Просмотр содержимого документа
«Деловая игра на уроках русского языка и литературы»
Е.А. Пророкина,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6»,
г.Старый Оскол, РФ
Деловая игра на уроках русского языка и литературы
Аннотация
В статье рассматривается деловая игра как одна из форм практического занятия; анализируются этапы урока, включающие использование этого вида деятельности.
Ключевые слова
Деловая игра, микрокласс, микроурок, дискуссия.
Деловая игра – это одна из форм практического занятия, предполагающая моделирование, т.е. искусственное создание различных ситуаций, с которыми могут столкнуться учащиеся в будущем. Этот вид деятельности помогает повысить интерес к изучению русского языка, выработать навыки и умения, использовать знания на практике, активизируя различные виды общения. Учителю игра дает возможность избежать дублирования заданий, по-новому преподнести уже знакомый программный материал. Организационными формами являются микрокласс и микроурок. Микрокласс – это группа учащихся из трех-четырех человек, один из которых «учитель», остальные – «ученики». Ведущий игры (чаще всего это учитель) является «экспертом». В помощь «эксперту» в случае необходимости выбираются консультанты и ассистенты, обеспечивающие техническую сторону игры (помогают раздать карточки-задания, фиксируют их выполнение и т. д.). Консультант выбирается один на четыре-пять групп. Он всегда готов прийти на помощь, контролирует качество выполнения задания.
Микроурок включает в себя следующие этапы: постановка задачи «учителем», ответы «учеников», дискуссия, вывод (или составление алгоритма). Продолжительность микроурока колеблется от 10 до 35 минут, что зависит от цели использования деловой игры на уроке, объема материала, подготовки учащихся.
Исходя из того, что ребятам необходимо понять принцип работы, привыкнуть к такому виду деятельности, на первых порах в уроки включаются только элементы деловой игры.
К деловой игре готовится 15 карточек-заданий с учебным материалом, называются два ассистента в помощь «эксперту» (учителю). Перед уроком формируются микроклассы по три человека. Каждый ассистент работает с пятью микроклассами: раздает карточки, следит за выполнением задания, помогает, если в этом есть необходимость, обращается в конфликтных случаях за помощью к «эксперту». Учитель следит за дисциплиной.
Урок начинает один из ассистентов со словарного диктанта, затем идет взаимопроверка в микроклассах и устная работа над ошибками (на этом этапе работает весь класс).
Затем каждый микрокласс получает от ассистента карточку-задание (например, выделить суффиксы в словах лживый, дождливый, доверчивый).
Микрокласс самостоятельно справился с заданием, и ассистент, отметив это в своей тетради учета, предлагает другую карточку. Приведем примеры карточек-заданий:
1. Найди «четвертое лишнее»:
а) разведение, разлив, разность, разносчик;
б) накал, навес, навет, накат.
2. Продолжи ряды слов:
Дубняк, лозняк.....
Торопливый, нетерпеливый...
Стебелек, уголек....
3. Напиши как можно больше однокоренных слов и форм этого же слова (искусство).
4.Найди «родственников»: завод, водоем, наводчик, водитель, водоросль.
5. «Как слышу, так и пишу». Правописание каких приставок подчиняется этому правилу?
6. Выделите окончание в словах: шестой, солнце, говорить, вверх.
7.Согласны ли вы с учеником, который сказал: «Если в предложном падеже окончание «-е», то это существительное 1 склонения?»
8. Не нарушена ли правильная последовательность в цепочке слов: листва – листья – лиственный – лиственница?
9.Пропущено одно звено цепи. Восстанови цепочку: покой-успокоенный-успокоенность.
10.Почему нельзя назвать смешливого человека насмешливым?
В течение урока каждый микрокласс получит от 7 до 12 таких заданий. В конце урока ассистенты подводят итог: какой микрокласс работал активно, плодотворно, какие задания вызвали затруднения. Оценки выставляются под руководством «эксперта», который видел, как работает каждый ученик.
Уроки обобщающего повторения, включающие использование деловых игр, позволяют обеспечить активную деятельность каждого ученика с учетом уровня его подготовки, интересов, темпа работы.
Учащиеся с большим интересом относятся к участию в деловых играх еще и потому, что этот вид деятельности способствует созданию на уроках особой атмосферы между учителем и учащимися.
Список использованной литературы:
Колесова, Д. Игра слов. Во что и как играть на уроке русского языка / Д. Колесова, А. Харитонов. - М.: Златоуст, 2011. - 152 c.