kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Виды односоставных предложений" 8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Виды односоставных предложений" предназначена для обучающихся 8 класса. В школе пенитенциарной системы очень эффективно работают на повышение мотивации обучающихся презентации. Поэтому я практикую проведение уроков обязательно с презентацией. Данная работа очень подробно и последовательно раскрывает тему урока. Показана схема основных групп односоставных предложений. Формы выражения главных членов предложения. Подобраны тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний на уроке. Запланирована работа со схемами. Данная презентация полно охватывает материал данного урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Виды односоставных предложений" 8 класс.»

Виды односоставных предложений  8 класс Карташова Вера Петровна учитель русского языка и литературы КОУ «Средняя школа №4»

Виды односоставных предложений 8 класс

Карташова Вера Петровна

учитель русского языка и литературы КОУ «Средняя школа №4»

Односоставные  предложения С главным членом – сказуемым С главным членом – подлежащим  Определённо-личные Назывные Неоперелённо-личные Обобщенно-личные Безличные

Односоставные

предложения

С главным членом –

сказуемым

С главным членом –

подлежащим

Определённо-личные

Назывные

Неоперелённо-личные

Обобщенно-личные

Безличные

По форме главного члена односоставного предложения делятся на две основные группы:  с главным членом – сказуемым,  с главным подлежащим. Сравните: Вечереет. Вечер. Односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными . Например:  Морозит. С утра морозит. Вечер. Тихий вечер.

По форме главного члена односоставного предложения делятся на две основные группы:

  • с главным членом – сказуемым,
  • с главным подлежащим.

Сравните: Вечереет. Вечер.

Односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными .

Например: Морозит. С утра морозит. Вечер. Тихий вечер.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:

  • Предложения определённо-личные
  • Предложения неопределённо-личные
  • Обобщенно-личные
  • Безличные предложения
Предложения  определённо-личные. сказуемое-глагол в форме 1-го лица ед. и мн. ч.  2-го лица ед. и мн. ч.  Изъявительного или повелительного наклонения (можно подставить местоимения  я, ты, мы, вы )

Предложения определённо-личные.

сказуемое-глагол в форме

  • 1-го лица ед. и мн. ч.
  • 2-го лица ед. и мн. ч.

Изъявительного или повелительного наклонения

(можно подставить местоимения

я, ты, мы, вы )

1 ) Люблю грозу в начале мая  2) Уходим завтра в море.   3) Не из Москвы ли будешь? 4) Чему смеётесь? Над собой смеётесь! 5) Выберите себе книгу по вкусу.  6) Пойдёмте в сад. Давайте поработаем.  Определённо-личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

1 ) Люблю грозу в начале мая

2) Уходим завтра в море.

3) Не из Москвы ли будешь?

4) Чему смеётесь? Над собой смеётесь!

5) Выберите себе книгу по вкусу.

6) Пойдёмте в сад. Давайте поработаем.

Определённо-личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

Предложения  неопределённо-личные. Сказуемое – глагол в форме 3-го лица множественного числа  настоящего или будущего времени  в форме множественного числа прошедшего времени  Например: 1) Что новенького в газете пишут? 2) В дверь постучались.  В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.

Предложения неопределённо-личные.

Сказуемое – глагол в форме

  • 3-го лица множественного числа

настоящего или будущего времени

  • в форме множественного числа прошедшего времени

Например: 1) Что новенького в газете пишут? 2) В дверь постучались.

В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.

Предложения  обобщенно-личные . имеют значение обобщенного лица, т. е. указывают на то, что действие производится всеми, любим лицом, например:

Предложения обобщенно-личные .

  • имеют значение обобщенного лица, т. е. указывают на то, что действие производится всеми, любим лицом,

например:

  • 1) Цыплят по осени считают
  • 2) Бездонную бочку водой не наполнишь
  • 3) К аких только птиц не увидишь в весеннем лесу!
  • Особенно часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2-3 го лица. Многие пословицы представляют собой такие предложения.
Безличные  предложения. Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например:  1) Уже совсем стемнело.  2) Скоро светать будет.  3) На дворе было тихо.  Сказуемое в безличном предложении выражается следующими способами:

Безличные предложения.

  • Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например:

1) Уже совсем стемнело.

2) Скоро светать будет.

3) На дворе было тихо.

Сказуемое в безличном предложении выражается следующими способами:

Простое глагольное сказуемое, выраженное 1) Безличным глаголом   Вечерами работалось особенно хорошо. На дворе вечереет.  Пахнет сеном над лугами. (Майк.) Зажгло грозою дерево (Н.)  Герасима уже не было на дворе. (Т.) Сегодня же меня здесь не будет. (Т.) У меня нет линейки.  Вам не видать таких сражений. (Л.) Быть грозе великой. (П.) 2) Безличной формой личного глагола  прошедшее время средний род

Простое глагольное сказуемое, выраженное

  • 1) Безличным глаголом

Вечерами работалось особенно хорошо. На дворе вечереет.

Пахнет сеном над лугами. (Майк.) Зажгло грозою дерево (Н.)

Герасима уже не было на дворе. (Т.) Сегодня же меня здесь не будет. (Т.) У меня нет линейки.

Вам не видать таких сражений. (Л.) Быть грозе великой. (П.)

  • 2) Безличной формой личного глагола

прошедшее время средний род

  • 3) Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях; словом нет
  • 4) Неопределённой формой глагола
Составное сказуемое, выраженное 1) Над вашим предложением стоит подумать. 2) Алёнке спать не хотелось.      1) В этот час было совсем тихо. (Л. Т.) 2) В избе жарко натоплено. (Ч.)  ГЛАГОЛЬНОЕ  Безличным вспомогательным глаголом + неопределённая форма глагола  ИМЕННОЕ  Глаголом-связкой в безличной форме + именная часть (наречие или краткое страдательное причастие в форме среднего рода)

Составное сказуемое, выраженное

  • 1) Над вашим предложением стоит подумать. 2) Алёнке спать не хотелось.
  • 1) В этот час было совсем тихо. (Л. Т.) 2) В избе жарко натоплено. (Ч.)
  • ГЛАГОЛЬНОЕ

Безличным вспомогательным глаголом + неопределённая форма глагола

ИМЕННОЕ

Глаголом-связкой в безличной форме + именная часть (наречие или краткое страдательное причастие в форме среднего рода)

Безличные предложения сообщают о различных состояниях природы или людей и животных,
  • Безличные предложения сообщают о различных состояниях природы или людей и животных,

например : 1) На улице холодно. 2) Мне холодно.

В последнем случае в предложении обычно бывает дополнение в форме дательного падежа, указывающего, кто именно испытывает то или иное состояние.

Назывные предложения. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее .  Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, например: 1) Лес. Просека. 2) Весна! С частицами вот,вон назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный подъезд. (Н.)

Назывные предложения.

  • Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее .

Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем,

например: 1) Лес. Просека. 2) Весна!

С частицами вот,вон назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный подъезд. (Н.)

Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений (или глав, частей) очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку , например: 1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгореле. 2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (Ахм.)
  • Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений (или глав, частей) очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку ,
  • например: 1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгореле. 2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (Ахм.)
2. Укажите односоставные предложения.  а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.  б) Кругом все молчало.  в) Встречайте трепетную весну, люди земли.  г) Синее бездонное небо.  д) Многим не терпелось кинуться в бой.

2. Укажите односоставные предложения.

а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.

б) Кругом все молчало.

в) Встречайте трепетную весну, люди земли.

г) Синее бездонное небо.

д) Многим не терпелось кинуться в бой.

3. Укажите вид односоставных предложений: а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное. 1. После драки кулаками не машут.   2. Ярмарка. Крещенский мороз.   3. От пруда потянуло холодом.   4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.   5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

3. Укажите вид односоставных предложений: а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное.

1. После драки кулаками не машут.

2. Ярмарка. Крещенский мороз.

3. От пруда потянуло холодом.

4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

5. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме: [безл.], и [двусост.]. а) Спокойно дышит грудь и на душу находит странная тревога. (И.Тургенев)  б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский)  в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим. г) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. (С.Аксаков) (Знаки препинания не расставлены.)

5. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме: [безл.], и [двусост.].

а) Спокойно дышит грудь и на душу находит странная тревога. (И.Тургенев)

б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский)

в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим.

г) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. (С.Аксаков) (Знаки препинания не расставлены.)

1.Стоном горю не поможешь. 2.Горит восток зарёю новой. 3.Зал украсили цветами. 4.Работаем не покладая рук. 5.Поёт зима, аукает. 6.Положи книгу на полку. 7.Вечерами нам рассказывают сказки. 8.Нет предела совершенству. 9.Утренняя свежесть. 10.С вечера всё спится. 11.Опять зима. 12.Хорошо бы сделать снежную горку.
  • 1.Стоном горю не поможешь.
  • 2.Горит восток зарёю новой.
  • 3.Зал украсили цветами.
  • 4.Работаем не покладая рук.
  • 5.Поёт зима, аукает.
  • 6.Положи книгу на полку.
  • 7.Вечерами нам рассказывают сказки.
  • 8.Нет предела совершенству.
  • 9.Утренняя свежесть.
  • 10.С вечера всё спится.
  • 11.Опять зима.
  • 12.Хорошо бы сделать снежную горку.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

СПАСИБО

ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Виды односоставных предложений" 8 класс.

Автор: Карташова Вера Петровна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Схема "Виды односоставных предложений" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "skhiema-vidy-odnosostavnykh-priedlozhienii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443526004"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Виды односоставных предложений» "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-vidy-odnosostavnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "197504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428251235"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "«Односоставные предложения. Виды односоставных предложений»."
    ["seo_title"] => string(60) "odnosostavnye_predlozheniia_vidy_odnosostavnykh_predlozhenii"
    ["file_id"] => string(6) "536990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1579707337"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Виды односоставных предложений (тест)"
    ["seo_title"] => string(37) "vidyodnosostavnykhpriedlozhieniitiest"
    ["file_id"] => string(6) "294482"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455646169"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Конспект урока русского языка в 8 классе "Виды односоставных предложений" (с использованием технологии блочного изучения материала) "
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-vidy-odnosostavnykh-priedlozhienii-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-blochnogho-izuchieniia-matieriala"
    ["file_id"] => string(6) "125831"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415069384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства