Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку, 2 класс»
Дидактический материал
по русскому языку
2 класс
Автор составитель: Косарева Елена
Валентиновна, учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МОУ Буяковская начальная
общеобразовательная школа
С. Буяково
2015г.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Кто любит науки, тот не знает скуки.
(Русская пословица)
В данной работе представлен дидактический материал по русскому языку для учащихся 2 класса в соответствии с ФГОС НОО.
Эта работа решает следующие задачи:
- проектирование учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;
- создание условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;
- развитие способностей школьников, их творческого потенциала, аналитического и творческого мышления, желания и умения учиться, в том числе учиться самостоятельно.
Данная методическая разработка предназначена учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, использующим в своей практической деятельности идеи дифференцированного и разноуровневого обучения. Она призвана помочь учителям при подготовке уроков и проведении диагностики знаний учащихся с правом выбора разноуровневых заданий.
Разноуровневые задания помогают выявить уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Дидактический материал может быть использован в самостоятельной работе и в работе в парах.
Разноуровневые задания реализуют желание сильных учащихся быстрее и глубже овладевать новыми знаниями, а слабые ученики получают возможность испытывать учебный успех.
В своей практике работы разноуровневые задания применяю на разных этапах учебного процесса:
Разноуровневые задания по русскому языку для начальной школы составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.
Уровни сформированности системы качеств знаний:
Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.
Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.
Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности.
Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего.
Разноуровневые задания дают возможность мне как учителю изучить свойства личности ученика, выявить его задатки в определенной области знаний, раскрыть талант и одарённость каждого учащегося.
Рассмотренные развивающие задания направлены на приобретение знаний, умений и развитие каждого школьника. Я считаю, что эти задания в наибольшей степени отвечают задачам организации процесса обучения согласно требованиям ФГОС НОО, т.к. учитель, используя их, помогает ученику организовать своё обучение. При этом учитель может контролировать и влиять на процесс обучения, но не на результат - образовательный индивидуальный продукт.
ТЕМА: Текст.
ЦЕЛЬ: правильно оформлять текст на письме; ставить знаки завершения в предложении; озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных; осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью; конструировать тексты из рассыпанных предложений.
1 уровень. Найти границы предложения. Поставить нужный знак в конце предложения. Озаглавить текст (выбрать один из трех вариантов).
Наступила осень в зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберезовики и нарядные подосиновики
а) Лето. б) Скоро осень. в) Осень.
2 уровень. Найти границы предложения. Поставить нужный знак в конце предложения. Дописать одно предложение. Озаглавить текст.
Весной в лесу хорошо пахли ели и сосны от душистого аромата голова кружилась белые подснежники на лесных полянах своими листочками раздвигали сухую траву стволы берёз наливались соком на деревьях набухали клейкие почки
3 уровень.Составить из слов предложения. Поставить нужный знак в конце предложения.Озаглавить текст. Дописать одно предложение.
В, живут, лесу, звери, разные
В, зайцы, густой, прячутся, траве
Рыжие, ищут, лисицы, добычу
По, прыгают, белки, деревьям, пушистые
В, лесной, бродит, чаще, медведь
Реки, широки, и, наши, глубоки
Реки, правый, берег, высокий, а, берег, левый, низкий
ТЕМА: Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?
ЦЕЛЬ:Ставить к словам нужные вопросы; различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы; классифицировать слова по вопросу; находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.
1 уровень. Подбери и напиши слова, которые отвечают на вопросы:
Кто?_____________________________________________
Что?_____________________________________________
Какое?___________________________________________
Какие?___________________________________________
Какая?___________________________________________
Какой?___________________________________________
2 уровень. Прочитай предложение.
1)Серая птичка села на высокое старое дерево.
2)Белый зайчик скакал по заснеженной дорожке.
3)Маленькие дети слепили высокую снежную бабу.
4)Глупые котята налетали на старого взрослого кота.
5)Рыжая белка запасала сосновые шишки и белые грибы.
Найди и выпиши слова, которые отвечают на вопросы:
кто?________________________________________
что?________________________________________
какое?______________________________________
какая?______________________________________
3 уровень. Прочитай предложения. Найди слова, отвечающие на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? Выпиши слова парами с вопросами. Графически покажи, от какого слова к какому ты ставишь вопрос.
1. Коренастый дуб развесил могучие ветви.
_________________________________________________
2. Папа купил красивый пенал.
_________________________________________________
3. Светит яркое солнышко.
_________________________________________________
4. Мама испекла вкусные пирожки.
_________________________________________________
5. Стоят трескучие январские морозы .
_________________________________________________
ТЕМА: Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделал?
ЦЕЛЬ: ставить к словам вопросы что делает? что делал? и т.д.;
ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой?.. что?.. что делает?..); устанавливать в предложении действующее лицо или предмет; находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.
уровень. Выпиши слова, обозначающие действия предметов.
3 уровень.Подели текст на предложения. Подчеркни грамматическую основу предложения (слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, что делает? что делал? что сделал?). Спиши в тетрадь.
Уже пришла осень улетели чижи стрижи и другие птицы весь день идёт дождь в парках и на улицах города тишина.
Снег покрыл землю ударил сильный мороз реки, озёра покрылись льдом наступила зима.
Под ёлкой еще лежит снег на еловой ветке сидит зяблик он поёт по всему лесу летит его трель прозвучала птичья песня это привет весны.
Измени слова по вопросам.
что делает? что делал? что сделал?
Песня - ______________ , _____________ ; _______________;
ЦЕЛЬ:анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня; выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
3 уровень. Прочитай текст. Выдели корень в однокоренных словах.
После дождя.
Дождь перестал. П..сок стал мокрым. Мальчики из п..ска строят мост. Юра и Петя прин..сли щепки, стали м..стить м..стовую. Маленький Боря тоже построил мостик, который скоро рассыпался.
ТЕМА: Приставки и предлоги.
ЦЕЛЬ:выделять приставку в доступных словах; характеризовать роль приставки в слове; различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги.
1 уровень. Допиши слова к предлогам.
За ___________, в ____________, из ___________, о __________, об ________, под _______, около _______________, через ______________, по ______________
Вставь подходящие по смыслу слова с предлогами.
Света вошла ______________________ .
Птичка сидела ____________________ .
Лисица смотрела __________________ .
Елочка стояла ______________________.
Витя скатился ______________________.
2 уровень. Спиши, объясни написание приставок и предлогов:
Лодка отплыла от берега. Она быстро доплыла до острова. Трактор поехал по дороге к селу. Отряд пионеров дошел до рощи. Пастух слез с лошади. Партизан зашел за дерево.
Маленький пушистый зверек залез под куст ежевики. Зеленый кузнечик отпрыгнул от дерева. Блестящий камень геолог нашел на пригорке. Товарищ Гриши слез с дерева. Рабочие оттащили камень от дороги.
Мальчики оттолкнули лодку от причала. Осеннее солнце быстро зашло за тучу. Любознательный ребёнок пошел погулять по парку. Миша неожиданно набрел на куст калины. Друзья зашли в библиотеку за книгой. Наташа дочитала книгу до конца.
Ребята вбили гвоздь в стену и повесили картину. Таня сверила ответ задачи с ответом Гали. Смелый боец набросился на врага и свалил его. Бабушка накинула на плечи платок и пошла на улицу.
Начатое дело довести нужно до конца. Отряд прошел пешком до города. Ребята засиделись за беседой до вечера. Лень в делах доведет до беды. Малыши с удовольствием погуляли по лесу.
3 уровень. Раскрой скобки и запиши предложения, выделив приставки, и подчеркни предлоги.
Мальчики (раз) двинули мокрые кусты. В кустах (рас) положилась ежиха с ежатами. Дубовый лес (за) блестел (на) солнце. Желтеет (по) спевающая рожь (за) рощей. Заяц (за) бежал (в) лес и (при) таился (за) деревом.
(На) уроках труда ученики (при ) шивают пуговицы (к) платью. (В) лагере дети сходили (в) поход. (Про) ехали мотоциклисты по дороге в город. (На) уроке учительница (рас) сказала о пользе леса.
За холмом на востоке (за) сиял (рас) свет. Они (рас) кладывалн (по) корзинам корнеплоды. Дети (под) дубками (на) шли желуди.
По небу (про) неслись утки и (с) крылись за лесом. Мальчики на лодке (по) плыли (по) реке и (до) плыли (до) острова.
(За) рекой (за)зеленели луга, веселей (по) рощам (за)звенели песни птиц. Вскоре (в) лесу (за) полыхал костер, (за) шумел чайник, (за) бурлила картошка. Дети (в) роще (на) брали ягод и грибов.
ЦЕЛЬ: находить орфограммы – буквы в словах; обозначать графически выбор написания; проводить графическую самопроверку; слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [ж], [ш], [ч], [щ].
Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ. Выдели орфограмму.
У шиповника красивые цветы.
Чудная картина, как ты мне родна.
Дедушке сшили новый жилет.
У машины резиновые шины.
У нас живёт собака Рыжик.
Вечером мы пили чай с шиповником.
В воздухе кружились пушистые снежинки.
Мыши живут в норке.
Допиши слово или отгадку. Выдели орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут _ _ . *** Не поедет без бензина Ни автобус, ни _ _ _ . *** Если с крыши потекло И сугробы ниже – Значит, солнце припекло, Убирайте _ _ . *** По полям бегут ручьи, На дорогах … Скоро выйдут муравьи После зимней _ _. *** Покружилась в воздухе Звездочка немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Это _ _ _ ) *** Белые горошки На зеленой ножке. (Это _ _ )
*** Клубок, да не пуш_стый. Колючий, да ерш_стый. (Это _ )
2 уровень. Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой жи –ши.
Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Ароматный чай - д_____________ чай,
просторные улицы - ш_____________ улицы,
толстый кот - ж____________ кот,
мохнатые ели - п_____________ ели
огромные лужи - б ___________ лужи,
красивые цветы - ч___________цветы,
прекрасныймалыш - заме____ый малыш.
Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.
узкий - ш____________,
маленькие - б____________,
свои - ч__________________,
провожает - в_____________,
мёртвый - ж_____________,
редко - ч____________,
постная (пища) - ж__________,
говорить - м__________,
болтун - м__________,
радость - пе__________.
3 уровень. Прочитай. В тексте перепутаны предложения о разных животных. О каких животных идет речь? Спиши, вставь пропущенные орфограммы, напиши название животного. Подчеркни орфограмму.
Они мало похож_ на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уш_. Вместо лап у них ш_рокие ласты. Голова увенчана небольш_ми рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой ж_ра. Это защита от стуж_. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна прич_дливой формы. Эти красивые ж_вотные – ж_тели равнин.
_______________ - ж_вут в холодных морях.________________ - самые высокие из ж_вущих на Земле ж_вотных.
ТЕМА Разделительный твердый и мягкий знаки
ЦЕЛЬ: соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я; различать написание разделительного твердого и мягкого знаков.
1 уровень. Объясни написание разделительного Ь и Ъ знаков.
Я грядку прополю, а потом водой полью.
Черная туча затянула небо, скоро польет дождь.
За окном трещат сучья на деревьях.
Наступил радостный день отъезда в лагерь.
Из оврага к лесу крутой подъем.
Гусеницы объедают листья плодовых деревьев.
На линейке вожатый объявил план работы на день.
Школьники следили за подъемными машинами.
Осенью часто льют дожди.
Дядя Илья купил новое ружье.
На снегу ребята увидели заячьи следы.
В воскресенье охотники пошли в лес.
Ветер гонит облака и тучи, пока они не прольются дождем.
В подъезде дома висит объявление о работе кружков.
Съедобные грибы дети кладут в лукошко, а ядовитые бросают.
Ребята посменно разъезжали по озеру на плоту и лодках.
Весной на деревьях появились мягкие сочные листья.
Маленькие вредители объедают еще молочную зелень.
Необъятен лесной массив по течению реки.
На соревнование съезжались спортсмены.
Школьникам объявили об экскурсии на дальнюю стройку.
В подъезде дома собралась группа ребят.
Дети пьют чай с малиновым вареньем и сладким печеньем.
уровень. Исправь ошибки в предложениях. Запиши исправленный вариант.
Я ель орехи.
Ел - хвойное дерево.
Угол свалили в уголь сарая.
Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. Подчеркни мягкие согласные. Голуби, кони, звери, медведи, дни, гости, ели.
3 уровень. Спиши, вставь разделительный Ь или разделительный Ъ знак.
Мы пол..ем сегодня цветы.
Вся наша сем..я вышла в сад белить дерев..я.
Олен...и рога ценятся дорого.
С..едобные грибы дети клали в корзинку.
Бревна на деревянном мосту раз..ехались.
Рабочий пред..явил пропуск контролеру.
В новые квартиры в..езжают новоселы.
На новосел..е к Мише пришли его друз..я.
Отец об..явил нам об от..езде в деревню.
Раз..яренный медведь бросился на охотнич..их собак.
Охотник выстрелил из старого руж..я.
Туристы от..ехали от города и под..ехали к бурной реке.
За рекой виднелась необ..ятная равнина.
Автобус в..ехал в село, дети бросились в об..ятия тети Ксении. Старый Дем..ян сам снимал лис..ю шкуру.
Девочки на уроках труда ш..ют для кукол плат..я.
Вороб..и сидели на старом крыльце.
Дорога была завалена, машины поехали в об..езд.
Отец об..яснил сыну устройство велосипеда.
Родник б..ет под высокой горой.
Натал..я п..ет холодную, чистую воду.
Вороб..и сели на дерев..я и сложили крыл..я.
Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел.
От бездел..я не бывает весел..я.
С чем под..ехал, с тем и от..ехал.
В лес с..ездили за с..едобными грибами.
ТЕМА: Безударные гласные.
ЦЕЛЬ:Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки. Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность.
ЦЕЛЬ:Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность, уметь доказывать, что это слово является проверочным.