музыкой, увлекающийся человек, стелющийся над рекой, стелющийся туман, задержанный враг, задержанный пограничником.

  4. 2.3.2.

  5. А. Выписать предложения с причастными оборотами.

  6. Упавший с полки спортивный снаряд с шумом покатился по полю. Колосившаяся рожь была видна издалека. Пройденная темы была понята всеми учащимися. Штрафной бросок, выполненный игроком на последней минуте матча, принёс победное очко команде. Покосившиеся ставни окон в старых избах выглядели уныло. Убежавшее молоко задымилось на плите. Свитер, связанный из разного цвета пряжи, был подарен внуку бабушкой. Постиранное бельё сушилось во дворе.

  7. В. Выписать предложения с причастными оборотами. Расставить знаки препинания.

  8. С. Выписать предложения с причастными оборотами. Расставить знаки препинания. Начерти схемы к данным предложениям.

  9. Опавшие листья ещё долго шуршали под ногами. Грибы собранные в лесу ы мы разложили на полянке для просушки. Засеянные поля были ещё голы. Приготовленный по моему вкусу кофе был подан ко столу. Исписанный мелким почерком листок лежал на столе. Растаявший снег стекал в узкие проталинки и образовывал целые ручьи. Ребёнок ужаленный осой громко плакал. Опоздавший ученик был приглашён к завучу для беседы. Стихотворение выученное к знаменательной дате было рассказано с большим успехом. Забавная игрушка подвешенная к потолку качалась из стороны в стороны в сторону при малейшем волнении воздуха.

  10. 2.4. Действительные и страдательные причастия.

  11. 2.4.1.

  12. Таблица-подсказка «Суффиксы действительных и страдательных причастий».

    1. Время

    1. Действительные

    1. Страдательные

    1. Настоя-щее

    1. От глаг. I спр.

    1. От глаг. II спр.

    1. От глаг. I спр.

    1. От глаг. II спр.

    1. -ущ- (-ющ-)

    1. -ащ- (-ящ-)

    1. -ем- (-ом-)

    1. -им-

    1. Прошед-шее

    1. -вш- , -ш-

    1. -енн- , -нн- , -т-

  13. А. Распредели в 2 столбика словосочетания с действительными и страдательными причастиями.

  14. В. Распредели в 2 столбика словосочетания с действительными и страдательными причастиями. Выдели суффиксы причастий.

  15. С. Распредели в 2 столбика словосочетания с действительными и страдательными причастиями. Выдели суффиксы причастий. Составь 3 предложения с причастными оборотами на основе данных словосочетаний.

  16. На пестреющем лугу, отнятая игрушка, о движущемся предмете, разлившаяся по небу, опавшие с тополя, написанная учеником, посаженные весной, распиленная плотником, ведущая в парк, опрокинутый котёнком, проверенная учителем, плескавшиеся волны, построенный дом, покрашенный краской, летящим самолётом, сидящая девочка, засыпанные аллеи, борющийся за свободу, у потревоженных птиц, рассказывающие о событиях.

  17. 2.4.2.

  18. А «Четвёртый - лишний». В каждом столбце найти лишнее причастие, указать, действительное оно или страдательное.

  19. Бегущий укушенный заражённый прибиваемый

  20. пришитый закрученный действующий закрашенный

  21. трудящийся выпитый держащий колющий

  22. дышащий дрожащий жующий носимый

  23. В. Подчеркнуть в тексте причастия. Над действительными причастиями поставьте букву Д, над страдательными – С. Выделить суффиксы причастий.

  24. С. Подчеркнуть в тексте причастия. Над действительными причастиями поставьте букву Д, над страдательными – С. Выделить суффиксы причастий, указать время причастий.

  25. Языкознание – это наука, изучающая общие законы существования и исторического развития языка.

  26. Наиболее выдающуюся роль в развитии русского языкознания сыграл М. Ломоносов. Основным лингвистическим трудом Ломоносова является вышедшая в 1755 году «Российская грамматика», представляющая собой первое систематическое изложение фонетических и морфологических норм русского языка, а также дающая некоторые синтаксические сведения. Во время подготовки к написанию грамматики Ломоносов проделал огромную работу, дополняющую и обосновывающую материал, представленный в грамматике.

  27. 2.4.3.

  28. А. Списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

  29. В. Списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы, объясняя условие выбора букв у, ю, а, я в суффиксах действительных причастий.

  30. С. Списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы, объясняя условие выбора букв у, ю, а, я в суффиксах действительных причастий. Составить 3 предложения по схеме: определяемое слово – причастный оборот – предложение продолжается.

  31. Бор..щийся народ, держ..щий знамя, развева..щийся по ветру, стро..щий школу, та..щий снег, кол..щий предмет, кол..щий дрова, ро..щий канаву, дремл..щий великан, колебл..щийся тростник, скач..щие на конях, маяч..щие огни, стел..щийся туман, колыш..щиеся отражения, готов..щие выступление, тяжело дыш..щий человек.

  32. 2.4.4.

  33. А. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, объясняя условие выбора букв и, е в суффиксах страдательных причастий.

  34. В. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, объясняя условие выбора букв и, е в суффиксах страдательных причастий. Начертить схемы 3х последних предложений.

  35. К реке сбегает тропинка, едва вид..мая во мгле. Серебрится река, слабо озаря..мая луной. Шелестит камыш, чуть колебл..мый ветром. Чьи-то голоса, слыш..мые издалека, гулко раздаются в ночной тишине. Вдали виднелся почти невид..мый лес. Разгорался костёр, раздува..мый ветром. Труден перелёт, соверша..мый птицами на юг. Тень, колебл..мая ветром, то укорачивалась, то удлинялась. Трава, пригиба..мая ветром к земле, ложилась беспорядочными снопами. Разведчики вышли на поляну, слабо освеща..мую светом луны.

  36. С. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, объясняя условие выбора букв и, е, о в суффиксах страдательных причастий. Расставить знаки препинания. Начертить схемы 3х последних предложений.

  37. К реке сбегает тропинка едва вид..мая во мгле. Серебрится река слабо озаря..мая луной. Шелестит камыш чуть колебл..мый ветром. Чьи-то голоса слыш..мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. Вдали виднелся почти невид..мый лес. Разгорался костёр раздува..мый ветром. Труден перелёт соверша..мый птицами на юг. Тень колебл..мая ветром то укорачивалась то удлинялась. Трава пригиба..мая ветром к земле ложилась беспорядочными снопами. Разведчики вышли на поляну слабо освеща..мую светом луны. Внизу в закуривш..мся тумане, почти невид..мый, глухо шумел лес.

    1. Не с причастиями.

  1. Таблица-подсказка.

    1. Слитно

    1. Раздельно

    1. С полными причастиями, при которых нет пояснительных (зависимых) слов (невыполненное задание)

    1. Если причастие имеет при себе зависимые слова (не выполненное мною задание)

    1. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)

    1. Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, вовсе не, отнюдь не, никак не (отнюдь не решённая задача)

    1. Когда есть или подразумевается противопоставление (не решённая, а списанная задача)

    1. С краткими причастиями (не прочитана)

  2. 2.5.1.

  3. А. Объяснить правописание не с причастиями. Образец: дверь не закрыта

  4. (кратк.причастие), нерешённая задача (нет пояснит.слов), не решённая учеником задача (есть пояснит. слова).

  5. Трава не скошена, непогасший костёр, невыносимая духота, ничем не нарушаемая тишина, не прекращавшийся ни на минуту дождь, ни с кем не простившийся товарищ, афиши не расклеены, скамейки не покрашены, не убраны, некрашеный забор, дорожки не выровнены, письмо не отправлено, невыученные уроки, картина не окончена, ещё не окрепший после болезни, не нашедший дороги отряд, нерасколотый орех.

  6. В. Раскрыть скобки, объяснить правописание не с причастиями.

  7. (Не) забываемый подвиг, (не) скошенный луг, (не) выполненное поручение, ошибка (не) отмечена; задача (не) решённая, а только начатая, неприятель (не) обнаружен, (не) исправленная вовремя ошибка, (не) вспаханное поле, роман вовсе (не) дописан, (не) сжатая рожь, (не) успокоившееся море, (не) забываемое впечатление, телефон (не) отремонтирован, калитка (не) закрыта, (не) написанное вовремя сочинение.

  8. С. Раскрыть скобки, объяснить правописание не с причастиями.

  9. (Не) распустившийся цветок , (не) смолкавший ни на минуту, (не) забываемое впечатление, (не) навидящий неправду, (не) сопротивляющиеся насилию; (не) отрезанный, а отломленный кусок пирога, (не) сношенная обувь, (не) проигранный матч, (не) стерпимая боль, ещё (не) побеждённый враг.

  10. (Не)порученное (ни) кому дело (не) тронется с места. Если поле (не)вспахано, амбар будет пустовать; если книга (не) прочитана, знаний (не) прибавится. (Не) дочитанная книга – что (не) пройденный путь. (Не) засеянное поле (не) зеленеет.

  11. 2.5.2.

  12. А. Списать, раскрывая скобки.

  13. В кабинете стало светло, но Пушкин, (не) замечавший этого, продолжал писать. Кончилась ещё одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул в (не) занавешенное с вечера окно. Пушкин встал из-за стола и подошёл к дивану, чтобы прилечь, но окинул взглядом разбросанные по столу бумаги, стал собирать их. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по ещё (не) расчищенным от снега улицам. Даже этот старинный сад утром похож на сказочный лес с (не) хожеными тропами. Давно ему не дышалось так легко.

  14. В. Списать, раскрывая скобки. Объяснить правописание не с причастиями.

  15. С. Списать, раскрывая скобки. Объяснить правописание не с причастиями. Составить схему 1-го предложения. Пояснить смысл 4-го предложения.

  16. (Не) умеющий ходить портит дорогу, (не) умеющий говорить портит речь. Для знающего мир светел, для (не) знающего – тёмен. (Не) жданный урожай голову кружит. (Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово – общее достояние. (Не) брани и (не) хвали того, кто (не) испытан тобою ни в деле, ни в пути. (Не) знающий меры будет горевать и в богатстве.

    1. нн- и -н- в причастиях и отглагольных прилагательных.

  1. 2.6.1.

  2. А. Списать, раскрывая скобки, подчеркивая в предложениях причастия.

  3. В. Списать, раскрывая скобки, подчеркивая в предложениях причастия. Определить, какими членами предложения являются полные и краткие причастия.

  4. Заказа(нн/н)ые учебники закупле(нн/н)ы и отправле(нн/н)ы в школу. Поступившие в школу учебники распределе(нн/н)ы между учащимися. Крейсер, построе(нн/н)ый в прошлом году, был спущен на воду в Аральске. Найде(нн/н)ые археологами стари(нн/н)ые монеты переда(нн/н)ы в музей. В заснеже(нн/н)ом лесу были установле(нн/н)ы кормушки для зверей и птиц. Со(нн/н)ый ребёнок потирал ручонками заспа(нн/н)ые глаза и отчаянно звал маму. На лесной тропе были отчётливо видны бесчисле(нн/н)ые запута(нн/н)ые следы. На покрытом скатертью столе была раставле(нн/н)а деревя(нн/н)ая посуда.

  5. Укажите, чем являются полные и краткие причастия.

  6. С. Преобразуйте полную форму причастий в краткую. Обратите внимание на написание –нн- и –н- в причастиях. С распространёнными словосочетаниями составьте предложения.

  7. Образец: построенное здание - здание построено.

  8. Законченные сборы, запущенная усадьба, окружённый бандит, отражённый натиск врага, проложенный охотниками след, пережаренная рыба, засыпанная яма, отправленные на каникулы студенты, разложенные на столе книги.

  9. 2.6.2.

  10. А. Объяснить правописание –нн- и -н- в причастиях и отглагольных прилагательных.

  11. Образец: гружёный (грузить – несов. вид отглаг. прилаг. –н-), выгруженный (приставка вы- причаст. –нн-), вагон, гружённый арбузами (зависимое слово арбузами причаст -нн-).

  12. Краше(-нн-/-н-)ый пол, покраше(-нн-/-н-)ый краской пол, некраше(-нн-/-н-)ый пол, непокраше(-нн-/ -н-)ый пол; вяза(-нн-/-н-)ая кофта, вяза(-нн-/-н-)ый спицами свитер, развяза(-нн-/-н-)ый шнурок; сея(-нн-/-н-)ая мука, засея(-нн-/-н-)ое поле; плетё(-нн-/-н-)ая корзина, плетё(-нн-/-н-)ая из веток корзина; скоше(-нн-/-н-)ый луг, некоше(-нн-/-н-)ый луг, никем некоше(-нн-/-н-)ый луг, нескоше(-нн-/-н-)ая трава.

  13. В. Распредели в два столбика причастия и отглагольные прилагательные.

  14. С. Распредели в два столбика причастия и отглагольные прилагательные. Графически объясни условие написания –нн- и -н- в причастиях и отглагольных прилагательных.

  15. Собра(-нн-/-н-)ый урожай, вяза(-нн-/-н-)ые варежки, прочита(-нн-/-н-)ая книга, заплетё(-нн-/-н-)ая коса, застеклё(-нн-/-н-)ая веранда, варё(-нн-/-н-)ое яйцо, коше(-нн-/-н-)ый по росе, упакова(-нн-/-н-)ые книги, мочё(-нн-/-н-)ые яблоки, несея(-нн-/-н-)ые травы, получе(-нн-/-н-)ое задание, краше(-нн-/-н-)ые стены, подреза(-нн-/-н-)ые деревья, завоёва(-нн-/-н-)ые призы, зажжё(-нн-/-н-)ый костёр, лома(-нн-/-н-)ые прутья, незамече(-нн-/-н-)ый недостаток.

    1. Контрольные задания.

      1. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

  1. А. Подчеркнуть в тексте причастия как члены предложения.

  2. В. Подчеркнуть в тексте причастия как члены предложения, выделить суффиксы, указать действительные и страдательные причастия.

  3. С. Выделить суффиксы причастий, указать действительные и страдательные причастия. Произвести синтаксический разбор выделенного предложения.

  4. Зрение у Васи было поразительно острое. Ему стоило только вглядеться в даль, чтобы увидеть лисицу, зайца или другое какое-нибудь животное, держащее себя подальше от людей. Не мудрено увидеть убегающего зайца или летящую дрохву, но не всякому доступно видеть диких животных в их домашней жизни, когда они не бегут, не прячутся и не глядят встревожено по сторонам. А Вася видел играющих лисиц, зайцев, умывающихся лапами, дрохв, расправляющих крылья. Благодаря такой остроте зрения, кроме мира, который видели все, у Васи был ещё другой, никому не доступный мир.

  5. (85 слов).

      1. Контрольная работа.

  1. А.

  2. 1. Выписать причастия со словами, к которым они относятся , указать морфологические признаки причастий (действительные или страдательные, вид, род).

  3. Пропитанная в ягодниках и мхах тропинка ведёт к опытному полю, устроенному на болоте. Сквозь нависшие увешанные моховыми бородами ветви в лесу видны новые крыши хозяйственных построек… Поле окружено лесом, болотистой тайгой. Странно видеть в непролазной, заваленной буреломом дикой чащобе зелёные, разработанные человеком поля.

  4. (И.Соколов-Микитов)

  5. 2. От данных глаголов образуй и запиши возможные формы причастий.

  6. Желать, бросать, рисовать, нарисовать, победить, строить, построить, бороться, мыть, видеть.

  7. ×

  1. Выписать словосочетания (причастие + зависимое слово).

  1. Посаженный юннатами, сложенное в скирды, объяснённая задача, собранный классом, собранная макулатура, опустевший лес, вырастившие урожай, засушенные растения, убегающие малыши, освещённый зал, борющиеся за мир, созданное народом, выпавший снег, распустившийся цветок, зажжённый факел, выписанная из тетрадки, укушенный в ногу, взбешённый непониманием.

  1. Распредели в 2 столбика действительные и страдательные причастия.

  1. Убегающий, занесённый, прочитанный, откушенный, думающий, кричащий, покрашенный, интригующий, уехавший, встревоженный, задетый, построенный, торгующий, приносивший.

  1. Выделить причастные обороты, расставить пропущенные знаки препинания.

  1. Слова имеющие несколько лексических значений называются многозначными. Висевший в воздухе аромат цветов веселил душу, радовал сердце. Ключ этот бьёт из расселины берега превратившегося в небольшой овраг. В классе было несколько учеников испытавших затруднения при выполнении домашнего задания. Кое-где в ложбинах ещё видны остатки медленно тающего снега. Калиныч привёл нас в глубинку увешанную пучками душистых сухих трав.

  1. Спиши, раскрывая скобки.

  1. Потеря(нн/н)ый, скоше(нн/н)ый, обеща(нн/н)ый, жёва(нн/н)ый, увеша(нн/н)ый, стреля(нн/н)ый, ране(нн/н)ый, закле(нн/н)ый, возвращё(нн/н)ый, броше(нн/н)ый, выраще(нн/н)ый, взвеше(нн/н)ый, углубле(нн/н)ый, исправле(нн/н)ый, привлеё(нн/н)ый, обиже(нн/н)ый, кваше(нн/н)ый,вяза(нн/н)ый.

  2. В,С. ( Учащимся, выполняющим вариант В, достаточно выполнить половину задания. Для удобства эта половина задания выделена тёмным шрифтом).

  3. 1. Образовать от данных ниже глаголов причастия, определить вид.

  4. Потерять, кошеный, обещать, увесить, сеять, приехать, возвратить, жевать, вязать, провязать.

  5. Расколоть, бросить, выжать, выжечь, увидеть, разбить, посолить, перевести, перевезти, ковать.

  6. 2. Списать, указать действительные и страдательные причастия. Составить 3-5 предложений со словосочетаниями (причастие + зависимое слово) .

  7. Сбежавший щенок, опавшие листья, исписанный лист, принесённый из леса, посаженный на грядке, забытое имя, отравленный ядом, разбитая чашка, открученный отвёрткой, пропущенный урок.

  8. Сшитый к осени, придуманная отговорка, забитый в стену, кошеная трава, укушенный собакой, торгующий книгами, заношенная одежда, шумящий водопад, уехавший в отпуск, надетый на грудь.

  1. Вместо точек вставьте причастие в нужной форме, выделите причастные обороты, расставьте знаки препинания.

  1. Фермер … (посеянный, посеявший) картофель собрал осенью большой урожай. Юные туристы взобрались на скалу… (омывающую, омываемую) с трёх сторон морем. ( Построенные, построившие) высококвалифицированными строителями города получили разные названия.

  2. С моря подул свежий ветер приятно … (ласкающий, ласкаемый) лица ребят. Ветер … (колеблющийся, колеблющий, колеблемый) теплоход… (стоявший, стоящий) у причала был свеж и приятен.

  1. Вставь н или нн.

  1. Ране..ый боец, изране..ый солдат, зва..ый обед, назва..ый брат, сея..ая мука, посея..ое зерно, коше..ый клевер, некоше..ая трава, подстриже..ый мальчик, стриже..ые под польку волосы.

  2. Пуга..ая ворона, непуга..ые птицы, рва..ая рубаха, сорва..ые плоды, жжё..ый кофе, сожжё..ое письмо, балова..ый ребёнок, избалова..ое дитя, связа..ая кофта, вяза..ый бабушкой свитер.

21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Дидактический материал по русскому языку 7 класс

Автор: Апачинская Светлана Геннадьевна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "дидактический материал.Русский язык.Шарады. "
    ["seo_title"] => string(47) "didaktichieskii-matierial-russkii-iazyk-sharady"
    ["file_id"] => string(6) "233301"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443040199"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "313194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440969"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Дидактический материал для 7 класса по русскому языку "Повторение изученного в конце года" "
    ["seo_title"] => string(101) "didaktichieskii-matierial-dlia-7-klassa-po-russkomu-iazyku-povtorieniie-izuchiennogho-v-kontsie-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "209958"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431346444"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Тематическое планирование по русскому языку 3 класс (для ЕИС) "
    ["seo_title"] => string(67) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-3-klass-dlia-ieis"
    ["file_id"] => string(6) "231286"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442435054"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Поурочный план по русскому языку по теме "Виды сложносочиненных предложений. " Класс: 9 "
    ["seo_title"] => string(93) "pourochnyi-plan-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-vidy-slozhnosochiniennykh-priedlozhienii-klass-9"
    ["file_id"] => string(6) "202265"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429201604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства