Данный урок разработан и проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы. Игровая форма является одной из самых результативных технологий, способных не только сформировать общие компетенции обучающихся, но и привить интерес к предмету и любовь к родному язхыку.
Цель: через создание для студентов нестандартных ситуаций, подбор разнообразных заданий, обеспечивающих творческое применение изученного материала по русскому языку на практике, повысить эрудицию в области русского языка, проверить теоретические знания и практические навыки студентов.
Задачи.
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания по изученным разделам и темам.
2. Выявить уровень знаний студентов.
Развивающие:
1.Развивать речь, внимание, память через выполнения заданий;
2. Развивать умение работать в группах;
Воспитательные:
Формировать чувство ответственности за свои знания,
Воспитывать интерес и уважение к родному языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: беседа, самостоятельная работа в группах, рассказ, игра.
Деятельность учащихся на уроке: практическая и самостоятельная работа.
Средства обучения:
дидактический материал (задания),
ТСО (мультимедийный проектор, компьютер,).
Оборудование: презентация к уроку, оформление кабинета, диск с музыкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Марафон любителей русского языка »
План-конспект урока – общественного смотра знаний
«Марафон любителей русского языка»
Цель: через создание для студентов нестандартных ситуаций, подбор разнообразных заданий, обеспечивающих творческое применение изученного материала по русскому языку на практике, повысить эрудицию в области русского языка, проверить теоретические знания и практические навыки студентов.
Задачи.
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания по изученным разделам и темам.
2. Выявить уровень знаний студентов.
Развивающие:
1.Развивать речь, внимание, память через выполнения заданий;
2. Развивать умение работать в группах;
Воспитательные:
Формировать чувство ответственности за свои знания,
Воспитывать интерес и уважение к родному языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: беседа, самостоятельная работа в группах, рассказ, игра.
Деятельность учащихся на уроке: практическая и самостоятельная работа.
Средства обучения:
дидактический материал (задания),
ТСО (мультимедийный проектор, компьютер,).
Оборудование: презентация к уроку, оформление кабинета, диск с музыкой.
Структура урока:
Организационный момент:
Мотивационная беседа
Сообщение правил игры
Основная часть
Игровое действие
Работа с аудиторией
Заключительная часть
Итог урока. Рефлексия
Ход мероприятия.
Оргмомент
Слово учителя.
Родной язык - ничем не заменимый - Он дорог всем, всё отразилось в нём: Земля и небо, осени и зимы. Понятен вздох на языке родном.
Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи - Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова Выучи русский язык!
Сегодня мы собрались, чтобы продемонстрировать свои знания по русскому языку и умение применять их на практике. Причём, наш урок проходит в форме игры и является уроком общественного смотра знаний, так как гостями являются представители администрации, на которых ложится огромная ответственность – оценивать команды. Поэтому, позвольте представить членов жюри.
В игре «Марафон любителей русского языка принимают участие команды 3 групп:
ТОР 29-5; ТР 29-2; ТЭ 29-2.
Представление команд и капитанов.
Команда ПРИЧАСТИЕ Девиз: “Мы к причастию причастны, знаем как его склонять. На уроке мы желаем получить оценку пять”.
Команда РАЗУМНИКИ Девиз: «Мы хотим всегда всё знать, Сочинять и размышлять»
Команда «Клич», расшифровывается так: -Команда -Любознательных -И -Читающих. Девиз:"Много мы читаем, многое мы знаем, Вам мы обещаем, что не проиграем
Итак, начинаем!
1 тур Разминка.
Каждый правильный ответ – 1 балл например ,бить - баклуши
Дрожит… (как осиновый лист),
катается… (как сыр в масле),
выводить… (на чистую воду),
держать… (в ежовых рукавицах),
поразить… (как гром среди ясного неба),
вариться… (в собственном соку),
сидеть… (сложа руки),
знать… (как свои пять пальцев).
2 тур. Шарады.
С глухим траву она срезает, Со звонким — листья объедает. Ответ: коса — коза.
Пойди-ка в сад и погляди: Я там цвету, благоухаю, Но "г" - поставишь впереди И в небе я загромыхаю. (роза - гроза).
Я вкусный суп из рыбы,
Когда ж прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (Уха – муха)
С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машинах я бываю. (Чайка – гайка)
С «Р» в тетради я пишу,
С «Т» на небо поспешу. (Ручка – тучка)
С твердым Л- огородное растение
И приправа к пище.
С мягким - отверстие,
Прикрываемое крышкой. (Лук - люк)
С Ы мы мчим вас что есть мочи,
С У ноги вам промочим. (Лыжи – лужи)
3 тур «Значение слова»
1. Этой букве, незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. Назовите ее.
Ответ: памятник букве Ё был поставлен на родине ее автора Н.М. Карамзина.
2. Сапфирный, индиго, васильковый, маренго. Какое из этих слов лишнее?
Ответ: маренго — оттенок черного цвета, все остальные — оттенки синего.
3.Приведите русский фразеологизм, синонимичный французскому хорошему коту — хорошую крысу.
Ответ: Большому кораблю — большое плавание.
4. . Маленький Алёша говорит: "Папа, как я буду раскрашивать трёх богатырей, если у меня нет гнедого карандаша?" Какого карандаша не было у Алёши?
(коричневого).
4 тур Музыкальный
1. Перед вами строки из известной песни к кинофильму «Москва слезам не верит»:
Москву рябины красили,
Дубы стояли князями,
Но не они, а ясени
Без спросу наросли.
(Д.Сухарев, Ю.Визбор)
В каком слове нарушена литературная норма?
Ответ: авторы текста употребляют устаревшую форму князями вместо современной литературной князьями, для того чтобы подчеркнуть древность Москвы.
2. В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:
И со всей округи люди приходили к нам,
И со всех окрестных крыш слетались птицы,
Танцовщице золотой захлопав крыльями,
Как давно, как давно звучала музыка там..
В каком слове нарушена литературная норма?
Ответ: длясохранения размера стихотворения автор ставит ударение в слове танцовщица на предпоследний слог (литературная норма - танцовщица). 5 тур Имена
Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая».
Ответ: Варвара.
тур Математический
1.Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось число 13.6.15.1. Угадайте имя девочки.
(Лена)
2.В известной сказке "поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. Внимание вопрос: Тридевять - это сколько?
(Тридевять - это 27. В Древней Руси считали по девяткам.)
тур Чёрный ящик
1. В чёрном ящике лежит то, что индейцы майя называли чикле.Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила. Одни это очень любят, а другие - терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по рецепту врача.
В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.
Вопрос: Что в чёрном ящике?
(жевательная резинка)
2.Этот головной убор опасен для здоровья человека, нечистого на руку. Назовите его.
Ответ: слово шапка входит в состав фразеологизмов на воре шапка горит. 8 тур Аукцион
В этом туре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
Ответ Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик свое болото хвалит, куры не клюют, комар носа не подточит, когда рак свиснет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь
тур
А теперь проверим Ваше чувство юмора.
Однажды Дж. Свифт спросил своего слугу:
- Том, что это значит? Мои сапоги не вычищены?
- Нет, сэр – ответил Том – Вы же собираетесь идти гулять, так я подумал: они всё равно станут грязными.
- Хорошо, собирайся, Том, пойдёшь со мной.
- Но, сэр, я ещё не завтракал…
Вопрос: Что же ответил Дж. Свифт?!
1. (“Не беда, всё равно опять проголодаешься”)
10 тур Конкурс капитанов
Из букв, составляющих названное слово, придумать как можно больше других слов – имен существительных в единственном числе. ( За каждое слово – 1 балл)