Просмотр содержимого документа
«Активные стратегии на уроках русского языка»
АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Все мы знаем о реформах в казахстанских школах. Министерство продолжает работу по кардинальному обновлению школьного образования. Учителю придется преодолеть инертность мышления, вместе с учеником учиться самому, изменить восприятие ученика, перейти от авторитарности в преподавании к сотрудничеству.
Для меня это стало открытием. То, чему учила нас тренер, Мамиева Мара Имашевна, полностью поменяло наше отношение, взгляды к традиционной методике преподавания. Именно совместное обучение, групповая работа, активные методы обучения, различные стратегии позволили нам соотносить новые знания с имеющими знаниями.
Я часто стала применять в своей практике различные стратегии. Мои ученики полюбили «Карту истории», «Стоп кадр», «Ромашка Блума», «Письмо под музыку» и др.
Остановлюсь на стратегии прогнозирования в 8 классе на уроке русского языка в классе с казахским языком обучения. Классу даю задание: написать рассказ в 3-4 предложениях об евражках. Сразу поднимаются несколько рук учащихся, которые хотят узнать, кто или что такое евражки? Не отвечая на вопросы учеников, я прошу их пофантазировать, проявить творчество, возможно, обратиться к имеющемуся опыту и написать небольшой рассказ о пока еще не известных им евражках. Ученики пишут рассказ, не зная значение слова. Затем заслушиваются работы абсолютно всех учеников: где-то все весело смеются над удачной шуткой, где- то поддерживают автора, думая, что он верно описал характер евражек, где- то недоумевают, что таким образом представлено неведомое существо.
Почему нужно заслушать абсолютно все работы? Я пытаюсь на этом этапе продемонстрировать возможности конструктивистского подхода к обучению. Мне важно, во –первых, чтобы все ученики оказались в одинаковых условиях: никто не знает лексическое значение предложенного слова, но все должны выполнить задание. Во– вторых, класс должен убедиться, что учитель не оценивает отметкой «верно/ правильно» или «неверно/ неправильно». Всеми своими действиями учитель демонстрирует, что любой вариант ответа задания «имеет место быть». Заслушивая рассказы друг друга, ребята отмечают правильность построения синтаксических конструкций, разнообразие словаря, соблюдение грамматических норм и т.д.. После прослушивания всех рассказов, обращаясь к заготовленной презентации, последовательно предлагаю ученикам 6-7 подсказок. На этом этапе, прислушиваясь к содержанию каждой подсказки, ребенок определяет, насколько точен его рассказ и отражает особенности характера, поведения евражек. Каково же было удивление учеников, когда они узнали, что евражки - это вид американских сусликов! На следующий урок некоторые ребята по своей инициативе принесли рисунки с изображением евражек, другие - дополнительные материалы об евражках, хотя задания такого классу не было дано. В последующем ребята подходили и предлагали, что можно стратегию прогнозирования организовать и на многих других словах, которые, по их мнению, могут быть интересными для одноклассников. При этом, они не просто подбирали интересное, на их взгляд, слово, но и выстраивали через презентации Power point систему подсказок. Предложенное задание по стратегии прогнозирования позволило заинтересовать ребят различными словарями. Для себя сделала вывод, что стратегия прогнозирования позволяет эффективно организовать работу: учит прогнозировать ситуацию, возникает множество предположений, которые ученики аргументируют и приходят к выводу, приводят аргументы, развивается воображение, используется лексика разных стилей. Система подсказок учителя позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, искать ответы на ранее поставленные вопросы. Считаю применение данного варианта стратегии прогнозирования на уроке очень эффективным, позволяющим сохранить активность ученика и сделать чтение или слушание осмысленным. Данная стратегия развивает способность вырабатывать разнообразные аргументы, формирует навыки самостоятельной и групповой работ, развивает творческие способности, развивает навыки саморегуляции школьников.
Также эта стратегия позволяет развивать память, пока ученик пишет, несколько раз повторяет это слово, когда читает свой рассказ, повторяет, слушая других. В одном классе повторили это слово сорок раз (я считала). Спустя месяц эти слова помнили 90% учеников.
Думаю, что внедряя активные стратегии, учитель достигает не только формирования у учащихся знаний о человеке, природе и обществе, но и овладения новыми навыками чтения и письма, развития навыков поиска, анализа и интерпретации информации, логичного изложения своих мыслей, установления причинно-следственных связей в соответствии с возрастными возможностями.