1) В труде победить— мир укрепить. 2) Сену с огнем не ужиться. 3)Прекращает спор умнейший. 4) Добрая шутка дружбы не рушит. 5) Без ветра вода не колышется. 6) Без удобрений не будет растений. 7) Трудолюбие талант растит. 8) Обещание выполнением ценится. 9) От бессонницы трудом лечатся. 10) Счастье не ищут, а делают. И) От добра добра не ищут. Одним часом жизнь не меряют. 13) Плачем горю не поможешь. 14) Как постелешь, так и поспишь. 15) Каждая река к морю течет. 16) У ленивого крыша течет, и печь не печет. 17) Спела бы и рыбка песенку, если бы голос был. 18) Не бойся первой ошибки, избегай второй. 19)Хочешь дружбы, будь другом. 20)Не спи долго, чтобы не спешить в пути. 21) Десять раз примерь, один раз отрежь.
Глаголы в устойчивых сочетаниях
Водить за нос, выносить сор из избы, ждать у моря погоды, из мухи делать слона, играть роль, иметь значение, махнуть рукой, намылить голову, носить на руках, не выходить из головы, переливать из пустого в порожнее, терять голову, поставить на ноги, принять за чистую монету, рукой подать, слышать краем уха, сматывать удочки, терпение лопнуло, упасть духом.
Упражнения по развитию
Работа над словом
1. Словообразовательная работа. Учитель диктует глаголы в 1-м лице, учащиеся образуют и записывают глагол 3-го лица и неопределенную форму глагола, например: бережет, беречь.
2. Образовать безличные глаголы настоящего времени от личных с помощью прибавления частицы -ся к форме 3-го лица единственного числа.
1) Он не спит. Ему. (не спится, не спалось). 2) Он не сидит дома. Ему. (не сидится, не сиделось). 3) Он дремлет. Ему. (дремлется, дремалось). 4) Он хочет погулять Ему. (хочется, хотелось) погулять. 5) Он думает. Ему. (думается, думалось).
3. Вставить подходящие по смыслу глаголы (рисует, изображает, рассказывает, повествует, описывает, раскрывает, знакомит, показывает, сообщает), определить спряжение.
1) В повести «Тарас Бульба» Гоголь... героическое прошлое нашего народа. 2) В «Записках охотника» Тургенев. чудесные картины природы 3. В повести «Дубровский» Пушкин. жизнь крепостной России начала XIX века.
Работа над словосочетаниями и предложениями
1. К диктуемым глаголам подобрать поясняющие их существительные; определить вид глаголов, переходность; подчеркнуть суффиксы.
2.К данным существительным ветер, туча, дождь, река, море подобрать глаголы-сказуемые; определить спряжение глаголов, например: ветер дует, шелестит, шуршит, срывает, нагоняет, утихает, усиливается и т. д.
3.Подобрать к данным глаголам отрицательные или неопределенные местоимения.
Не беспокоиться... (ни о чем), негодовать... (нечего), не сомневаться... (ни в чем), ненавидеть... (не за что), не обращаться... (ни к кому), не предупреждать... (никого), не бывать... (ни у кого).
4. Из диктуемых предложений записать только главные члены предложения; устно указать, в чём согласуется сказуемое с подлежащим.
Перед грозой
Багровое солнце склонялось к западу. Облака собирались в большую лиловую тучу. Прогремел дальний гром. Вот солнце выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось. Налетел вихрь, задрожала осиновая роща.
5.Заменить утвердительные сочетания отрицательными, вставляя частицу не и употребляя существительные в родительном падеже. Определить формы глагола.
6.Заменить глаголы прошедшего времени настоящим, составить с этими глаголами предложения.
Хотелось, не спалось, думалось, дышалось, смеркалось.
7. Заменить диктуемые сочетания глаголами неопределенной формы, подчеркнуть суффиксы.
Давать критический отзыв о чем-нибудь (рецензировать), подвергать контролю (контролировать), совершать регулярные поездки(курсировать), показывать наглядным способом (демонстрировать), прийти к финишу (финишировать), давать пояснения чему-либо (комментировать), давать информацию кому-, чему-нибудь (информировать), собирать коллекцию (коллекционировать), покрывать асфальтом (асфальтировать), направлять движение (регулировать).
8) а)К данным глаголам-сказуемым подобрать подлежащие, которые были бы выражены какими-либо математическими терминами, например: увеличилось число, увеличилась сумма, увеличился числитель, увеличились множители и т. д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал при изучении темы "Глагол" »
Дидактический материал для изучения темы «Глагол»
Предложения для грамматического разбора.
Глаголы в пословицах и поговорках
1) В труде победить— мир укрепить. 2) Сену с огнем не ужиться. 3)Прекращает спор умнейший. 4) Добрая шутка дружбы не рушит. 5) Без ветра вода не колышется. 6) Без удобрений не будет растений. 7) Трудолюбие талант растит. 8) Обещание выполнением ценится. 9) От бессонницы трудом лечатся. 10) Счастье не ищут, а делают. И) От добра добра не ищут. Одним часом жизнь не меряют. 13) Плачем горю не поможешь. 14) Как постелешь, так и поспишь. 15) Каждая река к морю течет. 16) У ленивого крыша течет, и печь не печет. 17) Спела бы и рыбка песенку, если бы голос был. 18) Не бойся первой ошибки, избегай второй. 19)Хочешь дружбы, будь другом. 20)Не спи долго, чтобы не спешить в пути. 21) Десять раз примерь, один раз отрежь.
Глаголы в устойчивых сочетаниях
Водить за нос, выносить сор из избы, ждать у моря погоды, из мухи делать слона, играть роль, иметь значение, махнуть рукой, намылить голову, носить на руках, не выходить из головы, переливать из пустого в порожнее, терять голову, поставить на ноги, принять за чистую монету, рукой подать, слышать краем уха, сматывать удочки, терпение лопнуло, упасть духом.
Упражнения по развитию
Работа над словом
Словообразовательная работа. Учитель диктует глаголы в 1-м лице, учащиеся образуют и записывают глагол 3-го лица и неопределенную форму глагола, например: бережет, беречь.
Образовать безличные глаголы настоящего времени от личных с помощью прибавления частицы -ся к форме 3-го лица единственного числа.
1) Он не спит. Ему ... (не спится, не спалось). 2) Он не сидит дома. Ему... (не сидится, не сиделось). 3) Он дремлет. Ему ... (дремлется, дремалось). 4) Он хочет погулять Ему ... (хочется, хотелось) погулять. 5) Он думает. Ему ... (думается, думалось).
Вставить подходящие по смыслу глаголы (рисует, изображает, рассказывает, повествует, описывает, раскрывает, знакомит, показывает, сообщает), определить спряжение.
1) В повести «Тарас Бульба» Гоголь . . . героическое прошлое нашего народа. 2) В «Записках охотника» Тургенев ... чудесные картины природы 3. В повести «Дубровский» Пушкин ... жизнь крепостной России начала XIX века.
Работа над словосочетаниями и предложениями
1. К диктуемым глаголам подобрать поясняющие их существительные; определить вид глаголов, переходность; подчеркнуть суффиксы.
2.К данным существительным ветер, туча, дождь, река, море подобрать глаголы-сказуемые; определить спряжение глаголов, например: ветер дует, шелестит, шуршит, срывает, нагоняет, утихает, усиливается и т. д.
3.Подобрать к данным глаголам отрицательные или неопределенные местоимения.
Не беспокоиться . . . (ни о чем), негодовать . . . (нечего), не сомневаться . . . (ни в чем), ненавидеть . . . (не за что), не обращаться . . . (ни к кому), не предупреждать . . . (никого), не бывать . . . (ни у кого).
4. Из диктуемых предложений записать только главные члены предложения; устно указать, в чём согласуется сказуемое с подлежащим.
Перед грозой
Багровое солнце склонялось к западу. Облака собирались в большую лиловую тучу. Прогремел дальний гром. Вот солнце выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось. Налетел вихрь, задрожала осиновая роща.
5.Заменить утвердительные сочетания отрицательными, вставляя частицу не и употребляя существительные в родительном падеже. Определить формы глагола.
6.Заменить глаголы прошедшего времени настоящим, составить с этими глаголами предложения.
Хотелось, не спалось, думалось, дышалось, смеркалось.
7. Заменить диктуемые сочетания глаголами неопределенной формы, подчеркнуть суффиксы.
Давать критический отзыв о чем-нибудь (рецензировать), подвергать контролю (контролировать), совершать регулярные поездки(курсировать), показывать наглядным способом (демонстрировать), прийти к финишу (финишировать), давать пояснения чему-либо (комментировать), давать информацию кому-, чему-нибудь (информировать), собирать коллекцию (коллекционировать), покрывать асфальтом (асфальтировать), направлять движение (регулировать).
8) а)К данным глаголам-сказуемым подобрать подлежащие, которые были бы выражены какими-либо математическими терминами, например: увеличилось число, увеличилась сумма, увеличился числитель, увеличились множители и т. д.
б) К существительным-подлежащим подобрать сказуемые, выраженные глаголами прошедшего времени.
Исследование, совещание, состязание, желание, большинство пионеров.
Работа над связной речью
Творческий диктант
Учащиеся заменяют глагол 1-го липа множественного числа глаголом 2-го лица множественного числа повелительного наклонения.
Приготовим коллекцию
Для уроков биологии нам будут нужны майские жуки, их личинки и куколки; сделаем из собранного материала коллекцию. Для этого возьмем коробку с застекленной крышкой. Внутри ее нижнюю часть намажем клеем. Пока он не засох, насыпем почву. Сделаем в почве ямки и поместим в них личинок и куколок. Потом скрепим все клеем. В верхней части коробки прикрепим засушенную веточку березы с изъеденными жуком листьями. Не забудем на листьях посадить жука. Познакомимся с другими вредными насекомыми и изготовим такие же коллекции.
(По Н. Алексее в у.)
Свободные диктанты
Лесные силачи
Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались в силе подосиновик, подберезовик и моховик. Первым выжимал вес подберезовик. Он поднял листик березы и улитку. Подосиновик выжал три листика осины, шесть хвоинок и сосновую шишку. Моховик раззадорился, расхвастался, раздвинул шляпкой мох, подлез под сучок, жал, но ничего не выжал. Только шляпку свою раздвоил. Победитель-подосиновик получил в награду алую майку чемпиона.
(По Н. С л а д к о в у.)
Подчеркиваются и разбираются глаголы прошедшего времени; повторяется правописание приставок.
Я научу вас творить чудеса
Мальчик слушал, как тонкие струны скрипки издавали чудесные звуки. Он прибежал домой и сказал отцу: «Какое чудо музыка! Как я хотел бы стать скрипачом!»
На следующий день мальчик увидел скульптора, лепившего из глины человека. Мальчик снова бросился к отцу: «Я хотел бы стать только скульптором!» Отец ответил: «Когда ты вырастешь, я позабочусь, чтобы ты стал скульптором».
Однажды мальчик долго наблюдал за инженером, работающим над моделью ракеты. Мальчик подумал: «Лучше бы я был инженером, создавал бы космические корабли».
Отец рассказал сыну: «Все эти чудеса творят руки человека. Когда скрипач, скульптор, инженер были мальчиками, их руки бросали мяч, строили крепости из песка, делали бумажные змеи. А теперь эти руки играют па скрипке, создают скульптуры, строят самолеты».
Посмотрел мальчик на свои пальцы и прошептал: «Я тоже научу вас творить чудеса».