Упражнения по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе
Упражнения по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе
До сих пор одним из больных мест школы остается недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма, так как любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Упражнения по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе »
Подготовила учитель русского языка и литературы Левкович Н. А.
До сих пор одним из больных мест школы остается недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма, так как любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий. В методике обучения орфографии серьезное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а так же поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей. В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха, умение заменять орфограммы соответствующими буквами. Умения и навыки различать сильную и слабую позицию звуков, которым учащиеся овладевают практическим путем еще в начальной школе (при проверке безударного гласного,
непроизносимого согласного и др.),является базовым для развития орфографической зоркости и формирования навыков правописания. Формирование указанного умения необходимая предпосылка усвоения основного принципа русской орфографии: одна и та же морфема всегда передается на письме одними и теми же буквами. Умение слышать и анализировать звуки является основой усвоения фонетических написаний: обозначения мягкости согласных на письме, употребления разделительных знаков, правописание приставок на з и с, гласных о и е после шипящих и др. Дидактический материал к заданиям подбирала таким образом, чтобы заинтересовать учащихся, привлечь их к самостоятельной работе со словом, показать естественные звуковые ресурсы языка. Учащиеся могут работать на уроках коллективно, индивидуально, парами. Поверять выполнение заданий можно по проверочным карточкам, при этом каждый ученик сам проверяет выполнение задания или его контролирует кто-нибудь из товарищей.
Правописание приставок на з-с.
А
IСпишите. Подчеркните слова с предлогомси с приставкойс-.Объясните данные орфограммы.
С гнезд замахали крикливые цапли,
С листьев скатились последние капли;
Солнце, с прозрачных сияя небес,
В тихих струях опрокинуло лес.
С сердца куда-то слетела забота,
Вижу, опять улыбается кто-то. (А.Фет)
IIК данным словам с приставкой назподберите и запишите однокоренные слова с приставкойс-. Образец: изгиб-сгиб, издать-сдать.
IIIПрочитайте тексты. В левый столбик выпишите слова с приставкой наз,в правый-с приставкойс-.Расскажите о правописании приставок наз-с.
Красавец тополь разросся. Спиленный верх его оброс ветвями.Сразу не разглядишь, где тот горизонтальный срез, когда-то нацеленный в небо.(В.Тельпугов) 2) Солнце спряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков.(М.Лермонтов)
IVОт данных существительных с предлогомбезобразуйте однокоренные прилагательные с приставкойбес-и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные. Образец: без плана-бесплановая работа.
Без причины-…, без крыльев-…, без крови-…, без конца-…, без связи-…,без слов-…,без хозяйства-…,без таланта-…, без цели-…, без шума-…, без чувств-…, без цвета-… .
Б
IЗаполните кроссворд словами с приставкамираз-рас-.
IIК данным словосочетаниям подберите и запишите слова с близким,одинаковым значением(синонимы).Обозначьте в них приставки на з-с.Образец: не имеющий жалости-безжалостный человек.
1)Лишенный смысла-… .2)Не имеющий вкуса-… 3)Лишенный порядка-… .4)Покрытый сплошь царапинами-… .5)Не имеющий звука-… .6)Не дающий результата-… .7)Передающий статью в печать-… .
Правописание букв о-е после шипящих в корне
А
IЗапишите одним словом ответы на вопросы. Скажите,какая орфограмма объединяет правописание этих слов.
Как называется плод дуба? Цвет одуванчика? Предмет для чистки зубов? Разговор тихим голосом? Ткань из нитей, получаемых из коконов тутовых гусениц?