Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку 7 класс»
КГУ «Рудненская специальная школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области
Дидактический материал
по русскому языку
по темам:
«Повторение изученного
в 5-6 классах», «Причастие»
Разработчик Апачинская С.Г.
РУДНЫЙ
Содержание.
стр.
Повторение изученного в 5-6 классах.
К уроку 2
Словосочетание 2
Предложение 3
Глагол 3
Контрольные задания 4
Причастие.
К уроку 9
Признаки глагола и прилагательного у причастий 9
Причастный оборот 10
Действительные и страдательные причастия 11
Не с причастиями 12
-нн- и –н- в причастиях и отглагольных прилагательных 14
Контрольные задания 15
Повторение изученного в 5-6 классах.
К уроку.
«Словарь корней».
Поразительный, отразить, сразить (с // ж).
Поразительный – поразить (перен. – «сильно ударить») – разить (первоначально резать, рубить). «Раз-» в общеславянском языке «удар», «случай». Слово зараза восходит к этому корню.
Устно составить с этими словами предложения.
«Говори правильно». Ударный звук выделен.
Заржавевший, начавший, отнявший.
«Составь слово».
От слова прибежать взять приставку, от школьник – корень, от слова ужасный – суффикс, от огромный – окончание. (Пришкольный).
1.2. Словосочетание.
1.2.1.
А. Составьте словосочетания.
В. Составьте словосочетания. Укажите главные и зависимые слова.
С. Составьте словосочетания. Произведите синтаксический разбор словосочетаний.
А. Выписать сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.
В. Выписать сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями. Составить с ними распространённые предложения.
С. Выписать сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями. Составить с ними распространённые предложения. К выделенным словам подобрать синонимы.
Играть на скрипке, удивительное приключение, сложное решение, линейка из металла, наступил рассвет, колоссальный труд, книга – друг, несъедобный гриб, писать сочинение, очень бояться, тает снег, перенимать опыт, сушить вёсла, хороший поступок, отличное настроение.
1.2.3. ×
А. Выпишите словосочетания (прилаг. + сущ.).
×
В. Выпишите словосочетания (сущ. + сущ.).
×
С. Выпишите словосочетания (глаг. + сущ.).
Шапка из лисы, телефонный звонок, дружные ребята, мы учимся, пиджак от костюма, учиться в школе, забавный случай, заметка в газете, пальто в гардеробе, трудный день, прыгать на батуте, выпал снег, задуматься над задачей, быстрым шагом, выставка в музее, лезвие для бритья, радоваться успеху, закрыть на ключ, идёт дождь.
А. Выписать простые нераспространённые предложения. Указать, чем выражена грамматическая основа предложения.
В. Выписать простые предложения с однородными членами предложения. Указать, чем выражены однородные члены предложения.
С. Выписать сложные предложения, расставить знаки препинания. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
Вечереет. В лесу тепло и сыро. Зеленеет трава повсеместно разрастаются кусты дикой малины. Сгущаются сумерки. Кукушка начала куковать первого мая и теперь совсем осмелела. Бормочет тетерев. Скворцы вывелись и улетели. В темноте белеют берёзки остальные деревья сливаются в сплошное тёмное пятно. На опушке растут сморчки и сыроежки.
Наступает день. В мой сад на яблоню прилетает в хорошее росистое утро старый скворец и поёт. Для чего же старый скворец прилетает на яблоню где прошла его весна?
(По М.Пришвину).
1.4. Глагол.
1.4.1.
А. Выписать глаголы.
В. Списать, указать части речи.
С. Списать, указать части речи. С глаголами составить словосочетания.
Встретиться бы вечером, подумай-ка над ответом, подъехали к дому, выписали бы из книги, придумай отговорку, занеси портфель, приходи в гости, вышли из кинотеатра, попробуем на вкус, ушёл бы с дороги, вынесу вещи, работал на станке, учил бы правило, забежал бы от дождя в подъезд, покупаю зонтик, полей-ка цветы, умножаю дробь, напечатал бы текст, принёс котёнка.
В. От данных ниже глаголов образуйте все формы наклонений. Составить 3 словосочетания.
С. Указать наклонение глаголов. Составить 1 простое предложение с однородными членами и 1 сложное предложение.
Встретиться бы вечером, подумай-ка над ответом, подъехали к дому, выписали бы из книги, придумай отговорку, занеси портфель, приходи в гости, вышли из кинотеатра, попробуем на вкус, ушёл бы с дороги, вынесу вещи, работал на станке, учил бы правило, забежал бы от дождя в подъезд, покупаю зонтик, полей-ка цветы, умножаю дробь, напечатал бы текст, принёс котёнка.
От слова поход взять приставку, от слова дорожить - корень, от слова лесной – суффикс, от слова домик - суффикс (Подорожник). Разобрать полученное слово по составу.
Признаки глагола и прилагательного у причастий.
2.2.1.
А. От данных ниже глаголов образуйте причастия.
В.От данных ниже глаголов образуйте причастия. Составьте с любыми из них 3 словосочетания.
С. От данных ниже глаголов образуйте причастия. От выделенных глаголов образуйте антонимичные причастия, например, трудиться - отдыхающий Составьте с любыми из причастий 3 словосочетания.
В. Выписать причастия, определить их род, число, падеж.
С. Выписать словосочетания, в состав которых входят причастия. Определить их род, число, падеж.
Шумел прилив, набегали грохочущие волны, бьющиеся о подножие скал. Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавленные тяжкой грудой льда. Ледяные поля придвинулись к самому берегу. Пошёл гул, послышалось бормочущее шипение, шорох, треск ломающихся глыб. Надвигалось неукрощённое стоногое чудовище – буря. Передовые льдины, сжатые напиравшей массой, ползли на вершину, громоздились в причудливые горы. Движение ледяной массы, встретившее непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут ломанными очертаниями поднялись новые громады. (А. Серафимович).
2.2.3.
А. Выписать причастия, определить их вид.
В. Выписать причастия, определить их вид, наклонение.
С. Выписать причастия, определить их вид, наклонение, переходность, возвратность.
Скворец, высунувшийся из своего домика, прикреплённого к вершине дубка около нехоженой тропинки, выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватало сочности, неуловимых оттенков, которыми знающая природа одаряет лишь избранных – гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой, воспроизвёл голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую, непреходящую скорбь раненой горлинки.
И те, кто были им вызваны, пробуждённые, вдруг подали свои чистые, никем не пуганные голоса.
(По М. Алексееву).
Причастный оборот.
× ×
А. Распределить словосочетания в две группы: «прич. + сущ.» и «прич. + сущ.». Обозначьте главные и зависимые слова.
В. Выписать словосочетания, являющиеся причастными оборотами. Распространите причастный оборот. Образец: построенное здание, построенное строителями, С. Выписать словосочетания, являющиеся причастными оборотами. Распространите причастный оборот, употребив при этом определяемое слово. Образец: построенное здание, построенное строителями здание, построенное ещё в прошлом году строителями.
Упавший с полки спортивный снаряд с шумом покатился по полю. Колосившаяся рожь была видна издалека. Пройденная темы была понята всеми учащимися. Штрафной бросок, выполненный игроком на последней минуте матча, принёс победное очко команде. Покосившиеся ставни окон в старых избах выглядели уныло. Убежавшее молоко задымилось на плите. Свитер, связанный из разного цвета пряжи, был подарен внуку бабушкой. Постиранное бельё сушилось во дворе.
В. Выписать предложения с причастными оборотами. Расставить знаки препинания.
С. Выписать предложения с причастными оборотами. Расставить знаки препинания. Начерти схемы к данным предложениям.
Опавшие листья ещё долго шуршали под ногами. Грибы собранные в лесу ы мы разложили на полянке для просушки. Засеянные поля были ещё голы. Приготовленный по моему вкусу кофе был подан ко столу. Исписанный мелким почерком листок лежал на столе. Растаявший снег стекал в узкие проталинки и образовывал целые ручьи. Ребёнок ужаленный осой громко плакал. Опоздавший ученик был приглашён к завучу для беседы. Стихотворение выученное к знаменательной дате было рассказано с большим успехом. Забавная игрушка подвешенная к потолку качалась из стороны в стороны в сторону при малейшем волнении воздуха.
2.4. Действительные и страдательные причастия.
2.4.1.
Таблица-подсказка «Суффиксы действительных и страдательных причастий».
Время
Действительные
Страдательные
Настоя-щее
От глаг. I спр.
От глаг. II спр.
От глаг. I спр.
От глаг. II спр.
-ущ- (-ющ-)
-ащ- (-ящ-)
-ем- (-ом-)
-им-
Прошед-шее
-вш- , -ш-
-енн- , -нн- , -т-
А. Распредели в 2 столбика словосочетания с действительными и страдательными причастиями.
В. Распредели в 2 столбика словосочетания с действительными и страдательными причастиями. Выдели суффиксы причастий.
С. Распредели в 2 столбика словосочетания с действительными и страдательными причастиями. Выдели суффиксы причастий. Составь 3 предложения с причастными оборотами на основе данных словосочетаний.
На пестреющем лугу, отнятая игрушка, о движущемся предмете, разлившаяся по небу, опавшие с тополя, написанная учеником, посаженные весной, распиленная плотником, ведущая в парк, опрокинутый котёнком, проверенная учителем, плескавшиеся волны, построенный дом, покрашенный краской, летящим самолётом, сидящая девочка, засыпанные аллеи, борющийся за свободу, у потревоженных птиц, рассказывающие о событиях.
2.4.2.
А «Четвёртый - лишний». В каждом столбце найти лишнее причастие, указать, действительное оно или страдательное.
Бегущий укушенный заражённый прибиваемый
пришитый закрученный действующий закрашенный
трудящийся выпитый держащий колющий
дышащий дрожащий жующий носимый
В. Подчеркнуть в тексте причастия. Над действительными причастиями поставьте букву Д, над страдательными – С. Выделить суффиксы причастий.
С. Подчеркнуть в тексте причастия. Над действительными причастиями поставьте букву Д, над страдательными – С. Выделить суффиксы причастий, указать время причастий.
Языкознание – это наука, изучающая общие законы существования и исторического развития языка.
Наиболее выдающуюся роль в развитии русского языкознания сыграл М. Ломоносов. Основным лингвистическим трудом Ломоносова является вышедшая в 1755 году «Российская грамматика», представляющая собой первое систематическое изложение фонетических и морфологических норм русского языка, а также дающая некоторые синтаксические сведения. Во время подготовки к написанию грамматики Ломоносов проделал огромную работу, дополняющую и обосновывающую материал, представленный в грамматике.
2.4.3.
А. Списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
В. Списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы, объясняя условие выбора букв у, ю, а, я в суффиксах действительных причастий.
С. Списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы, объясняя условие выбора букв у, ю, а, я в суффиксах действительных причастий. Составить 3 предложения по схеме: определяемое слово – причастный оборот – предложение продолжается.
Бор..щийся народ, держ..щий знамя, развева..щийся по ветру, стро..щий школу, та..щий снег, кол..щий предмет, кол..щий дрова, ро..щий канаву, дремл..щий великан, колебл..щийся тростник, скач..щие на конях, маяч..щие огни, стел..щийся туман, колыш..щиеся отражения, готов..щие выступление, тяжело дыш..щий человек.
2.4.4.
А. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, объясняя условие выбора букв и, е в суффиксах страдательных причастий.
В. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, объясняя условие выбора букв и, е в суффиксах страдательных причастий. Начертить схемы 3х последних предложений.
К реке сбегает тропинка, едва вид..мая во мгле. Серебрится река, слабо озаря..мая луной. Шелестит камыш, чуть колебл..мый ветром. Чьи-то голоса, слыш..мые издалека, гулко раздаются в ночной тишине. Вдали виднелся почти невид..мый лес. Разгорался костёр, раздува..мый ветром. Труден перелёт, соверша..мый птицами на юг. Тень, колебл..мая ветром, то укорачивалась, то удлинялась. Трава, пригиба..мая ветром к земле, ложилась беспорядочными снопами. Разведчики вышли на поляну, слабо освеща..мую светом луны.
С. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, объясняя условие выбора букв и, е, о в суффиксах страдательных причастий. Расставить знаки препинания. Начертить схемы 3х последних предложений.
К реке сбегает тропинка едва вид..мая во мгле. Серебрится река слабо озаря..мая луной. Шелестит камыш чуть колебл..мый ветром. Чьи-то голоса слыш..мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. Вдали виднелся почти невид..мый лес. Разгорался костёр раздува..мый ветром. Труден перелёт соверша..мый птицами на юг. Тень колебл..мая ветром то укорачивалась то удлинялась. Трава пригиба..мая ветром к земле ложилась беспорядочными снопами. Разведчики вышли на поляну слабо освеща..мую светом луны. Внизу в закуривш..мся тумане, почти невид..мый, глухо шумел лес.
Не с причастиями.
Таблица-подсказка.
Слитно
Раздельно
С полными причастиями, при которых нет пояснительных (зависимых) слов (невыполненное задание)
Если причастие имеет при себе зависимые слова (не выполненное мною задание)
Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)
Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, вовсе не, отнюдь не, никак не (отнюдь не решённая задача)
Когда есть или подразумевается противопоставление (не решённая, а списанная задача)
С краткими причастиями (не прочитана)
2.5.1.
А. Объяснить правописание не с причастиями. Образец: дверь не закрыта
(кратк.причастие), нерешённая задача (нет пояснит.слов), не решённая учеником задача (есть пояснит. слова).
Трава не скошена, непогасший костёр, невыносимая духота, ничем не нарушаемая тишина, не прекращавшийся ни на минуту дождь, ни с кем не простившийся товарищ, афиши не расклеены, скамейки не покрашены, не убраны, некрашеный забор, дорожки не выровнены, письмо не отправлено, невыученные уроки, картина не окончена, ещё не окрепший после болезни, не нашедший дороги отряд, нерасколотый орех.
В. Раскрыть скобки, объяснить правописание не с причастиями.
(Не) забываемый подвиг, (не) скошенный луг, (не) выполненное поручение, ошибка (не) отмечена; задача (не) решённая, а только начатая, неприятель (не) обнаружен, (не) исправленная вовремя ошибка, (не) вспаханное поле, роман вовсе (не) дописан, (не) сжатая рожь, (не) успокоившееся море, (не) забываемое впечатление, телефон (не) отремонтирован, калитка (не) закрыта, (не) написанное вовремя сочинение.
С. Раскрыть скобки, объяснить правописание не с причастиями.
(Не) распустившийся цветок , (не) смолкавший ни на минуту, (не) забываемое впечатление, (не) навидящий неправду, (не) сопротивляющиеся насилию; (не) отрезанный, а отломленный кусок пирога, (не) сношенная обувь, (не) проигранный матч, (не) стерпимая боль, ещё (не) побеждённый враг.
(Не)порученное (ни) кому дело (не) тронется с места. Если поле (не)вспахано, амбар будет пустовать; если книга (не) прочитана, знаний (не) прибавится. (Не) дочитанная книга – что (не) пройденный путь. (Не) засеянное поле (не) зеленеет.
2.5.2.
А. Списать, раскрывая скобки.
В кабинете стало светло, но Пушкин, (не) замечавший этого, продолжал писать. Кончилась ещё одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул в (не) занавешенное с вечера окно. Пушкин встал из-за стола и подошёл к дивану, чтобы прилечь, но окинул взглядом разбросанные по столу бумаги, стал собирать их. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по ещё (не) расчищенным от снега улицам. Даже этот старинный сад утром похож на сказочный лес с (не) хожеными тропами. Давно ему не дышалось так легко.
В. Списать, раскрывая скобки. Объяснить правописание не с причастиями.
С. Списать, раскрывая скобки. Объяснить правописание не с причастиями. Составить схему 1-го предложения. Пояснить смысл 4-го предложения.
(Не) умеющий ходить портит дорогу, (не) умеющий говорить портит речь. Для знающего мир светел, для (не) знающего – тёмен. (Не) жданный урожай голову кружит. (Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово – общее достояние. (Не) брани и (не) хвали того, кто (не) испытан тобою ни в деле, ни в пути. (Не) знающий меры будет горевать и в богатстве.
–нн- и -н- в причастиях и отглагольных прилагательных.
2.6.1.
А. Списать, раскрывая скобки, подчеркивая в предложениях причастия.
В. Списать, раскрывая скобки, подчеркивая в предложениях причастия. Определить, какими членами предложения являются полные и краткие причастия.
Заказа(нн/н)ые учебники закупле(нн/н)ы и отправле(нн/н)ы в школу. Поступившие в школу учебники распределе(нн/н)ы между учащимися. Крейсер, построе(нн/н)ый в прошлом году, был спущен на воду в Аральске. Найде(нн/н)ые археологами стари(нн/н)ые монеты переда(нн/н)ы в музей. В заснеже(нн/н)ом лесу были установле(нн/н)ы кормушки для зверей и птиц. Со(нн/н)ый ребёнок потирал ручонками заспа(нн/н)ые глаза и отчаянно звал маму. На лесной тропе были отчётливо видны бесчисле(нн/н)ые запута(нн/н)ые следы. На покрытом скатертью столе была раставле(нн/н)а деревя(нн/н)ая посуда.
Укажите, чем являются полные и краткие причастия.
С. Преобразуйте полную форму причастий в краткую. Обратите внимание на написание –нн- и –н- в причастиях. С распространёнными словосочетаниями составьте предложения.
В. Распредели в два столбика причастия и отглагольные прилагательные.
С. Распредели в два столбика причастия и отглагольные прилагательные. Графически объясни условие написания –нн- и -н- в причастиях и отглагольных прилагательных.
А. Подчеркнуть в тексте причастия как члены предложения.
В. Подчеркнуть в тексте причастия как члены предложения, выделить суффиксы, указать действительные и страдательные причастия.
С. Выделить суффиксы причастий, указать действительные и страдательные причастия. Произвести синтаксический разбор выделенного предложения.
Зрение у Васи было поразительно острое. Ему стоило только вглядеться в даль, чтобы увидеть лисицу, зайца или другое какое-нибудь животное, держащее себя подальше от людей. Не мудрено увидеть убегающего зайца или летящую дрохву, но не всякому доступно видеть диких животных в их домашней жизни, когда они не бегут, не прячутся и не глядят встревожено по сторонам. А Вася видел играющих лисиц, зайцев, умывающихся лапами, дрохв, расправляющих крылья. Благодаря такой остроте зрения, кроме мира, который видели все, у Васи был ещё другой, никому не доступный мир.
(85 слов).
Контрольная работа.
А.
1. Выписать причастия со словами, к которым они относятся , указать морфологические признаки причастий (действительные или страдательные, вид, род).
Пропитанная в ягодниках и мхах тропинка ведёт к опытному полю, устроенному на болоте. Сквозь нависшие увешанные моховыми бородами ветви в лесу видны новые крыши хозяйственных построек… Поле окружено лесом, болотистой тайгой. Странно видеть в непролазной, заваленной буреломом дикой чащобе зелёные, разработанные человеком поля.
(И.Соколов-Микитов)
2. От данных глаголов образуй и запиши возможные формы причастий.
Выделить причастные обороты, расставить пропущенные знаки препинания.
Слова имеющие несколько лексических значений называются многозначными. Висевший в воздухе аромат цветов веселил душу, радовал сердце. Ключ этот бьёт из расселины берега превратившегося в небольшой овраг. В классе было несколько учеников испытавших затруднения при выполнении домашнего задания. Кое-где в ложбинах ещё видны остатки медленно тающего снега. Калиныч привёл нас в глубинку увешанную пучками душистых сухих трав.
Сшитый к осени, придуманная отговорка, забитый в стену, кошеная трава, укушенный собакой, торгующий книгами, заношенная одежда, шумящий водопад, уехавший в отпуск, надетый на грудь.
Вместо точек вставьте причастие в нужной форме, выделите причастные обороты, расставьте знаки препинания.
Фермер … (посеянный, посеявший) картофель собрал осенью большой урожай. Юные туристы взобрались на скалу… (омывающую, омываемую) с трёх сторон морем. ( Построенные, построившие) высококвалифицированными строителями города получили разные названия.
С моря подул свежий ветер приятно … (ласкающий, ласкаемый) лица ребят. Ветер … (колеблющийся, колеблющий, колеблемый) теплоход… (стоявший, стоящий) у причала был свеж и приятен.