kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

1. Организации коррекционной работы по предмету русский язык.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О проблемах коррекционной работы на уроках русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1. Организации коррекционной работы по предмету русский язык.»

Коррекционная работа с обучающимися с целью повышения качества образования по русскому языку

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими детьми.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.

Не секрет, что количество таких ребят в школах составляет примерно от 10-40 %. Часть из этих детей переходит в разряд неуспевающих.

Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим отставанием.

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести:

  • социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.


  • несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).


  • отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.


К внутренним причинам неуспеваемости относятся:

  • дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.


  • низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.



  • отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.


  • слабое развитие волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".



Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.

Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

обстоятельства жизни ребенка в семье;

взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.

Интеллектуально пассивные учащиеся - те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления - использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении

Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);

неправильная организация учебной деятельности в ОУ

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов - недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности


Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

1 группа.

Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа.

Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа.

Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

Поэтому необходима специальная коррекционная работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное поощрение от учителя.

Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка.

Столкнувшись с этой проблемой, мы поставили перед собой цель:

ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике.

Для этого необходимо:

- создать условия для успешного индивидуального развития ребенка;

- создать ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- вовлечь учащихся в совместный поиск форм работы;

- создать максимально благожелательные отношения учителя и учащихся к слабому ученику.

Коррекционная работа предполагает совместную деятельность самых разных специалистов: логопедов, психологов, физиологов, педагогов и других специалистов. К сожалению, в нашей школе нет психолога, поэтому педагогу коррекционную работу приходится проводить самостоятельно. Изучив психолого-педагогическую литературу, которая содержит конкретные психодиагностические методики, различные пособия, содержащие коррекционно-развивающие упражнения, опыт работы педагогов, в том числе и нашего района, мы постарались выстроить свою систему коррекционной работы.

Работа со слабоуспевающими детьми должна вестись систематически. Поэтому был составлен план работы.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по предмету русский язык

 Мероприятия

 Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения (формирование списка).

Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

 Сентябрь





2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы с самим ребенком

Сентябрь

Использование диагностических методик

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть

Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости

4. Работа с родителями неуспевающих учащихся: индивидуальная беседа, проведение родительского собрания с приглашением всех учителей предметников.

Цель: определение уровня взаимодействия учителя родителями учащихся в решении задач по успешности обучения детей.

В течение учебного года , по необходимости


Остановимся подробно на 2 и 3 пунктах.

Установление причин неуспеваемости учащихся

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика по русскому языку.

В своей практике мы используем психодиагностические таблицы, которые являются незаменимыми помощниками для учителей начальных классов.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

(авторы: А.Ф.Ануфриев, доктор психологических наук, С.Н. Костромина, кандидат психологических наук)

Феноменология

трудностей

Возможные

психологические

причины

Психодиагностические

методики

Рекомендации



1. В письменных работах пропускает буквы (19,9%)

1. Низкий уровень развития фонематического слуха

1. Тест различения и выбора фонем

1. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа



2. Слабая концентрация внимания

2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

2. Упражнения 13, 14, 15, 16



3. Несформированность приемов самоконтроля

3. Методика "Узор"

3. Упражнения 62, 63, 64, 65



4. Индивидуально-типологические особенности личности

4. Методика Рене Жиля

4. Коррекция межличностных отношений



5. Другие психологические причины





Чем эта работа хороша тем, что в ней есть и методики и коррекционные упражнения

А так же мы пользуемся работой Н.П. Локаловой «Как помочь слабоуспевающему школьнику». Различие этих таблиц в том, что причины трудностей разделены на педагогические и психологические.

По таблицам мы определяем причину трудности и составляем план индивидуальной коррекционной работы, в который включены индивидуальные дополнительные занятия, работа на уроке, домашние задания.

1. Индивидуальные дополнительные занятия. Раз в неделю (при необходимости чаще)

А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей», Н.П. Локалова «Как помочь слабоуспевающему школьнику»

2. На уроке используем

Карточки для индивидуальной работы.

Задания с выбором ответа.

Деформированные задания.

Тетради – тренажёры.

Перфокарты.

Дифференцированный контроль.

1. Арасланова Г. А. «Справочник тренажёров по русскому языку».

2. Вахрушева Т. В., Попова Е.В. «300 упражнений по русскому языку».

3. Нефёдова Е. А., Узорова О. В.

«350 правил и упражнений по русскому языку».

4. Узорова.О. В., Нефёдова Е. А.

«Справочное пособие по русскому языку».

5. Ушакова О. Д. «Проверялочка».

6. Шукейло В. А. «Сборник проверочных и контрольных работ».

3. Дифференцированные домашние задания

На индивидуальных занятиях проводятся психодиагностические методики, с помощью которых можно определить, какая из перечисленных причин лежит в основе трудностей обучения и коррекционные упражнения на развитие различных элементов психики ребенка и ликвидацию имеющихся трудностей в обучении.

На уроке используется дифференцированный подход при организации самостоятельной работы. Включаются посильные индивидуальные задания. Создаются ситуации успеха на уроках.

Домашние задания дифференцируются. Их объём рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Так же на слайде указана методическая литература, которой мы чаще всего пользуемся.

Вся проделанная работа фиксируется в сводной таблице трудностей

ФИ

Типы трудностей

Причины трудностей

Коррекционная работа

Результат








Таблица заполняется по ходу работы. Определив тип трудностей и их причины, выстраиваем коррекционную работу, через определенный промежуток времени проводим повторный контроль и прописываем результат.


Например Юра Б. 2 класс

Наблюдение за учеником и анализ письменных работ по русскому языку позволили выявить следующее:

  1. В письменных работах пропускает буквы,

  2. Испытывает трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных.

Трудность

Возможная причина

Диагностические методики

В письменных работах пропускает буквы

Недостаточность звукобуквенного анализа

Выполнили задание 22 по выявлению недостатков звукового анализа (ребенок справился самостоятельно - проблема исключена)

Неустойчивость внимания

Задание 5 «Найди слово» (зрительный анализ букв, выделение их в слове) (при выполнении задания допускал много ошибок)

Сниженная работоспособность

Наблюдение за ребенком показало, что снижение работоспособности, в течение учебного времени не наблюдалось

Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных

Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа

Выполнили задание 20 по выявлению недостатков фонематического анализа, задание 21 «Конфликтные картинки», задание 97, 98 фонематический анализ слова (ребенок справился самостоятельно - проблема исключена)

Неразвито умение дифференцировать слухоречедвигательные мышечные ощущения разной степени напряжения

задание 97, 98 фонематический анализ слова (ребенок справился самостоятельно - проблема исключена)

Не усвоены правила правописания




С помощью психодиагностической таблицы выявила возможные причины. Чтобы определить истинную причину, провела в соответствии с таблицей диагностические методики. В результате: буквы пропускает, потому что у него неустойчивое внимание.

А употребление мягкого знака и правильное написание мягких согласных связано с неусвоенными правилами правописания.

Причины выявили, выстроили коррекционную работу


Индивидуальные дополнительные занятия

Работа на уроке

Домашняя работа

Упражнение № 13. "Усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания"


Нефёдова Е. А., Узорова О. В. «300 заданий и упражнений по русскому языку» с.87-100

Задания с выбором ответа.

Справочник-тренажер по русскому языку для 2 классов

Упражнение № 14. "Усиление концентрации слухового внимания"

Нефёдова Е. А.,

Узорова О. В.

«350 правил и упражнений по русскому языку».

С. 12, 13 Карточки для индивидуальной работы.

Узорова.О. В., Нефёдова Е. А.

«Справочное пособие по русскому языку».

С 59 задание 125 -127, 129 и т.д.

Упражнение № 15.

Школьникам предлагается без ошибок переписать определенные строчки


Для коррекции внимания – в физминутки включила дыхательные упражнения и самомассаж, «Стоп-упражнения»


«Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников» авт.сост. М.Е Баулина

Для коррекции внимания задание «Спрятанные слова», «Спрятанный предмет»


«Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников» авт.сост. М.Е Баулина

Упражнение № 16.

рассмотреть предлагаемые предметы, затем подробно описать каждый

Арасланова Г. А. «Справочник тренажёров по русскому языку».



Итоговый контроль



На дополнительных занятиях мы с Юрой выполняли упражнения на усиление концентрации слухового и зрительного внимания мальчику предлагалось без ошибок переписать определенные строчки в следующем упражнении – рассмотреть предлагаемые предметы, затем подробно описать каждый на уроке Юре предлагались задания разного вида. Домашняя работа была дифференцирована.

21 – 26 сл на слайдах вы видите примеры заданий.

Работу проводила в течение всей четверти. В результате ребенок стал более внимательным, в его письменных работах уменьшилось количество пропущенных букв, трудность с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных мы преодолели .

В заключении хотим сказать, что в работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на правила, разработанные психологами:

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.














Список литературы

1. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина — М.: Издательство "Ось-89", 1997, Онлайн Библиотека http://www.koob.ru

2. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике. 5-е изд., стер. –М.: «Ось-89», 2011

3. Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников / Авт.сост. М.Е Баулина – М.: АРКТИ, 2009

3. 350 правил и упражнений по русскому языку : 1–5 й классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — Москва: АСТ: Астрель, 2013

4. Справочнюе пособие по русскому языку : 1-2-й кл. (1-4); 1-й кл. (1-3) / О. В. Узорова, Е. Л. Нефедова. — М.: АСТ: Астрель, 2006

5. Справочнюе пособие по русскому языку : 3-й кл. / О. В. Узорова, Е. Л. Нефедова. — М.: АСТ: Астрель, 2015

6. Русский язык: 1-4 кл: сборник проверочных и контрольных работ / В.А.Шукейло. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Вентана – Граф, 2015

7. Русский язык. Серия «Проверялочка» 1-4 кл. / О.Д. Ушакова. – Санкт-Петербург: «Издательский Дом «Литера», 2015

8. Справочник тренажёр по русскому языку. 1-2 кл./ Арасланова Г. А. http://pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/spravochnik-trenazher-po-russkomu-1-2-kl

9. Справочник тренажёр по русскому языку. 3-4 кл./ Арасланова Г. А. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/08/03/spravochnik-trenazhyor-po-russkomu



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
1. Организации коррекционной работы по предмету русский язык.

Автор: Шингарева Елена Васильевна

Дата: 22.01.2020

Номер свидетельства: 536984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) ""Внеклассная работа по русскому языку и чтению в коррекционной школе VIII вида"."
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnaiarabotaporusskomuiazykuichtieniiuvkorriektsionnoishkolieviiivida"
    ["file_id"] => string(6) "281110"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453470601"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Организация логопедической работы с детьми-билингвами "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-loghopiedichieskoi-raboty-s-diet-mi-bilinghvami"
    ["file_id"] => string(6) "193263"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427619171"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Доклад "Использование головоломок на уроках русского языка как средство развития мыслительной активности детей". "
    ["seo_title"] => string(119) "doklad-ispol-zovaniie-gholovolomok-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-sriedstvo-razvitiia-myslitiel-noi-aktivnosti-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "233284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443035892"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе "Не с причастиями" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "193806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427698666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства