Урок русского языка во 2 классе «Начальная школа XXI века».
Просмотр содержимого документа
«Учимся писать разделительный твёрдый знак»
Русский язык
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню.
Дай мне действовать самому -
и я научусь.
(Китайская мудрость)
Тема: “Учимся писать разделительный
твёрдый знак.”
Тип урока: изучение нового материала
Урок проведён во 2 классе.
Предмет: русский язык.
Преподаватель: Гусакова Л.Н.
В школу мы пришли учиться,
В жизни это пригодится!
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!
- Согласны ли вы с его содержанием?
- Как вы понимаете слова о том, что учение пригодится в жизни?
- Выделите главное слово в последней строке и объясните свой выбор.
На доске написаны слова:
поёт, подъезд, принёс, печка.
- Прочитайте слова на доске. Найдите среди них лишнее. Докажите. Вспомним, как правильно писать букву “Ъ”. Соединим “Ъ” с другими буквами.
- Прочитайте слова на доске. Найдите среди них лишнее. Докажите.
- Вспомним, как правильно писать букву “Ъ”.
- Соединим “Ъ” с другими буквами.
(Анализ соединений. Запись по 1 с образца)
- Догадайтесь, о чем пойдет сегодня речь на уроке. Что бы вы хотели узнать о “Ъ” ? Сформулируйте тему нашего урока. Какую цель поставим перед собой?
- Догадайтесь, о чем пойдет сегодня речь на уроке.
- Что бы вы хотели узнать о “Ъ” ?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какую цель поставим перед собой?
Правила работы в группе:
- В группе должен быть ответственный.
- Работать должен каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают .
- Свое несогласие высказывай вежливо .
- Если не понял - переспроси .
- Распределите слова в 2 группы, обозначив каждую группу своим цветом.
СЪЯЗВИТЬ
НАЕЗД
ПРИЁМ
ОТЪЕХАЛА
ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ
ПОЕХАЛ
ЗАЯВИМ
ОБЪЁМ
- Распределите слова в 2 группы, обозначив каждую группу своим цветом.
НАЕЗД
ПРИЁМ
СЪЯЗВИТЬ
ОТЪЕХАЛА
ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ
ПОЕХАЛ
ЗАЯВИМ
ОБЪЁМ
- Чем похожи слова первого и второго столбика?
(В каждом слове есть приставка.)
- Выполним транскрипцию слов
ПОЕХАЛ и ОТЪЕХАЛА.
[ПАЙ’Э́ХАЛ]
[АТЙ’Э́ХАЛА]
поехал
отъехала
объём
приём
наезд
предъюбилейный
заявим
съязвить
- В словах ПОЕХАЛ и ОТЪЕХАЛА встречается
звук [Й’] .
- Встречается ли этот звук в других словах?
- Какими буквами он обозначен? (е, ё, ю, я)
- В словах первого и второго столбика
слышим звук [Й’] .
- Почему в первом столбике нет “Ъ”, а во втором – есть?
- Обратим внимание на приставки.
- Что можно сказать о приставках первой группы?
(Оканчиваются на гласную букву.)
(Оканчиваются на согласную букву.)
Учащиеся делают вывод:
“ Ъ” пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву.
- Назовите гласные буквы, с которых начинается корень в словах с “Ъ”? (е, ё, ю, я)
- Какие еще гласные буквы вы знаете? (а, о, у, э, ы, и)
- Нужен ли будет в словах Ъ, если корень начинается с гласных а, о, у, э, ы, и?
- Давайте проверим наши предложения.
- Попробуем образовать слова с помощью приставки
об- и слов “учить”, “ездить”, “играть”, “являть”.
Игра “В гости ходит твёрдый знак”.
- Сделаем вывод. (В словах, корень которых начинается с других гласных , нет звука [Й’].)
- Попробуем обобщить наши знания.
Определим место и роль ” Ъ” в словах.
На доске конструируем правило:
- Какую роль выполняет ” Ъ” в словах?
(Разделяет согласную от гласной.)
Зачем? (Чтобы услышать звук [Й’].)
Как можно назвать ” Ъ” ? (разделительный)
е
ё
ю
я
согл.
Ъ
Упражнение №3 (тетрадь с. 86)
Упражнение №3
об- , под- , с- ,
об ъ езд
от- , в- , из- , без-
под ъ езд
с ъ езд
с ъ ехать
об ъ яснить
Подводим итог урока и обсуждаем следующие вопросы:
- Какие цели мы ставили перед собой на уроке?
- Что получилось сегодня в работе?
- Что не получилось? Почему?
- Как вы думаете, какой материал мы будем изучать на следующем уроке?
- Что нужно сделать, чтобы на следующем уроке всё получилось?