Сложносочиненное предложение
Практикум
1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения.
(1 балл за каждое предложение)
2. Начертите схемы предложений.
(1 балл за каждое предложение)
- То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.
- Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.
4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову.
5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.
6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения
Проверка
Ни [ - = ] , ни [ = ].
2.
5.
3 .
[ = - ] , да [ = -].
Не только [ - = ] , но и [ - = ].
6. [ - = ] , зато [ = ].
1.
4.
То [ = - ] , то [ = - ].
Либо [ - = ] , либо [ - = ].
Расставьте знаки препинания
1. То светило солнце то шел дождь.(1 балл)
2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)
Самоконтроль
- То светило солнце, то шел дождь. (1балл)
- На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли , то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
- Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)
Объясните
- В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
ТЕСТ
1. Найдите сложное предложение
А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз
А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
В. Месяца не было, звезды тоже не светили.
Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая
А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. Солнышко село и зорька погасла.
4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка
А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены)
А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.
В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
Взаимоконтроль
Мой результат –моя оценка
Сумма ваших баллов за урок?
- «5» - 25 баллов и выше
- «4» - 17-24 балл
- «3» - 12-16 баллов
Домашнее задание
- 1 уровень – упражнение 66
- 2 уровень - упражнение 64
- 3 уровень – выписать из комедии «Горе от ума» 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения