Повторение по теме «Глагол»
Терминологический диктант
1. Это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
2. Глаголы бывают 2 видов…
3. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…
4. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос…
5. Глаголы изменяются по временам…
6. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются…, в прошедшем – ….
7. У глаголов есть 3 наклонения...
8. Глагол + сущ., мест. в Вин.п. без предлога называются...
9. В предложении глаголы бывают...
Списать, расставить знаки препинания, определить переходность и вид глаголов
Вечерело, дог..рала за дальним лесом з..ря. Пр..бл..жалась ночь. Зам..гали первые звёзды потом из-за в..рхушек леса медленно выплыла луна.
Пох..лодало и по болоту разлился густой туман.
Определите наклонение глаголо в .
- Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»
- Если хочешь быть счастливым – будь им!
- Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
- Меньше бы говорил, да больше бы делал.
- Доброе дело само себя хвалит.
Ответ :
Крикнул – изъявит.,
погоди – повелит.,
послушай – повелит.,
зашло бы – условн.,
хочешь – изъявит.,
будь – повелит.,
спой – повелит.,
жила – изъявит.,
говорил бы – условн.,
делал бы – условн.,
хвалит – изъявит..
Произведите морфологический разбор глагола.
1 ВАРИАНТ
Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.
2 ВАРИАНТ
На берегу неподвижно замерли кусты лозняка.
Вставьте нужную гласную, запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение .
Держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, рису…м. стро…мся,пиш…м,помо…шь,вытр…шь
Ответ
ДержИтся ,жалИт, рубИт, строИт, клеИт, лечИт, веЕт, сеЕт, рисуЕм, строИмся,пишЕм,помоЕшь,вытрЕшь
Образуйте от данных существительных глаголы при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-
Марш, салют, модель, телеграф, премия, совет, адрес, цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.
Ответ
Маршировать, салютовать, моделировать, телеграфировать, премировать, советовать, адресовать, цитировать, фотографировать, протестовать, маскировать, группировать, гарантировать, следовать, командовать.
Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Графически выделите орфограмму
1.Бе… смелости (не)возьм…ш... и крепости.
2.Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….
3. По твоим делам о тебе суд…т.
4.Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….
5.В…лков разбуд…ш…– и сам (не) усн…ш….