kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактический материал: обобщающие таблицы по русскому языку (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающие таблицы по русскому  языку.

Обобщающие таблицы по русскому  языку – один из путей  усиления  практической  направленности  обучения  русскому  языку.

Использование таблиц помогает учащимся лучше воспринимать укрупненные объемы лингвистических сведений, быстрее и глубже их осмысливать. Кроме того, их применение дает возможность быстро и экономно осуществлять на уроке актуализацию опорных знаний, необходимых учащимся для успешного усвоения нового материала, проводить повторение и закрепление изученного и благодаря этому в значительной мере позволяет расходовать на усвоение теории значительно меньше учебного времени, высвобождать его для практической работы на каждом уроке. Можно организовать работу различными способами: по готовой таблице (со слабыми); путем коллективного  ее составления – с сильными, в процессе групповой работы по заполнению таблицы (ответы на вопросы) с последующим коллективным обсуждением и выделением опорных слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал: обобщающие таблицы по русскому языку (9 класс) »

«Сложносочиненные предложения»


Определение:

  1. простые в составе сложного

а) равноправны;

б) связываются сочинительными союзами


, и


Сочинительные союзы

соединительные

разделительные

противительные

и

да (= и)

ни – ни

тоже

также

или (иль)

либо

то-то

не то – не то

то ли – то ли

а, но

да (= а, но)

однако

зато

же

Знаки препинания в ССП

Знаки препинания в ССП

соединительный

1)

, и

разделительный

2)

, или


противительный

3)

, а


1)

, и


2) общий второстепенный член

- . - . - . - . - . - . - . - .

обстоятельство места, времени

и



одинаково относится


В апреле пригревает солнышко и текут ручейки.

РАЗЛИЧАЙ:

  1. простые предложения с однородными членами



О, О, О и О


О и О …… О и О








ряды однородных членов



ССП





, и

- . - . - . - . - . - . - . и









«Бессоюзные сложные предложения»


1) определение


Простые связываются

3) Точка с запятой в БСП

Обособ.чл. Уточн.чл.


; ; ;


без помощи союзов

только по смыслу и с помощью интонации

, прич.,

, дееприч.,

,сравн.


, вв.сл.,

,вв. предл.,

, ,

О, О

2) Запятая в БСП

Если простые распространены


, ,

Если простые короткие и в них перечисляются факты

Голова болит, глаза ломит, в ушах звенит.

Солнце скрылось за небольшую рощу, лежавшую в полуверсте отсюда; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля.

4) Двоеточие в БСП


1.

(потому что) причина

:

Пушкин весну не любил: весною он был болен.

Замена СПП


причины

 , т. к. ….

почему?

2.

(а именно) пояснение

:

Степь пестреет цветами: желтеет дрок, синеют васильки.

Между частями можно вставить слова например, а именно




3.

(что?) дополняет одно

из слов 1 предл.,

изъясняет

:

пропуск

слов

и увидел

и услышал

и почувствовал

Я подошел к окну: машина стояла у ворот.

Замена СПП


изъясн.

 , что ….

что?





Я подошёл к окну и увидел, что машина стояла у ворот.




5. Тире в БСП


1) = а

-

Лето припасает – зима поедает


Противопоставление

Замена ССП

Лето припасает, а зима поедает.


2)

-

Я за свечкой – свечка в печку.


При быстрой смене событий

3)

-

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.


При неожиданности

4) Время

Условие

-

Назвался груздем - полезай в кузов.

1 предложение содержит время, условие

Замена СПП


Когда …. , .

Если…. , .

Если назвался груздем, то полезай в кузов.

5) вывод

(так что) следствие

-

(поэтому)


Лёд на Волге подтаял - рыбачить опасно.

2 предложение содержит вывод, следствие

Замена СПП





Лёд на Волге подтаял, так что рыбачить опасно.

6)

-

Молвит слово – соловей поёт.

При сравнении

Замена СПП

Молвит слово, будто соловей поёт.




Знаки препинания в сложных конструкциях с разными видами связи.


Сложное предложение с разными типами связи

Примеры

1)

подч. соч.

[ ], ( союз …. ), и

Я вернусь, когда растает снег, и мы встретимся с тобой.


2) бессоюз. подч.

: [ ], ( союз.сл… )

Я знаю: ты та, которую я ждал всю жизнь.


3)

бессоюз. соч.

: и



Я верил: буран скоро стихнет и мы выберемся на равнину.

4) подч. сочин.

( Когда …. ), [ ] и [ ].




Когда песня закончилась, пассажиры смолкли и никто не произнес ни слова.

5)НАРИСУЙ СХЕМЫ САМ!!!

ПОМНИ: в сложном предложении может быть 3 типа связи между простыми: сочинение, подчинение, бессоюзие.





РАССТАВЬ ЗНАКИ САМ!!!




1)Удивлённый, я остановился: вдали что-то мелькнуло и исчезло так внезапно, что, казалось, это был мираж.

2)Тогда его видели все, и он был нужен всем: и мужикам, что сидели под его тенью, и путникам, и ребятишкам…

3)Ночь пройдёт, и станет ясно вдруг: не нуждаюсь я в чужой заботе, полечу куда-нибудь на юг в старом неуклюжем самолёте.

4)Некоторые слушатели музыки вынимали деньги чтобы подарить их старику но они не знали куда их положить футляр от скрипки был закрыт а сам музыкант находился высоко почти рядом с Пушкиным.

4) Вечерело и показалось что из лесу вышел белый заяц и стал.




«Сложное предложение», «Сложносочинённое предложение»



Понятие «Сложное предложение»

ССП


1) состоит из 2 или более простых


1) простые равноправны

2) связь простых: сочинительная, подчинительная, бессоюзная

2) связаны сочинительными союзам:

а) соед.: и, да(=и), ни-ни, тоже, также

б) разделит.: или (иль), либо, то-то,

не то – не то, то ли – то ли

в) противит.: а, но, да(=а, но), однако, зато, же

Прозвенел звонок, и начался урок.

Глаза страшат, да руки делают.

То дождь льёт, то солнце светит.



Связь простых: с помощью интонации

3)

, и

Пригревает солнышко, и текут ручейки.


НО: -.-.-.-.-.-. -.-.- и

общ. втор.

член



В апреле пригревает солнышко и текут ручейки.

ср.: О и О


ß

ß

ß

БСП

соч. союзы

подч. союзы


ß

ß


ССП

СПП













Сложноподчинённые предложения.

СПП

СПП с несколькими придаточными

1) [ ], ( союз, …. )

союзное слово


вопрос

1) [ ], ( 1 ст. ), ( 2 ст. ) , (3 ст. )


последовательное

1 2

[ ], ( что ( если ) , то … )

когда

хотя

2) основные группы:

2) а)[ ], ( ), ( ) , ( )

однородное

что? что? что?

ср.: О, О, О

б) [ ], ( ) и ( что ) ср.: О и О


в) [ ], ( что ) и ( как )


г) [ ], ( что ) и ( )


д) [ ] и ( когда ), и ( когда )

= ср.: и О, и О

ß

ß

ß

ß

с прид. опр.

мест. -опр.

изъяснит.

обстоят.

относится

ß

ß

ß

ß

сущ.

мест.

отглаг.сущ.,

глагол,

наречие, кр.прил.

[ ]

= сущ.

тот, весь

всякий

каждый

мысль

думал

известно

рад

Ко всему главному

вопросы

ß

ß

ß

ß

Какой?

Кто именно?

Р, Д,

В , Т,

П

где?

куда?

когда?

откуда?

Средства связи


параллельное

3) [ ], ( ), ( )


где? когда?



( ), [ ], ( )


что? как?

ß

ß

ß

ß

который

где

куда

кто, что

сл.слова

союзы

част. ли

союзы

союзные слова

3) НО: какой?

опред.

[ ], ( где …. )

что?

изъяс.

[ ], ( где …. )

места

[ ], ( где …. )

АЛГОРИТМ

«СПП с несколькими придаточными» (2 подгруппа)

Нахожу союзы, союзные слова

глав. 1 2 3 придат.

[ ], ( ), ( ) , ( )


Если первое придаточное относится к главному, второе – к первому, третье – ко второму, то это СПП с последовательным подчинением

Они в придаточных - ( )

ß(кроме двойных союзов: чем - тем)

Нахожу границы придаточных

Нахожу главное - [ ]

От главного к придаточному задаю вопрос

Если увидел СТЫК союзов

ЧТО – ЕСЛИ

ЧТО – КОГДА

ЧТО – ХОТЯ

ЧТО – КУДА

Помню: первый союз – в 1 придаточном, второй – во втором

  1. 2

( что (если ), то )

Вопросы

Нахожу границы второго

одинаковые

разные

После 2-го придаточного есть ТО или ТАК- на стыке запятая не ставится

[ Она сказала ], ( что (если он болен ), то надо лечиться ).

ß

ß


СПП с однородным подчинением

СПП с параллельным подчинением


вспоминаю схемы и правила

вспоминаю схемы и правила

1) [ ], ( что… ), (что… )


Сравни: О, О, О

1) [ ], ( когда ..), ( где … )


2) [ ], ( что… ) и (что… )

Сравни: О и О

2) ( Когда ), [ ], (которая.. )

3) [ ], ( что… ) и (как… )


Когда я поднялся на пригорок, увидел деревню, которая стояла у опушки леса.

4) [ ], (что… ) и (союз опущен )



5) [ ] и (когда… ), и (когда… )

Сравни : и О, и О

Он недоволен и когда здоров, и когда болен.


Я слышала, что хлопнула калитка и что сторож ходит по саду.

Я слышала, что хлопнула калитка и как сторож ходит по саду.

Я слышала, что хлопнула калитка и сторож ходит по саду.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Дидактический материал: обобщающие таблицы по русскому языку (9 класс)

Автор: Рогалева Татьяна Николаевна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Учебное планирование занятий спецкурса "Знатоки русского языка" "
    ["seo_title"] => string(70) "uchiebnoie-planirovaniie-zaniatii-spietskursa-znatoki-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "213931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432184605"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "использование возможностей компьютера на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-vozmozhnostiei-komp-iutiera-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "191881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427379349"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(81) "informatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "285444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454171483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства