Тема: «Слова с разделительным Ъ знаком».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся в написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками.
Задачи:
– закрепить минимум знаний о написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками; - отрабатывать навыки написания изученных орфограмм в словах. – развивать мышление школьников (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание);
– продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать рефлексию (самоконтроль, взаимопроверка). - формировать потребности в новых знаниях; воспитывать интерес к изучению русского языка; - создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре, в группе; - воспитывать внимательность и аккуратность, работая в тетрадях.
Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование: - презентация к уроку;
- учебник русского языка В.П.Канакиной;
- рабочая тетрадь на печатной основе по русскому языку часть 1;
- простой карандаш;
- шариковая ручка, линейка;
- листы с заданием для работы индивидуально, в парах; с домашним заданием.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение. Орг.момент | 1 слайд (пуст) | 1. Проверка готовности к уроку. - Проверьте готовность к уроку: (учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте). 2. Создание эмоционального настроя урока. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти! | | Личностные: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность; Метапредметные(регулятивные):самоконтроль; самооценка; Предметные предметная готовность к предстоящей деятельности. |
ІІ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 2 слайд Щ 3 слайд 4 слайд | В тетрадях запишите число. Классная работа. Объясните орфограммы. - Скоро Новогодние праздники, Новогодняя ёлка в школе. А вы знаете когда? Так вот и другие ребята: знают, что скоро, но вот когда именно – не знают. Надо спасать ситуацию. Что предлагаете? На партах только заготовка. - Написать объявления… А вы умеете? Как его нужно писать? Значит, необходимо подготовиться. - Объявляю минутку чистописания! (Друз_я, идея нас об_единяет!) (Проверка) Почему написали разделительный мягкий знак? Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? Почему написали разделительный твёрдый знак? Перед какими буквами он пишется? Эти знаки – буквы две – верно служат при письме: Съезд, съедобный, сыновья, объявление, семья – Им почет и уваженье за примерное служенье. Вот, как видишь, не пустяк В алфавите каждый знак. Вы помните, что мы хотели сделать? Начнём подготовку. | Сказать, позвонить, написать объявления. Разборчиво, правильно, аккуратно. Объясняют написания слов. Написать объявление. | Личностные. Активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха. Регулятивные. Выполняют учебные действия, осуществляют контроль. Познавательные. Классификация по заданным параметрам, группируют объекты. Личностные. Мотивированы на достижение цели познания. Коммуникативные. Контролируют действия одноклассников. |
ІІІ. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. | 5 слайд 6 слайд | Раздели слова на две группы и запиши их в тетрадь в 2 столбика. (Съёмка, ручьи, вьюга, подъезд, друзья, почталь-он, объявление, взъерошенный варенье, разъярён-ный, съехаться, семья,). - Проверим. - Когда в словах пишется разделительный Ь? - Когда разделительный Ь? | 2 ученика работают у доски, остальные - в тетради Отвечают (можно с опорой на схему – на доске). | Регулятивные. Сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль. Познавательные. Анализируют материал, Выделяют главное. Регулятивные. Осуществляют контроль, выполняют учебное действие в уме. Регулятивные. Пошаговый и итоговый контроль. Коммуникативные. Формируют собственное мнение. |
ІV. Первичное усвоение новых знаний. | 7 слайд 8 слайд | Образуй от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки указанными в скобках. Поехал (под-), приезд (под-), заявил (об-), выяснил (об-), соединил (раз-), приём (под-), поёжился (с), приехал (от-).
Запиши образованные однокоренные слова. Подчеркни ъ, выдели приставки.
Физминутка «На дороге снега много…» | Слушают задание, обдумывают и дают ответ, анализируют результат. Устная работа по слайду с дальнейшей работой в тетради самостоятельно. | Регулятивные. Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы. Познавательные. Структуриро-вание знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов. Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
V. Первичная проверка понимания | 9 слайд 10 слайд | 1. Откройте в учебнике страницу 134 и повторите правило. - Когда же пишется разделительный Ъ знак? Что мы знаем про буквы перед которыми пишется знак? Работа в парах. - Вставь, где необходимо Ъ знак. Со_единить, по_езд, с_езд, под_ел, про_ел, под_ем, при_ем об_единить, до_езжать, об_езжать. С этим трудностей не возникло? Тогда проверим. Соединить, поезд, сЪезд, подЪел, проел, подЪем, прием обЪединить, доезжать, обЪезжать. | Работа с правилом учебника; отвечают с опорой на слайд. Работа в парах с дальнейшей проверкой по эталону. | Познавательные. Поиск нужной информации, принятие информации. Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, Коммуникативные. Учитывают разные мнения, контролируют действия партнера. Личностные. Формируют способ- ность к самооценке. |
VІ. Первичное закрепление. | 11 слайд 12 слайд | Вставьте в словах, записанных в таблице Ъ или Ь: | Ъ | Ь | лист_я | | + | с_ёжился | + | | здоров_е | | + | об_ём | + | | пер_я | | + | об_едение | + | | под_ём | + | | л_ёт | | + | об_яснить | + | | с_едобный | + | | раз_ём | + | | по_езд | | | - Поменяйтесь с соседом по парте карточками. Проверим. | | Познавательные. Поиск нужной информации, принятие информации. Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, Коммуникативные. Учитывают разные мнения, контролируют действия партнера. Личностные. Формируют способ- ность к самооценке |
| слайд, ссылка на музыку. | Думаю, теперь вы полностью готовы к написанию объявление. (О структуре объявления) | Пишут. Озвучивают – несколько. | |
VІІ. Рефлексия. Самооценка собственной деятельности. | 13 слайд | Продолжите фразы: - Сегодня на уроке мы … - Мне было трудно … - Я сомневался … - Мне понравилось … - Я доволен … | | Познавательные. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности Коммуникативные. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VІІІ. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | 14 слайд | Карточка с разоуровневыми | | |
| Ъ | Ь |
лист_я | | |
с_ёжился | | |
здоров_е | | |
об_ём | | |
пер_я | | |
об_едение | | |
под_ём | | |
л_ёт | | |
об_яснить | | |
с_едобный | | |
раз_ём | | |
по_езд | | |
| Ъ | Ь |
лист_я | | |
с_ёжился | | |
здоров_е | | |
об_ём | | |
пер_я | | |
об_едение | | |
под_ём | | |
л_ёт | | |
об_яснить | | |
с_едобный | | |
раз_ём | | |
по_езд | | |
| Ъ | Ь |
лист_я | | |
с_ёжился | | |
здоров_е | | |
об_ём | | |
пер_я | | |
об_едение | | |
под_ём | | |
л_ёт | | |
об_яснить | | |
с_едобный | | |
раз_ём | | |
по_езд | | |
Со_единить, по_езд, с_езд, под_ел, про_ел, под_ем, при_ем, об_единить, до_езжать, об_езжать.
Со_единить, по_езд, с_езд, под_ел, про_ел, под_ем, при_ем, об_единить, до_езжать, об_езжать.
Со_единить, по_езд, с_езд, под_ел, про_ел, под_ем, при_ем, об_единить, до_езжать, об_езжать.
Со_единить, по_езд, с_езд, под_ел, про_ел, под_ем, при_ем, об_единить, до_езжать, об_езжать.
Со_единить, по_езд, с_езд, под_ел, про_ел, под_ем, при_ем, об_единить, до_езжать, об_езжать.
Со_единить, по_езд, с_езд, под_ел, про_ел, под_ем, при_ем, об_единить, до_езжать, об_езжать.
Со_единить, по_езд, с_езд, под_ел, про_ел, под_ем, при_ем, об_единить, до_езжать, об_езжать.
Со_единить, по_езд, с_езд, под_ел, про_ел, под_ем, при_ем, об_единить, до_езжать, об_езжать