kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Виды связи слов в словосочетании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей и обучающихся 8 классов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Виды связи слов в словосочетании"»

Виды связи слов  в словосочетании 8 класс Автор работы: Цедрик Елена Станиславовна учитель русского языка и литературы МОУ «Финно-угорская школа» г. Петрозаводск

Виды связи слов в словосочетании

8 класс

Автор работы: Цедрик Елена Станиславовна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Финно-угорская школа»

г. Петрозаводск

Что мы уже знаем о словосочетании? Словосочетание – это сочетание двух САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ слов, связанных по СМЫСЛУ и ГРАММАТИЧЕСКИ. смысловая связь (вопрос от главного слова к зависимому) По чему? Какой? х х гулять по дорожкам осенний день грамматическая связь  (окончания, предлоги)

Что мы уже знаем о словосочетании?

  • Словосочетание – это сочетание двух

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ слов, связанных по

СМЫСЛУ и ГРАММАТИЧЕСКИ.

смысловая связь

(вопрос от главного слова к зависимому)

По чему?

Какой?

х

х

гулять по дорожкам

осенний день

грамматическая связь

(окончания, предлоги)

Что мы уже знаем о словосочетании? 2. Не являются словосочетаниями:  Самостоятельное слово с предлогом Около дома; возле леса; из-за облака; перед ним  Грамматическая основа (это предложение!) Небо прояснилось; дом построен; девушка красива  Однородные члены (равнозначные слова) Большой и дружный; девушки и юноши; пели, играли

Что мы уже знаем о словосочетании?

2. Не являются словосочетаниями:

  • Самостоятельное слово с предлогом

Около дома; возле леса; из-за облака; перед ним

  • Грамматическая основа (это предложение!)

Небо прояснилось; дом построен; девушка красива

  • Однородные члены (равнозначные слова)

Большой и дружный; девушки и юноши; пели, играли

Что мы уже знаем о словосочетании? 3. По главному слову словосочетания бывают: ГЛАГОЛЬНЫЕ ИМЕННЫЕ первый снег брусничный лист решаемая задача быстро устал вернулся назад написав сочинение НАРЕЧНЫЕ очень недолго по-настоящему грустно слишком дорого

Что мы уже знаем о словосочетании?

3. По главному слову словосочетания бывают:

ГЛАГОЛЬНЫЕ

ИМЕННЫЕ

первый снег

брусничный лист

решаемая задача

быстро устал

вернулся назад

написав сочинение

НАРЕЧНЫЕ

очень недолго

по-настоящему грустно

слишком дорого

Что мы узнаем сегодня?  Сегодня мы познакомимся с видами синтаксической связи в словосочетаниях. ЗАЧЕМ? ЧТОБЫ:  правильно строить словосочетания (и предложения!)  свободно владеть приёмами синтаксической синонимии  успешно выполнить задание № 4 на ОГЭ по русскому языку Задание № 4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Что мы узнаем сегодня?

Сегодня мы познакомимся с видами синтаксической

связи в словосочетаниях.

ЗАЧЕМ?

ЧТОБЫ:

  • правильно строить словосочетания (и предложения!)
  • свободно владеть приёмами синтаксической синонимии
  • успешно выполнить задание № 4 на ОГЭ по русскому языку

Задание № 4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное

на основе примыкания синонимичным словосочетанием со

связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

ВНИМАНИЕ! Новый материал! Подчинительная связь – это связь, при которой одно слово зависит от другого. СОГЛАСОВАНИЕ ПРИМЫКАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ

ВНИМАНИЕ! Новый материал!

Подчинительная связь – это связь, при которой

одно слово зависит от другого.

СОГЛАСОВАНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

СОГЛАСОВАНИЕ такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово стоит в той же форме (род, число, падеж), что и главное кленовый лист Им. п., ед.ч., м.р. кленовые листья  Им. п., мн.ч. Пр. п., мн.ч. на кленовых листьях  с кленового листа Р.п., ед.ч., м.р. Что происходит с зависимым словом, когда мы изменяем главное? Оно встаёт в ту же форму, что и главное, т.е. СОГЛАСУЕТСЯ с ним.

СОГЛАСОВАНИЕ

такой вид подчинительной связи, при которой зависимое

слово стоит в той же форме (род, число, падеж), что и главное

кленовый лист

Им. п., ед.ч., м.р.

кленовые листья

Им. п., мн.ч.

Пр. п., мн.ч.

на кленовых листьях

с кленового листа

Р.п., ед.ч., м.р.

Что происходит с зависимым словом, когда мы изменяем главное?

Оно встаёт в ту же форму, что и главное, т.е. СОГЛАСУЕТСЯ с ним.

СОГЛАСОВАНИЕ Какой? Чей? Х ЗАВИСИМОЕ СЛОВО ГЛАВНОЕ СЛОВО прилагательное причастие местоимения числительные СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Например: тоскующий друг дорогой подарок мамина косынка твои успехи на седьмом этаже

СОГЛАСОВАНИЕ

Какой? Чей?

Х

ЗАВИСИМОЕ СЛОВО

ГЛАВНОЕ СЛОВО

  • прилагательное
  • причастие
  • местоимения
  • числительные

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Например:

тоскующий друг

дорогой подарок

мамина косынка

твои успехи

на седьмом этаже

УПРАВЛЕНИЕ такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом, т.е. главное слово УПРАВЛЯЕТ падежом зависимого слова. пишет (что?) письмо Вин.п. рисуя (чем?) кистью Тв.п. лучи (чего?) солнца Род.п. отправивший (кому?) другу Дат.п. Попробуйте изменить главное слово (пишу, пишешь, пишем…) Меняется ли зависимое слово?

УПРАВЛЕНИЕ

такой вид подчинительной связи, при которой зависимое

слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом,

т.е. главное слово УПРАВЛЯЕТ падежом зависимого слова.

пишет (что?) письмо

Вин.п.

рисуя (чем?) кистью

Тв.п.

лучи (чего?) солнца

Род.п.

отправивший (кому?) другу

Дат.п.

Попробуйте изменить главное слово (пишу, пишешь, пишем…)

Меняется ли зависимое слово?

УПРАВЛЕНИЕ Вопросы косвенных падежей Х ЗАВИСИМОЕ СЛОВО ГЛАВНОЕ СЛОВО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (местоимение, числительное) в КОСВЕННОМ ПАДЕЖЕ глагол причастие деепричастие существительное прилагательное  Для справки. Косвенные падежи – все падежи, кроме именительного! Например: ждать (чего?) неприятностей; читающий (что?) статью; занимаясь (чем?) спортом; добрый (к кому?) к ученикам; директор (чего?) школы; забыл (про кого?) про меня

УПРАВЛЕНИЕ

Вопросы косвенных падежей

Х

ЗАВИСИМОЕ СЛОВО

ГЛАВНОЕ СЛОВО

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(местоимение, числительное)

в КОСВЕННОМ ПАДЕЖЕ

глагол

причастие

деепричастие

существительное

прилагательное

Для справки. Косвенные падежи

все падежи, кроме именительного!

Например: ждать (чего?) неприятностей; читающий

(что?) статью; занимаясь (чем?) спортом; добрый (к кому?) к ученикам; директор (чего?) школы; забыл (про кого?) про меня

ПРИМЫКАНИЕ такой вид подчинительной связи, при которой зависимое (НЕИЗМЕНЯЕМОЕ) слово присоединяется к главному по смыслу (отсутствует грамматическая связь!) бежал (как?) быстро дом (какой?) напротив смеясь (как?) громко забывший (когда?) давно яркий (насколько?) очень уехал (зачем?) учиться вернулся (откуда?) издалека

ПРИМЫКАНИЕ

такой вид подчинительной связи, при которой зависимое

(НЕИЗМЕНЯЕМОЕ) слово присоединяется к главному по смыслу

(отсутствует грамматическая связь!)

бежал (как?) быстро

дом (какой?) напротив

смеясь (как?) громко

забывший (когда?) давно

яркий (насколько?) очень

уехал (зачем?) учиться

вернулся (откуда?) издалека

ПРИМЫКАНИЕ Как? Куда? Зачем? Где? Откуда? и др. т.е. НЕ ПАДЕЖНЫЕ, а СМЫСЛОВЫЕ вопросы Х ЗАВИСИМОЕ СЛОВО ГЛАВНОЕ СЛОВО любая часть речи  НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ наречие инфинитив деепричастие слово категории состояния

ПРИМЫКАНИЕ

Как? Куда? Зачем? Где? Откуда? и др.

т.е. НЕ ПАДЕЖНЫЕ, а СМЫСЛОВЫЕ вопросы

Х

ЗАВИСИМОЕ СЛОВО

ГЛАВНОЕ СЛОВО

любая часть речи

НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

наречие

инфинитив

деепричастие

слово категории состояния

Как определить вид связи в словосочетании? Убедиться, что перед вами словосочетание. Обозначить главное слово. Какой частью речи оно является? Правильно задать вопрос от главного к зависимому слову. К какой части речи относится зависимое слово? Попробуйте изменить главное слово. Меняется ли при этом зависимое слово? 6. Вспоминаем материал сегодняшнего урока и определяем вид связи слов в словосочетании. Давайте потренируемся!

Как определить вид связи в словосочетании?

  • Убедиться, что перед вами словосочетание.
  • Обозначить главное слово. Какой частью речи оно является?
  • Правильно задать вопрос от главного к зависимому слову.
  • К какой части речи относится зависимое слово?
  • Попробуйте изменить главное слово. Меняется ли при этом

зависимое слово?

6. Вспоминаем материал сегодняшнего урока и определяем

вид связи слов в словосочетании.

Давайте потренируемся!

Упражнение 1. Распределите словосочетания на три группы по видам подчинительной связи.

Упражнение 1.

Распределите словосочетания на три группы по видам подчинительной связи.

  • забота о народе
  • по условиям игры
  • во втором классе
  • задумчиво смотрела
  • приехавший издалека
  • на главной площади
  • шёл спотыкаясь
  • в соседнем дворе
  • узнать у него
  • мои правила
  • двигался торопливо
  • над осенним садом
  • бродил по дорожкам
  • плавно летят
  • макароны по-флотски
  • в каждом человеке
  • артист театра
  • читающий стихи
  • направился к дому
  • у моего друга
  • забавно рассказывал
ПРОВЕРИМ? СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ над осенним садом ПРИМЫКАНИЕ в каждом человеке бродил по дорожкам   плавно летят артист театра у моего друга   во втором классе  макароны по-флотски  читающий стихи на главной площади направился к дому    забавно рассказывал  забота о народе  в соседнем дворе задумчиво смотрела    приехавший издалека  по условиям игры мои правила шёл спотыкаясь    узнать у него  двигался торопливо

ПРОВЕРИМ?

СОГЛАСОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

над осенним садом

ПРИМЫКАНИЕ

в каждом человеке

бродил по дорожкам

плавно летят

артист театра

у моего друга

во втором классе

макароны по-флотски

читающий стихи

на главной площади

направился к дому

забавно рассказывал

забота о народе

в соседнем дворе

задумчиво смотрела

приехавший издалека

по условиям игры

мои правила

шёл спотыкаясь

узнать у него

двигался торопливо

Давайте повторим… При каком виде связи зависимое слово встаёт в ту же форму, что и главное? при согласовании При каком виде связи зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей? при управлении Какой обычно частью речи является главное слово при связи СОГЛАСОВАНИЕ? именем существительным Какими частями речи выражены зависимые слова при ПРИМЫКАНИИ? неизменяемыми (наречием, деепричастием, инфинитивом) Если мы изменим форму главного слова при УПРАВЛЕНИИ, изменится ли зависимое? НЕТ, не изменится

Давайте повторим…

При каком виде связи зависимое слово встаёт в ту же форму,

что и главное?

при согласовании

При каком виде связи зависимое слово отвечает на вопросы

косвенных падежей?

при управлении

Какой обычно частью речи является главное слово при связи

СОГЛАСОВАНИЕ?

именем существительным

Какими частями речи выражены зависимые слова при

ПРИМЫКАНИИ?

неизменяемыми (наречием, деепричастием, инфинитивом)

Если мы изменим форму главного слова при УПРАВЛЕНИИ,

изменится ли зависимое?

НЕТ, не изменится

Домашнее задание   Параграф 11 – учить материал  Упражнение 64  (указать главное слово, задать вопрос к зависимому, указать части речи главного и зависимого слова, определить вид связи)

Домашнее задание Параграф 11 – учить материал Упражнение 64 (указать главное слово, задать вопрос к зависимому, указать части речи главного и зависимого слова, определить вид связи)

Всем спасибо, удачного дня))

Всем спасибо, удачного дня))


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Виды связи слов в словосочетании"

Автор: Юлия Андреевна Дубровская

Дата: 20.01.2024

Номер свидетельства: 644312

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "«Словосочетание и виды связи слов в словосочетании»."
    ["seo_title"] => string(55) "slovosochietaniie_i_vidy_sviazi_slov_v_slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "389044"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486481355"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Презентация по русскому языку на тему "Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании" для обучающихся 4 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_slovosochietaniie_vidy_sviazi_slov_v"
    ["file_id"] => string(6) "409962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1492509552"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация- тест на тему"Фонетика. Лексика. Виды связи слов в словосочетании" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-tiest-na-tiemu-fonietika-lieksika-vidy-sviazi-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "156256"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421401028"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Тест по русскому языку в 8 классе по теме "Виды связи слов в словосочетаниях""
    ["seo_title"] => string(85) "tiest-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-po-tiemie-vidy-sviazi-slov-v-slovosochietaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "257753"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1448380579"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Сценарий урока с использованием компьютера на  тему : "Способы подчинительной связи в словосочетании". "
    ["seo_title"] => string(107) "stsienarii-uroka-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiera-na-tiemu-sposoby-podchinitiel-noi-sviazi-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "186470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426348374"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства