kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактический материал к неделе русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательный материал может быть полезен учителям-словесникам при планировании мероприятий к предметной неделе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к неделе русского языка»

Предметная неделя русского языка и литературы

(дидактический материал)


Сценка "Наши падежи"

Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.

Ученик выходит к доске и готовится писать.

Учитель(диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.”

Ученик пишет под диктовку на доске.

Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.

Ученик подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».

Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?

Ученик: Да!

Учитель: Начинай!

Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.

Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж именительный.

Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.

Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.

Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !

Вот и всё!

Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Ученик: Какую? Конечно, пятёрку!

Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “пятёрку”?

Ученик: В предложном

Учитель: В предложном? Почему же?

Ученик: Ну, я же её сам предложил!



Сценка "На уроках русского языка"

Учитель: Послушаем, как вы выучили домашнее задание. Кто пойдёт отвечать первым, тот получит на балл выше.

Ученик Иванов (тянет руку и кричит): Марь Иванна, я буду первым, ставьте мне сразу три!

Учитель: Твоё сочинение о собаке, Петров, слово в слово похоже на сочинение Иванова!

Ученик Петров: Марь Иванна, так мы же с Ивановым живём в одном дворе, а там у нас одна собака на всех!

Учитель: У тебя, Сидоров, замечательное сочинение, но почему оно не закончено?

Ученик Сидоров: А потому что папу срочно вызвали на работу!

Учитель: Кошкин, признайся, кто тебе написал сочинение?

Ученик Кошкин: Не знаю. Я рано лёг спать.

Учитель: Какого рода слово «яйцо», Синичкин?

Ученик Синичкин: Никакого.

Учитель: Почему же ?

Ученик Синичкин: Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.

Учитель: Петушков, определи род слов: «стул», «стол», «носок», «чулок».

Ученик Петушков: «Стол», «стул» и «носок» - мужского рода, а «чулок» - женского.

Учитель: Почему?

Ученик Петушков: Потому что чулки носят только женщины!

Учитель: Мешков, какой частью речи является слово «суховатый»?

Ученик Мешков, встав, долго молчит.

Учитель: Ну, подумай, Мешков, на какой вопрос отвечает это слово?

Ученик Мешков: Каковатый? Суховатый!

Учитель: Сидоров, почему ты ешь яблоки на уроке?

Ученик Сидоров: Жаль терять время на переменке!

Учитель: Прекрати сейчас же! Кстати, почему тебя вчера не было в школе?

Ученик Сидоров: Мой старший брат заболел.

Учитель: А ты-то при чём?

Ученик Сидоров: А я катался на его велике!

Учитель: Сидоров! Моё терпение лопнуло! Завтра без отца в школу не приходи!

Ученик Сидоров: А послезавтра?

Учитель: Сушкина, придумай предложение с обращением.

Ученица Сушкина: Марь Иванна, звонок!

Викторина


Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

[ж] звонкий или глухой? (звонкий)

В начале слова буква ё обозначает? (два звука)

Гласных букв 10, а гласных звуков (6)

Назовите первую букву алфавита (а)

Чем кончается день и ночь? (ь)

Принятый порядок расположения буквназывается (Алфавит)

Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)

Знак для обозначения звуков на письме. (Буква)

Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)

В каком слове сорок а? (сорока)

Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)

В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)

Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)

В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)

Сколько слогов в слове да? (1)

Эта часть речи обозначает признак предмета.

Название этого месяца рифмуется со словом «капель».

Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)

Как можно превратить слово семя в слово семья?

Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)

В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)


«Фразеологический тур»

Задание: Кто быстрее сопоставит фразеологизм с его лексическим значением.

чуть свет - рано на ночь глядя - поздно

жить душа в душу - дружно как кошка с собакой - врозь

куры не клюют - много кот наплакал - мало

у чёрта на куличках - далеко в двух шагах - близко

спустя рукава - плохо хоть глаза выколи – темно

бежать сломя голову - быстро ползти черепашьим шагом - медленно

сидеть сложа руки - бездельничать во всё горло - громко

хоть отбавляй – много задирать нос - зазнаваться

набрать в рот воды - молчать как снег на голову – неожиданно

возносить до небес - хвалить водить вокруг пальца – обманывать

водить за нос – обманывать яблоку негде упасть - тесно


Правильно расставьте ударение в предложениях.


Семена гвоздики похожи на гвоздики.

Купи соли и соли капусту.

На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.

Солнце село за село.

Замок был закрыт на замок.

Огородное пугало всех пугало.

Сорваться в пропасть – значит пропасть.


Загадки

1. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он,
А называется… (перрон)

2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называется….(хоккей).

3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с
Называется …(экспресс).

4. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовет меня…(прохлада).

5. Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)

6. Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,

Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)

7. Стоит дом. Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (Школа –сущ.)

8. Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь – сущ.)


Высказывания о русском языке

«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой». А. Н. Толстой

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой

«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». М. Горький


Пословицы

Сначала подумай – потом говори.

Не храбрись словом, а покажи делом.

Меньше говори – больше дела твори.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

До слова крепись, а, давши слово – держись.


«Наборщик слов».

Из букв данного слова в течение 1 минуты составьте новые слова:

Контрабас.

Табуретка.


«Конкурс редакторов».

При Петре 1 было восстание стрелков.

Вернувшись с работы, мы сыто пообедали.

Мальчику очень понравился рыбий суп.

Это была памятливая для меня поездка.

Он так мало знает! Какой он невежа!

Собака была злостная, всех кусала.

Телефонистка вызывала по телефону всех абонементов, проживающих в этом доме.

Эта девушка была большая юмореска по натуре.


«Сказка»

Действующие лица:

Потешник

Царь Глагол

Царевна

Иван

Толковый словарь

Вступление.

Потешник:

В этой сказке вы найдёте всё, что собрано в народе о родимом языке.

Здесь антоним и синоним, с ними рядышком омоним и метафоры все в ряд за гиперболой стоят.

Здесь найдёшь диалектизмы, амофоны, силлогизмы много всякого тут есть – вам всего не перечесть.

В царстве этом с давних пор правил грозный царь Глагол.

Повелительным считался, был свиреп и очень зол.

Хоть по виду был сморчок, головою с кулачок,

Но уж как во что упрётся – не уступит пятачок.

Дочка у царя была – Несмеяною слыла.

По дворцу в тоске ходила, слёзы горькие лила.

Царь:

Порешил я в эту ночь

Замуж выдать нашу дочь,

Потому как настроенье

Я поправить ей не прочь.

Да и о своём здоровье

Голова поди болит:

Я от старости боюся получить радикулит.

Царевна:

Хоть, конечно, здесь ты власть,

Всеми здеся правишь всласть,

Но в мою судьбу не суйся

И в любовь мою не влазь.

Я давно уж на примете заимела жениха,

За Ивана выйду замуж:

Об Иване вся тоска!

Сколько б ты не супил бровь,

Повторяю вновь и вновь:

Индивид имеет право на свободную любовь!

Царь:

Наше царское сословье

Мы в обиду не дадим.

А Иван-то, ну и плут,

Что удумал, шалопут.

Дам ему я три заданья:

Сразу отпадёт желанье

Сразу отпадёт желанье

Царских соблазнять детей.

«Эй, Ивана мне скорей».

Потешник:

Привели к нему Ивана,

Глазом царь его сверлит,

Не нашедши в нём изъяна,

Грозно Ване говорит:

Царь:

Хочет наша Несмеяна

Взять в мужья тебя, болвана!

Ты её волнуешь кровь,

Видно вправду, зла любовь!

Дам тебе я три заданья,

Коли справишься – вполне

Сможешь зятем стать ты мне.

Ну, а нет, кого винить?

Я должон тебя казнить.

Так что сам решай, Ванюша,

Быть тебе или не быть.

Слушай первое заданье:

Вот тебе такая фраза,

Ты поймёшь её не сразу

«Шла девица по лесу,

Ухватилась за косу».

Это, Ванечка, омоним,

А теперь сумей, дружок,

Сочини-ка мне стишок.

В каждой строчке чтоб омоним

Было слышно на конце;

Всей прислуге во дворце.

Иван:

Ну, удумал, ну хитёр,

Но и я на ум востёр,

Хоть, конечно, я не Пушкин

И на рифму не велик,

Только не учёл старик,

Кто в омонимах сильнее,

Как ни русский наш мужик.

В общем, бросим рассужденье,

Получай стихотворенье:

«Нёс медведь, шагая к рынку,

На продажу мёда крынку.

Вдруг на мишку - вот напасть,

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть.

Жалили куда попало

И за это им попало».

Потешник:

У царя от гнева закололо слова.

Царь:

Ваня, мне твоё чело

Прямо скажем, не мило.

Не пойму, что в нём сокрыто

Иль коварство или зло.

Нагловатый твой мигай,

Длинноватый твой сопай,

И нахален лепетало,

И зевало до ушей.

Ты сумеешь победить,

Если сможешь убедить

И меня и весь народ,

Что ты вовсе не урод.

Иван:

Вот заданье, так заданье.

Это что ж за наказанье,

Я ведь тоже не пойму,

Что сказал он ни к чему.

Царевна:

Что ж ты, Ванечка, грустишь,

На меня не поглядишь.

Аль не хочешь стать мне мужем,

Аль назад поворотишь.

Ты, Ванюшка, полистай

Старый дедушкин словарь.

В нём найдёшь тех слов значенье

И исполнишь порученье.

Иван:

(Листает словарь, который дала ему царевна)

Сложный дал мне царь наказ,

Я решу его не враз.

Вот «мигай» - так это глаз,

А «сопай» - всего лишь нос,

А «зевало» - просто рот,

Это ж прямо анекдот.

Ну и ловок же старик!

«Лепетайло» - здесь язык!

Что же царь, хоть эту фразу

Я понять сумел не сразу,

Но даю тебе, «мой свет»,

Я достойнейший ответ.

Потешник:

Тут царевна Несмеяна

Кинулась на грудь к Ивану.

Царь со зла позеленел,

Но готовить пир велел.

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Тот урок усвоит всякий,

Ты улавливаешь нить?

Чтобы грамотными быть,

Чаще в корень надо зрить.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Дидактический материал к неделе русского языка

Автор: Романенко Мария Анатольевна

Дата: 04.12.2020

Номер свидетельства: 565477

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Занятие-презентация "Веселый русский язык" (к неделе русского языка в школе) "
    ["seo_title"] => string(88) "zaniatiie-priezientatsiia-viesielyi-russkii-iazyk-k-niedielie-russkogho-iazyka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "233045"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442991592"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Занимательная игра по русскому языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(55) "zanimatiel-naia-ighra-po-russkomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "116488"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412504568"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Марафон любителей русского языка "
    ["seo_title"] => string(37) "marafon-liubitieliei-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "195726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427958641"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Планирование индивидуально - групповых занятий по русскому языку во 2 классе  УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(98) "planirovaniie-individual-no-ghruppovykh-zaniatii-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "146718"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419248387"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства