kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактический материал к разделу "Лексика" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал можно использовать  в 6 классе при изучении раздела "Лексика". Он поможет учащимся обогатить свою речь меткими и образными выражениями, будет незаменим на уроках русского языка. Буду рада, если данный материал пригодится в работе учителям русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к разделу "Лексика" 6 класс »

Дидактический материал к разделу «Лексика» 6 класс

Задание 1. Дана стилистическая шкала, разделённая на три регистра: высокий, нейтральный и низкий. Распределите данные слова по этим регистрам. Какой словарь вы выберете в помощники?

Почивать, спать, дрыхнуть; есть, вкушать, жрать; лик, морда, лицо; конь, кляча, скакун; вояка, боец, воин; одеяние, одежда, одёжка; скорбеть, тужить, горевать; скончаться, умереть, загнуться.


Задание 2. Прочитайте текст, выберите из ряда синонимов слово, вставьте его, обоснуйте свой выбор.

… старые зайцы, … молодые зайцы, … тучные зайчихи (приплелись, сбежались, собрались). Все слушают, как хвастается заяц.

- Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и медведя, и лисицы – никого не боюсь.

… молодые зайцы, … тучные зайчихи, … старые зайцы (хихикнули, улыбнулись, засмеялись).


Задание 3. Исправьте ошибки в предложении. Какой словарь вам поможет?

По дороге_________ в школу дети переходят через железную дорогу.

Ему было трудно в таких трудных __________ условиях.

В этом рассказе писатель показывает____________ их жизнь и показывает красоту русской природы.

Это выдающийся____________ человек, у него выдающаяся__________ память и выдающиеся способности.


Задание 4. Подберите подходящие по смыслу антонимы:

Мягкий голос - …

Мягкое наказание -…

Мягкий карандаш - …

Мягкие волосы - …

Мягкая булка - …

Свежий хлеб - …

Свежая рубашка -…

Свежая газета -…

Свежая новость -…


Задание 5. Отгадайте слово по его антонимам:

Пассивный, инертный, бездеятельный -…

Неряшливый, нечистоплотный -…

проводы, расставание -…

ясно, понятно, нетрудно -…


Задание 6. Замените фразеологизмы одним словом, выражением:

Рука об руку -…

Рукой подать -…

Держать в ежовых рукавицах -…

Золотые руки -…

Подвернуться под руку -…

Дать руку на отсечение -…

Дать по рукам -…


Задание 7. Дан дословный перевод английских фразеологизмов. Назовите их русские соответствия.

Быть у кого-либо под большим пальцем -…

Быть занятым как пчела -…

Прясть что-либо из чистого воздуха -…

Гладить кого-либо в обратном направлении -…

Исчез в прозрачном воздухе -…

Когда полетят свиньи -…


Задание 8. Найдите в речи фразеологического словаря устойчивые выражения, объясните их значение. Каким словарём удобно пользоваться, чтобы выполнить задание?

Уважаемые судьи! Я на все руки мастер, баклуши бить не люблю, а тружусь от зари до зари бок о бок с другими словарями. Битый час мы обсуждаем, нужны словари или нет, вместо того чтобы взять быка за рога и разбить доводы истца в пух и прах. Легко наводить тень на плетень и бросать камешки в чужой огород, труднее работать засучив рукава. Прошу уважаемый суд не откладывать дело в долгий ящик, не класть его под сукно, а самому убедиться, что мы не лыком шиты и за словом в карман не полезем. Наши слова многогранны, их нельзя укладывать в прокрустово ложе одного лишь значения, которое даётся в толковом словаре. Мы пройдём огонь, воду и медные трубы, пуд соли вместе съедим, но расхлебаем кашу, которую заварил Толковый словарь, разрубим гордиев узел!


Задание 9. Найдите фразеологизмы. Что они означают?

1) Лабиринт, заросший травой, остался позади, и мы могли радоваться, что отделались так дешево. (В. Арсеньев)

2) В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. (А. Пушкин)


Задание 10. Подберите слова-синонимы к фразеологизмам.

Бить баклуши –…

Сломя голову –…

В час по чайной ложке –…

Водить за нос –…

Себе на уме –…

Стол для справок:

бездельничать, быстро, хитрый, обманывать, очень медленно.


Задание 11. Подберите к данным фразеологизмам фразеологические синонимы.

Вагон и маленькая тележка –…

Водить за нос -...

Намылить шею –…

Бередить старые раны –

Бить баклуши -…

Стол для справок:

валять дурака; куры не клюют; вешать лапшу на уши; снять стружку; сыпать соль на раны.


Задание 12. Подберите к данным фразеологизмам фразеологические антонимы.

Кот наплакал –…

Спустя рукава –…

Как кошка с собакой –…

За словом в карман не полезет – …

От горшка два вершка –…

Стол для справок:

куры не клюют; душа в душу; водой не разольешь; язык проглотил; воды в рот набрал; засучив рукава; верста коломенская.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Дидактический материал к разделу "Лексика" 6 класс

Автор: Кудовба Галина Павловна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 172122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Лексика. Лексическое значение слова. "
    ["seo_title"] => string(42) "lieksika-lieksichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "198101"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428345049"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Дидактический материал "Занимательная грамматика" "
    ["seo_title"] => string(53) "didaktichieskii-matierial-zanimatiel-naia-ghrammatika"
    ["file_id"] => string(6) "182182"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425475390"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "спецкурс по русскому языку  "Синтаксис и Пунктуация " "
    ["seo_title"] => string(54) "spietskurs-po-russkomu-iazyku-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "124898"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414840315"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект (технологическая карта) урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekttiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemieantonimy"
    ["file_id"] => string(6) "326847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463323935"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(50) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniie5klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "271111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451379001"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства