kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Занимательный русский" (материал для внеклассной работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию "Занимательный русский" можно использовать во внеклассной работе по предмету. Содержит материал, который поможет систематизировать знания по некоторым разделам языка, изучаемым на уроках (фонетике, лексике, фразеологии и др.). Вопросы заставят обратиться к истории языка, сопоставить русские пословицы с пословицами других народов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Занимательный русский" (материал для внеклассной работы) »

«Почему не говорят?» Об этой игре мы знаем из рассказа Тэффи «Взамен политики».

«Почему не говорят?»

Об этой игре мы знаем из рассказа Тэффи «Взамен политики».

  • Сын-третьеклассник, вернувшись из гимназии, начинает спрашивать: «Скажите, отчего гимн-азия, а не гимн – африка? Отчего кот-лета, а не кошка- зима? Отчего бело – курый, а не черно-петушиный?» Вначале все домашние в недоумении, но затем в игру включается сестра: «Отчего вино-вата, а не пиво-хлопок?» за ней мама тоже пытается что-то придумать. Весь день горничная носит по дому записки: «Отчего обни- мать, а не обни-отец?», «Отчего руб-ашка, а не девяносто копеек – ашка?» Кончается дело тем, что сам отец семейства, отставной капитан, не выдерживает и среди ночи стучится в дверь к жильцу: «Я придумал: отчего чер-нила, а не чер-какой-нибудь другой реки?»
  •          Вопрос на внимательность: почему не говорят собака зимы?   Морей толпы?    Морей верблюды? Мяч рая? Оценка рая?
Современный русский алфавит – это видоизменённая кириллица. Серьёзная реформа русской азбуки была проведена Петром 1. Совершенствуя азбуку. Пётр 1 ввёл в состав алфавита букву, которая фактически уже употреблялась, но ещё не была «законной». Что это за буква?               а) Ю              б)  Ц              в) Э              г) У   

Современный русский алфавит – это видоизменённая кириллица. Серьёзная реформа русской азбуки была проведена Петром 1. Совершенствуя азбуку. Пётр 1 ввёл в состав алфавита букву, которая фактически уже употреблялась, но ещё не была «законной». Что это за буква?

             а) Ю

             б)  Ц

             в) Э

             г) У   

Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен её создатель, у неё есть «день рождения», и в 1997 году ей исполнилось 200 лет.  а) Ъ  б) Я  в) Ф  г) Ё

Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен её создатель, у неё есть «день рождения», и в 1997 году ей исполнилось 200 лет.

а) Ъ

б) Я

в) Ф

г) Ё

Самая лаконичная переписка состоялась между французским писателем В.Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо , где стоял только «?».  Что получил писатель в ответ?  а) Чистый лист бумаги  б) Пустое SMS  в) «Ё  г) «!»

Самая лаконичная переписка состоялась между французским писателем В.Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо , где стоял только «?».  Что получил писатель в ответ?

а) Чистый лист бумаги

б) Пустое SMS

в) «Ё

г) «!»

пироги, хлопок, кружки,  засыпали, компас, квартал,  атлас, стрелки, попадали,  орган, замок.

пироги, хлопок, кружки, засыпали, компас, квартал, атлас, стрелки, попадали, орган, замок.

В русском языке ударение не имеет постоянного, фиксированного места в слове и может стоять то на первом слоге (сл И вовый) , то на втором ( бал О ванный ) , то на третьем (укра И нский).  Хорошо в этом смысле французам и полякам. Почему?

В русском языке ударение не имеет постоянного, фиксированного места в слове и может стоять то на первом слоге (сл И вовый) , то на втором ( бал О ванный ) , то на третьем (укра И нский).

Хорошо в этом смысле французам и полякам. Почему?

Представь себе, что однажды в почтовом ящике ты обнаружил письмо с очень странным содержанием. Попробуй расшифровать его, обратив внимание на выделенные буквы. Выполнить задание тебе поможет фонетика.   « Приходи. П уть один. Т ом за к орой. Д ам будет много к остей. Ш аль, много т ел, не встречу. Встретит Т очка Б оля.   Б ока. С ахар».    Запиши получившийся текст.

Представь себе, что однажды в почтовом ящике ты обнаружил письмо с очень странным содержанием. Попробуй расшифровать его, обратив внимание на выделенные буквы. Выполнить задание тебе поможет фонетика. « Приходи. П уть один. Т ом за к орой. Д ам будет много к остей. Ш аль, много т ел, не встречу. Встретит Т очка Б оля. Б ока. С ахар».  Запиши получившийся текст.

«Перевёртыши».  Нужно поменять значение каждого слова в данных сочетаниях на противоположное. А если антонима не имеется, то заменяем словом из того же рода понятий. Запиши, что у тебя получилось.  Огромному дубу жарко летом.  Ненависть до последнего вздоха. Громче, кошки, пёс в подвале.  Кредит дармовщиной бел.  Джон Добрый воскрешает чужую дочь.

«Перевёртыши».

Нужно поменять значение каждого слова в данных сочетаниях на противоположное. А если антонима не имеется, то заменяем словом из того же рода понятий. Запиши, что у тебя получилось.

Огромному дубу жарко летом. Ненависть до последнего вздоха.

Громче, кошки, пёс в подвале. Кредит дармовщиной бел. Джон Добрый воскрешает чужую дочь.

Пословицы и скороговорки  «вверх ногами».   Над громкими ручьями ангелы умирают  Полз Борис через рельсы, но не грыз леденец  Кот мяукает - обоз стоит  Брат да сестра - две кикиморы  Как вспашешь, так засеешь  Плохо везде, когда ты есть

Пословицы и скороговорки

«вверх ногами».

Над громкими ручьями ангелы умирают Полз Борис через рельсы, но не грыз леденец Кот мяукает - обоз стоит

Брат да сестра - две кикиморы Как вспашешь, так засеешь Плохо везде, когда ты есть

Узнайте фразеологизмы

Узнайте фразеологизмы

  • При необдуманной сделке можно стать хозяином Барсика или Пушка
  • В определённом временном промежутке может быть неожиданное количество некоторых дней
  • Необходима уборка в жилом помещении
  • Не все небесные тела идеальны
Прочтите предложения  теперьяподнимитетоже

Прочтите предложения

теперьяподнимитетоже

Это сколько ?  Тьма – Легион –

Это сколько ?

Тьма –

Легион

Перед вами пословицы и поговорки разных народов. Кратко сформулируйте их обобщенный смысл. Подберите к ним близкие по смыслу пословицы, существующие в русском языке.  - Казахская:   Много рук поднимут и тяжкую ношу.  - Латышская: Мороза бояться – на двор не ходить.  - Узбекская:   Скорпион своих привычек не меняет.  - Китайская:   Много кормчих – корабль разбивается.  - Греческая:   Верблюд не видит собственного горба,    видит лишь горб верблюжонка.  - Польская:   Когда на ладони вырастут волосы.

Перед вами пословицы и поговорки разных народов. Кратко сформулируйте их обобщенный смысл. Подберите к ним близкие по смыслу пословицы, существующие в русском языке.

- Казахская: Много рук поднимут и тяжкую ношу. - Латышская: Мороза бояться – на двор не ходить. - Узбекская: Скорпион своих привычек не меняет. - Китайская: Много кормчих – корабль разбивается. - Греческая: Верблюд не видит собственного горба, видит лишь горб верблюжонка. - Польская: Когда на ладони вырастут волосы.

«Старое-новое» Определите слово по его лексическому значению  -  Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице. -  Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме. -  Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства.

«Старое-новое»

Определите слово по его лексическому значению

- Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас

работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице.

- Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный;

сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме.

- Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства.

  • Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание.
  • Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный.
  • Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье.
  • Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда.  
  • Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга.
«Взвесь слово»

«Взвесь слово»

  • Это слово произошло от немецкого выражения «Ich liebe Sie» (их либе зи). • Где на земном шаре находится самый обширный Медвежий угол?
  • Переведите на русский со словенского словосочетание «mlado leto».  • Как звучит по-японски «ставить в вазу цветок»?
  • Поляки называют эту ягоду «поземка», а мы?
  • Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Занимательный русский" (материал для внеклассной работы)

Автор: Кугушева Лидия Алексеевна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 175036

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Внеурочная деятельность по русскому языку, её роль и место в учебно-воспитательном процессе"
    ["seo_title"] => string(80) "vneurochnaia_deiatelnost_po_russkomu_iazyku_eio_rol_i_mesto_v_uchebno_vospitatel"
    ["file_id"] => string(6) "529748"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575233701"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. "
    ["seo_title"] => string(132) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-chieriez-sistiemu-vnieklassnoi-raboty-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "117061"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412694590"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию "
    ["seo_title"] => string(68) "rabota-s-uchashchimisia-imieiushchimi-nizkuiu-uchiebnuiu-motivatsiiu"
    ["file_id"] => string(6) "135910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417004701"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Материал для занятия кружка по теме "Пунктуация""
    ["seo_title"] => string(55) "matierial_dlia_zaniatiia_kruzhka_po_tiemie_punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "433625"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508571835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства