Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Починковская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по русскому зыку в 2 классе.
Учитель Бокова Ольга Николаевна
Расширенное заседание ШМО, 10.03.2010 г.
Цели и задачи урока:
Дать представление о корне как общей части родственных слов.
Развивать речь, мышление, орфографическую зоркость.
Оборудование:
Мультимедиа проектор;
Экран;
Компьютер;
Монитор;
Доска;
Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык 2 класс»;
Листы с нарисованным деревом;
Листья из цветной бумаги;
Клей.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в волшебную страну русского языка, а поможет нам в этом сказочный герой из известной вам народной сказки. Послушайте внимательно и угадайте эту сказку:
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
Был он весел, был он смел.
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Что за сказка? «…»
- И так мы отправляемся в путешествие.
1слайд
- Вспомним то, что уже изучали и узнаем что-нибудь новое и интересное.
- В ПУТЬ! (по щелчку мышки играет музыка и Колобок на экране начинает движение)
2. Повторение материала, пройденного на уроках.
2 слайд
- Ребята, расскажите Колобку, с какими частями речи мы познакомились в стране русского языка. Назовите их.
- Расскажите, что вы знаете об имени существительном.
(на экране появляется вывод)
- Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном.
(на экране появляется вывод)
- Расскажите, что вы знаете о глаголе.
(на экране появляется вывод)
3. Сообщение темы и целей урока.
3 слайд
- Ребята, Колобок предлагает нам немного поразмышлять.
- Прочитайте слова. Сравните.
Лес, лесной, лесник.
- Чем отличаются слова? (слова имеют разное значение)
- Чем похожи эти слова? (имеют общую часть – лес)
- А как вы думаете, будут ли эти слова «родственниками»? Докажите. ( да, значение слов связано со словом «лес» )
- Сегодня на уроке мы поговорим о словах, которые имеют общую часть.
4-5 слайд
- Тема урока: «Родственные слова» (играет волшебная музыка)
- Цель урока: познакомиться с понятием «корень», научиться находить корень в слове.
4. Чистописание.
6 слайд
- А сейчас чистописание.
- Послушайте и отгадайте загадку:
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я?
Можешь угадать?
- Правильно это ветер. Колобок доволен вами.
- А кто знает, что такое ветер? (ветер – движущийся поток воздуха)
7 слайд
- На какую букву начинается слово ветер?
- Открыли тетради. Пишем заглавную и строчную букву В в и предложение «Ветер – движущийся поток воздуха»
5. Работа по теме урока.
8 слайд
1) Грамматическая сказка.
Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла. Самая главная из них корень.
- Как? – спросите вы. – Разве у слова может быть корень? Это же не растение!
– А вот послушайте.
Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ход и стало оно расти. Вот такое дерево выросло!
9 слайд
- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем.
И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые родственные слова.
10 слайд
- Ребята, как вы думаете, какие слова называются родственными?
11 слайд
- Как называется общая часть родственных слов?
12 слайд
2) Работа с учебником (стр. 139)
- Откройте учебник на стр.139. Прочитаем ещё раз название темы.
Рассмотрите 3 картинки сверху. Что вы здесь видите? Какие это слова? Почему мы можем назвать их родственными? Прочитаем правило.
13 слайд
3) - Выполним упр.291.
- Спишите. Выделите корень.
14 слайд
6. Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
15 слайд
4) Сравнение слов
- А сейчас посмотрите на экран.
Сравните слова. Что вы заметили? Все ли слова являются родственными? (слово горе не будет родственным, так как имеет другое значение)
- Являются ли слова под цифрой два родственными, почему?
- А теперь сравним слова под цифрой 3. Изменилось ли значение слова? (нет, только его форма, такие слова не являются родственными)
16 - 17 слайд
7. Итог урока.
- Быстро пролетело время и закончилось наше путешествие. Подведём итог урока.
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются родственными?
- У каждого есть листочек. Напишите на нём цифру:
1 – если вам было интересно
2 – если вам было интересно, но трудно
3 – если вы ничего не поняли, вам было неинтересно
4 – вы не знаете, что можно сказать об уроке
(учитель хвалит за работу детей, выставляет отметки за работу)
18 слайд
8. Домашнее задание
-Запишите д/з: стр.140 упр. 292
9. Творческое задание.
19 слайд
-В начале урока, Колобок рассказал вам сказку, но одно слово-корешок приберёг на конец урока
- У вас на столах лежат листы с нарисованным деревом. Корешок у этого дерева –рыб- Постарайтесь подобрать к нему как можно больше побегов-листочков. Листочки у вас тоже на столах, напишите на них родственные слова и приклейте к дереву. Посмотрим, какое дерево вырастет у вас.
20 слайд
Аплодисменты детям