kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактический материал "Занимательная грамматика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательные материалы составлены с таким расчетом, чтобы находящиеся в них практические задания по русскому языку обеспечивали повторение или закрепление знаний по основным разделам грамматики. Наряду с этим многие занятия способствуют углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развивают смекалку, сообразительность, воспитывают «морфологическое и орфографическое чутье», столь необходимое каждому культурному человеку.

 Основная целевая установка предложенных материалов – это формирование учебных умений и навыков в урочное и внеурочное время при изучении русского языка в игровой форме.

Основное назначение занимательных материалов – дать учителю возможность в игровой форме изучать русский язык и формировать учебные умения  навыки в урочное и внеурочное время. Данные материалы дают возможность обеспечить более ли менее всесторонний характер для этой работы, так как включают материал по основным темам русского языка: фонетика, словообразование, морфология, лексика. Материал не ограничен по классам, исходя из возможностей и потребностей класса, учитель должен сам подбирать нужный материал к той или иной теме.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал "Занимательная грамматика" »

Занимательная грамматика


Тема: «Фонетика. Звуки и буквы»

Изменение смысла слова с изменением звука

Игра «Кто больше?»

Учитель произносит вслух односложное или двусложное слово и предлагает заменить в нем тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово (имя существительное). Например:

дом том, ком, лом, сом, ром, жом; дым; дол, дог, Дон, дот;

горакора, пора, нора; горн, горе;

кочкадочка, бочка, мочка, ночка, точка, почка; качка; кошка, конка,

корка;

боккок, док, рок, сок, ток, шок; бак, бук, бек; боб, бог, бор, бот.

Выиграет тот, кто подберет наберет наибольшее количество слов.


Загадка-шутка «Превращение слов»

Превратите «волка» «в козу», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.

Ответ: Волк – полк – пола – поза – коза.

Таким же образом превратите:

  • «реку» в «море»

Ответ: Река – рука – мука – муза – луза – лоза – поза – пора – гора – горе – море.

  • «ночь» в «день»

Ответ: Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – день.

  • «тесто» в «булку»

Ответ: Тесто – место – месть – масть – пасть – паста – каста – каска – каста – качка – пачка – палка – балка – булка.


Метаграммы

Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой получается новое слово.


1. Со звуком С я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.


2. С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою.


3. Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но К на Ц перемени –
Я по болоту зашагаю.

4. Я цвет одинаковый часто имею:
И с Г зеленею, и с К зеленею.
Но с К вам со мною рискованно быть:
Могу и до слёз довести, и убить.


5. С П я в доме, с В я в поле,
С М я в море, с Г – в футболе,
С К вбивают, с Т взрывают,
С Д долину называют.


6. С Б мучительной бываю,
С М одежду пожираю,
С Р актёру я нужна,
С С для повара важна.


7. Конечно, метаграмма эта

Совсем просто и несложна:

Я с У далекая планета,

а с И – я в Азии страна.


Двойные согласные

Загадки – складки

Запоминаю правописания некоторых слов с двойными согласными, а также ударения в них способствуют следующие загадки:

1. Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется ...


2. На большие  расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишется в конце два «С»,

Называется …


3. Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «К».

И мяч и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …


4. В конце двойное «Л» пиши,

А как зовут меня – реши:

Без мастера гранёным стал

Блестящий, правильный….


5. Во мне два «К», не забывайте.

Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом…



Игра «Кто больше?»

За условленное время (5-10 минут) предлагается записать, возможно, большее количество слов с двойными согласными на определенную тему.

Например: географические названия (Россия, Белоруссия, Таллин, Одесса, Брюссель, Марокко и др.); технические термины (аппарат, аккумулятор, глиссер, компрессор, мотороллер и пр.); музыкальные термины (аккомпанемент, аккорд, гамма, капелла и т.п.)

Выиграет тот, кто запишет больше слов и сможет объяснить значение наиболее трудных из них (по требованию учителя).


Глухие и звонкие согласные

Метаграммы

1. С глухими согласными – наливаюсь в поле.

со звонкими – сам звеню я на раздолье!

2. С глухим траву она срезает,

со звонким – и листочки объедает.


3. С глухим согласным мы его читаем,

со звонким – в нем мы обитаем.

4. Со звонкой на конце он значит

примерно то же, что «не стар»,

с глухой по наковальне скачет,

звенит в ушах его удар.


5. С глухим шипящим я числительное,

со звонким – имя существительное.

6. С глухим шипящим кругл, как мячик,

со звоном – как огонь горячий.


Такие метаграммы могут составлять и сами учащиеся, не обязательно в стихотворной форме. Надо подобрать пары слов, отличающихся в написании лишь звонкостью согласных (например, гриб— грипп), и составить краткие толкования каждого слова: «Со звонкой согласной — споро­вое растение, с глухой — заразная болезнь». Можно давать толкования в шутливой форме: «Со звонкой согласной со­бираем в лукошко, а с глухой боимся заразиться» и т. п.


Тема: «Ударение»

Загадки – складки

Запоминанию правильного ударения в некоторых словах способствует отгадывание следующих загадок с пропуском заданного слова. Рифма предыдущей строки подсказывает правильное ударение.

1. На бахче у нас растет,

Как разрежешь – сок течет.

Свеж и сладок он на вкус

Называется …


2. Эту зелень ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется…


3. Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор

Называюсь я …


4. Стелют на матрас меня,

Называюсь …


5.Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный …


Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

И называется все…


Шуточные загадки и вопросы

  1. Что находится в середине «земли»?

  2. Что мы говорим в начале «урока»?

  3. Что мы слышим в начале «концерта»?

  4. Я – в озерах и реках, но в воде меня нет;

я в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет.

  1. Я – в яблоке и сливе, но в саду меня нет,

я – в луке и салате, но в огороде меня нет.

  1. В каком слове сорок гласных?

  2. В каком слове семь йотированных гласных?

  3. В каких словах по сто согласных?

  4. Какое слово жалуется, что у него не хватает до сотни?

  5. За какой согласной надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременный выстрел из многих огнестрельных орудий?

  6. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение?

  7. Ради какого звука замечательный русский изобретатель Попов нашел способ передавать на большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи провода?

  8. Что в середине капусты?

  9. Что у зайца позади, а у цапли спереди?

  10. Какой алфавит состоит всего из шести букв?

  11. Как превратить: а) хвойное дерево в приспособление для накачивания и откачивания воды и газов; б) высокое растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь; в) гору из камня в нежное чувство; г) палку в глагол; д) нитку в материю?


Тема: «Состав слова»

Шарады

1. Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.


2. Корень извлечь из «начинки» несложно

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении » ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь.


3. В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.


4. Корнем с дорогой роднится,

В «сборе» приставка таится,

Суффикс как в слове «дневник»,

Целым же в космос проник.


5. Мой корень – родственник сраженью,

Приставка в слове «заявление»,

В «наборщике» есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землёй.


6. Мой корень в «просьбе» заключён

(в ней он озвучен и смягчён).

Приставка – в «воплощенье» где-то,

На целое – все ждут ответа.


Тема: «Родственные слова»

Игра «Кто больше?»

Учитель предлагает участникам образовать от какого-либо слова с непроизводной основой (например, от слов вода, дом, воз) наибольшее количество родственных слов (учитывая и сложные слова). Задание можно ограничить какой-либо частью речи.

Например: словообразования от слова земля.

Существительные: земелька, землица, земледелие, земледелец, землекоп, землемер, землепашец, землеройка, землетрясение, землеустройство, землечерпалка, земляк, землячка, земляника, землянка, земноводные, земство, земснаряд, земотдел, безземелье, заземление, подземелье, поземка.

Прилагательные: земной, земляной, землистый, земельный, земледельческий, землевладельческий, землемерный, земляничный, безземельный, наземный, подземный, приземистый, Средиземное (море).

Глаголы: заземлить, приземлиться, обезземеливать.

Словообразования от слова вода.

Водица, водичка, водник, водовоз, водоворот, водоем, водоизмещение, водокачка, водолаз, водомер, водонапорный, водонепроницаемый, водопад, водоплавающие (птицы), водопой, водопровод, водораздел, водород, водоросль, водоснабжение, водоспуск, водохранилище, водянистый, водянка, водяной, безводный, подводный, пресноводный, земноводный, заводь, наводнять, наводнение.

Словообразования от слова водить.

Вводить, вводный, введение, доводить, довод, заводить, завод, заводский, заводной, заводчик, заведение, изводить, наводить, обводить, обведение, отводить, отводка, громоотвод, водопровод, водопроводчик, нефтепровод, газопровод, повод, поводья, подводить, приводить, приведение, проводить, (про) вожатый, проводка, проводник, проводы, сводить, сводка, сводный, уводить, водитель, вождь, вожжи, ведущий.

Задание в старших классах можно усложнить условием: объяснять состав каждого слова, выделить составные части и назвать каждую из них.

Выигрывает тот, кто подобрал и объяснил наибольшее количество слов.


Игра "Одним словом".

Перед каждым из учеников игры лежит листок бумаги. Учитель зачитывает приведенные ниже определения, а ребята записывают соответствующие им слова, которые обязательно должны содержать в себе о после шипящих. Выиграет тот, кто правильно четко запишет все слова.

1. Глухой шум от трения. 2. место соединения сшитых кусков. 3. Сделанный из холста. 4. Детеныш галки. 5. Мастер по изготовлению ременной упряжи. 6. Стержень для чистки ствола оружия. 7. Ощущение жжения в пищеводе. 8. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета. 9. Водитель автомобиля. 10. Мощенная щебнем или асфальтированная дорога. 11. Сделанный из камыша. 12. Презрительное название ненасытного человека. 13. Бедная, грязная, густо застроенная часть капиталистического города. 14. Цирковой артист. 15. Наездник на скачках, бегах.

Игра «По местам»

Участники игры делят страницу вертикальной чертой пополам и вверху слева надписывают ё после шипящих, а справа – о после шипящих.

Ведущий зачитывает по два слова с о и ё после шипящих и предлагает вписать их «по местам», т.е. в соответствующую колонку. За каждую правильно вписанную пару засчитывается 2 очка. Если слово написано неправильно, но игрок смог объяснить его правописание, ему засчитывается одно очко.

Пары слов: трещотка – защёлка; лягушонок – кошёлка; чёрный – чопорный; вооружённый – медвежонок; дирижёр – ежовый; галчонок – печёнка; шёпот – шорох; шов – шёл; польщённый – холщовый; грошовый – дешёвый; крючок – отчёт; пчёлы – Печора; рубашонка – тушёнка; огорчённый – девчонка; щёлочь – трущоба; лжёт – чужой; нагишом – ретушёр; волчок – ночёвка; ножовка – разжёванный; жёлудь – жонглёр и т.д.


Тема: «Сложные слова»

Игра «Одним словом»

Учитель читает вслух приведенные ниже словосочетания – определения сложных слов, составленные таким образом, чтобы они возможности содержали оба корня, составляющие сложное слово. Участники игры молча записывают соответствующие этим определениям сложные слова. Победителем оказывается тот, кто правильно и аккуратно записал все слова.

Человек, который любит труд

трудолюбивый

Машина, очищающая дороги от снега

снегоочиститель

Ферма, на которой разводят птицу

птицеферма

Станок, обрабатывающий дерево

деревообрабатывающий

Лесные насаждения, защищающие поля от суховеев

полезащитные лесонасаждения

Слой земли, сквозь который не проникает вода

водонепроницаемый

Машина, дробящая камни

камнедробилка

Судно, приводимое в движение паровым двигателем

пароход

Судно, приводимое в движение электричеством, получаемым при помощи дизеля

дизель-электроход

Плод, имеющий форму шара

шаровидный

Способность корабля, вагона подымать определенное количество груза

грузоподъемность

Человек, охотно принимающий гостей

гостеприимный

Человек, любящий знания, стремящийся все знать

любознательный

Человек, любящий жизнь, радостный

жизнерадостный

Правила, принятые всем обществом, всеми людьми

общепринятые

Средство, которое утоляет боль

болеутоляющее


Загадки – складки

1. Паренёк под облаками

ловко действует руками,

Нервы крепки, зорок глаз.

Кто же это? …


2. Без разгона ввысь взлетает,

стрекозу напоминает

Отправляется в полет

Наш советский…


3. И на земле, и на снегу

Я зверя выследить смогу.

По следу лапок и копыт

На то ведь я и …


4. Хоть заманчив он на вид,

Но, однако, ядовит,

Знают люди с давних пор,

Что не съедобен …


Задания и вопросы к викторине

1. Подберите самое короткое слово (из 6-5 букв), в котором были бы и приставки, и суффикс, и окончание.

2. В корнях каких слов отсутствуют гласные?

3. Есть ли корень в слове вынуть?

4. В каких словах и выражениях сохранился старинный корень ок(о) (=глаз)?

5. Объясните с помощью глаголов корни в словах запор и замок?

6. Подберите слова, в которых приставка под- имела бы значение «часть в целом» и «немного, дополнительно».

7. В каких словах приставка на – имеет значение «вдоль», «досыта»?

8. В каких условиях приставка над- (надо-) обозначает неполноту действия, т.е. «немного»? Какие еще приставки придают словам значения неполноты, частичности действия?

9. Замените приставку в слове загораживать, чтобы оно стало обозначать «оправдывать виноватого, избавлять его от ответственности».

10. Подберите по нескольку слов (имен существительных), в которых приставки от-, по-, при- и про- были бы под ударением (отпуск, подпись, прибыль, прорубь)

11. Известно, что на стыке приставки и корня иногда появляются двойные согласные. А в каких словах следовало бы писать тройные согласные?

12. Подберите несколько сложных слов, состоящих из трех корней.


Тема: «Имена существительные общего рода»

Игра «Кто больше»

Учитель зачитывает краткое толкование существительного рода, а учащиеся записывают это слово в тетради. За каждое правильное записанное слово засчитывается очко, а за удачный пример (и литературы или собственный) – еще одно.

1. Драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира: Мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петьку-забияку) (С. Михалков.)

2. Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам (зевака: За слоном толпы зевак ходили). (Крыл.)

3. Тот, кто первым вмешается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (выскочка).

4. Тот, кто люби сласти (лакомка, сластена).

5. Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой (левша).

6. Лентяй, бездельник (лежебока: Лежебоке и солнце не в пору всходит). (Посл.)

7. Грубый, невоспитанный человек (невежа).

8. Необразованный, малосведущий человек (невежда: Невежды судят точно так: в чем не поймут, то все у них пустяк). (Крыл.)

9. Ненасытный, прожорливый человек (обжора: Отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут). (Пушк.)
10. Тот, кто пристает с просьбами, назойливо выпрашивает что-нибудь (попрошайка).

11. Тот, кто хитростью и ловкостью проникает всюду, добивается всего (проныра, пролаза)

12. Тот, кто любит болтать вздор, пустяки (пустомеля).

13. Очень рассеянный, невнимательный человек (разиня)

14. Неловкий, рассеянный человек (растяпа: Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а потеря). (Посл.)

15. Безобидный, тихий человек (тихоня).

16. Непонятливый, тупой, плохо соображающий человек (тупица).


Тема: «Наречие»

Игра «Одним словом»

Учитель медленно зачитывает вслух приведенные ниже сочетания слов; учащиеся записывают в тетради соответствующие им наречия, которые пишутся в одно слово. Выиграет тот, кто правильно запишет все слова.

1. Из далеких мест (издалека). 2. На близком расстоянии (вблизи). 3. В первый раз (впервые). 4. На некоторое время (временно). 5. С давних пор (издавна). 6. Очень близко прикасаясь к чему-нибудь (вплотную). 7. В темноте (впотьмах). 8. На две равные части (пополам). 9. Два дня тому назад (позавчера). 10. На пустой, голодный желудок (натощак). 11. Расстегнув пальто, пиджак (нараспашку). 12. Перегоняя друг друга (наперегонки). 13. Перебивая друг друга (наперебой). 14. Умышленно, чтобы разозлить (назло). 15. Скосив глаза (искоса). 16. Каждую минута (ежеминутно). 17. Очень дорого, втрое дороже (втридорога). 18. Без перерыва, без остановок, все время (беспрерывно). 19. Тихо, без шума (бесшумно). 20. Смело, без страха (бесстрашно).


Игра «Кто больше»

За условное время предлагается записать наибольшее количество наречий, образованных:

А) из творительного падежа имен существительных (работать днем, спать ночью, топить зимой, загорать летом, скучать порой, грустить временами, идти шагом, пятиться задом, смотреть украдкой и др.);

Б) от имен прилагательных с предлогом (стараться впустую, идти вслепую, стрелять наудалую, отмыть добела, вытереть досуха, видеться изредка, быть знакомым издавна, сказать сгоряча, рассчитаться сполна, делить поровну, тратить понемногу, пообедать наскоро, завязать наскоро, завязать наглухо, свернуть вправо, пойти влево, успеть засветло, переделать заново, жить вдалеке и т.п.);

В) от имен числительных с предлогами (согнуть вдвое, разломить надвое, разделить натрое, идти вдвоем, остаться втроем и пр.);

Г) от местоимений (по-моему, по-нашему, поэтому, затем, совсем, про себя (читать) и др.);

Д) от деепричастий (читать лежа, есть стоя, слушать молча, ругать шутя, отвечать нехотя, говорить сидя и т.д.);

Е) от причастий (смотреть вызывающе, улыбаться понимающе, действовать успокаивающе, взглянуть умоляюще).

Можно предложить запись наречий по разделам, например: наречия причины (сдуру, сгоряча, сослепу, поневоле, зря и др.), цели (нарочно, назло, нечаянно, невзначай).











































Приложение


Ответы на задачи и загадки, помещенные в раздел «Фонетика»

Изменение смысла слова с изменением звука. Метаграммы. 1. Соль, моль. 2. Карта, парта. 3. Капля, цапля. 4. Лук, луг. 5. Пол, вол, мол, гол, кол, то, дол. 6. Боль, моль, роль, соль. 7. уран, Иран.

Двойные согласные. Загадки-складки. 1. Перрон. 2. Экспресс. 3. Хоккей. 4. Кристалл. 5. Аккуратный.

Глухие и звонкие согласные. Метаграммы. 1. Колос – голос. 2. Коса – коза. 3. Том –дом. 4. Молод – молот. 5. Шесть – жесть. 6ю Шар – жар.

Ударение. Загадки-складки. 1. И́рис- ири́́с. 2. А́тлас – атла́с. 3. Ко́злы – козлы́. 4. Арбу́з. 5. Крапи́ва. 6. Фарфо́р. 7. Простыня́. 8. Катало́г. 9. Алфави́т.

Шуточные загадки и вопросы. 1. Звук м. 2. Звук у. 3. Звук к. 4. Звук р. 5. Звук л. 6.Сорок-а. 7. Семья. 8. Сто-л, сто-н, сто-г, сто-п. 9. Ста-нет. 10. Залп (за л п). 11. Зал. 12. радио. 13. Звук у. 14. Звук ц. 15. Азбука. 16. Переставить слога: сосна - насос, камыш – мышка, скала- ласка, палка – капал, нитка – ткани.

Ответы к разделу «Состав слова»

Образование слов. Шарады. 1. Оценка. 2. Сочинение. 3. Расписание. 4. Спутник. 5. Забойщик. 6. Вопрос.

Правописание о и ё после шипящих. Одним слово. 1. Шорох. 2. Шов. 3. Холщовый. 4. Галчонок. 5. Шорник. 6. Шомпол. 7. Изжога. 8. Крыжовник. 9. Шофёр. 10. Шоссе. 11. Камышовый. 12. Обжора. 13. Трущобы. 14. Жонглер. 15. Жокей. 16. Жом.

Сложные слова. Загадки-складки. 1. Верхолаз. 2. Вертолет. 3. Следопыт. 4. Мухомор.

Задания и вопросы к викторине. 1. Ошибка, описка, сходка, сводка, удача, сдача и др. 2. Дневник, дни, пни, рвать, брать, лгун, стлать, спать и др. 3. Нет. Корень старинного глагола яти (сравни слово взять) исчез, так как был заменен суффиксом –ну- под влиянием глаголов двинуть, глянуть и др. 4. Очки, очко, окно, заочно, очевидно, воочию; хоть видит око, да зуб неймет; видит око далеко, а ум еще дальше (Посл.) и др. 5. Запирать, замыкать. 6. Подвид, подраздел, подтема; подучить, подкрепиться, подзакусить, подзавести и др. 7. Нагуляться, насмотреться, насмеяться, наиграться, наесться, насытиться и т.п. 8. Надбить, надорвать, надгрызть, надтреснутый, надломанный и пр. Приставки при-, под-, недо-. 9. Выгораживать. 10. Отзыв. Отмель, оттепель, отпуск, отрасль, оттиск, отблекс, отроду и др.; подступ, подданный, подкуп, поднятый, подпись; пригород, прибыль, привязь, признак, призрак, прииск, присказка; пристань, приступ, прихоть; провод, проволока, прозвище, проигрыш, промах, промысел, пропасть, пропуск. Прорубь, проповедь. 11. Одес(с)-ский, рас-(с)сориться, пятитон(н)-ный и др. 12. Паровозостроительный, теплоэлектороцентраль, дизель-электроход и др.


10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Дидактический материал "Занимательная грамматика"

Автор: Бровко Галина Михайловна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182182

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Дидактический материал «Занимательная грамматика»"
    ["seo_title"] => string(55) "didaktichieskii-matierial-zanimatiel-naia-ghrammatika-1"
    ["file_id"] => string(6) "313249"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459443970"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Дидактический материал. Занимательный русский язык. Метаграммы. "
    ["seo_title"] => string(67) "didaktichieskii-matierial-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-mietaghrammy"
    ["file_id"] => string(6) "233300"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443039893"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Программа факультативного курса "Занимательная грамматика".Внеурчная деятельность. "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-naia-ghrammatika-vnieurchnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "140026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417861639"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Занимательная грамматика" (внеурочная деятельность 1 класс) "
    ["seo_title"] => string(64) "zanimatiel-naia-ghrammatika-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413097230"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Дидактический материал по занимательной грамматике"
    ["seo_title"] => string(56) "didaktichieskii_matierial_po_zanimatiel_noi_ghrammatikie"
    ["file_id"] => string(6) "364677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480600866"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства