Вот и стали дни длиннее,
Солнышко уже греет теплее,
Приближается весна,
Приближается красна!
Вместе с ней идет ЕГЭ,
И нам сдавать экзамены пора!
Учимся писать сочинение на ЕГЭ
Цель: рассмотреть порядок работы над 2 частью ЕГЭ
1. Читаем задание второй части ЕГЭ.
2. Что нам важно сделать, выполняя 2 часть?
-Сформулировать проблему
-Прокомментировать проблему
-Сформулировать позицию автора
- Выразить свое согласие с точкой зрения автора прочитанного текста.
-Аргументировать свое мнение с опорой на читательский опыт
Задание 1 . Внимательно прочитайте текст. Определите о чем говорится в тексте, то есть выразите тему текста.
Задание 2. Разбейте текст на смысловые части. Составьте план текста, желательно составить вопросный план. Работая над составлением вопросного плана, пользуйтесь следующей схемой.
Схема составления вопросного плана текста
- Прочитайте смысловой блок( это может быть один или несколько абзацев, объединенных одним смыслом);
- Найдите ключевые слова и словосочетания в каждом смысловом блоке, подчеркните их;
- Составьте смысловой вопрос и запишите его. Это должны быть законченные, полные, грамматически правильные предложения.
Задание 3. Проанализируйте внимательно полученные записи. Выберите два тезиса: один для формулирования проблемы текста, другой- для формулирования главной мысли.
Задание 4 . Сформулируйте проблему текста. Если вы сделаете это корректно, вы удовлетворите критерию 1.
К -1
Важно помнить:
Проблема – это вопрос, который автор задает в своем тексте.
Можете использовать следующие обороты речи для оформления данной части сочинения:
В анализируемом тексте (ФИО автора) известный писатель рассматривает проблему ( какую?, чего?) + род. пад._________________
Предложенный для анализа текст В.М. Пескова рассматривает чрезвычайно важную проблему (какую?,чего?) + род.пад.__________
или связанную с (чем?)____________________
Задание 5. Подумайте, можно ли считать поставленную автором проблему актуальной?
- В чем заключается её актуальность?
-Напишите об актуальности проблемы в одном, двух предложениях. Данный тезис можно считать переходным к комментирующей части вашего сочинения
Актуальность затронутой автором проблемы состоит в том, что_____ Безусловно, данная проблема актуальна, ибо ____________ Проблема, поднятая автором чрезвычайно злободневна, поскольку связана _________________
Задание 6. Напишите небольшой комментарий данного текста в аспекте затронутой проблемы
Имейте ввиду! Важно написать комментарий таким образом, чтобы он шел логически от проблемы к позиции автора!
Комментарий – это К- 2
Задание 7. Сформулируйте позицию автора текста и запишите её.
Если вы справились с поставленной задачей, вы удовлетворили критерию К3 оценивания сочинения.
Воспользуйтесь следующими клише:
- Автор высказывает мысль о том, что____
- Точка зрения автора состоит в следующем: ____________
- Авторское послание в данном тексте сводится к следующему:____________
- Позиция автора состоит в утверждении мысли, что _____________________
Задание 8. Напишите «переход»к аргументирующей части сочинения. Это будет ваше согласие или корректное несогласие с позицией автора. Можете использовать следующие конструкции «перехода»:
Я совершенно согласен(согласна) с позицией автора, поскольку___________________
Мне близка точка зрения автора , утверждающего,что_________________
Размышляя над позицией автора, мне хотелось бы возразить, так как _____________________
Задание 9 . Оформите вторую ступеньку «перехода»- переход к собственной аргументации. Для того, чтобы сделать это, закончите следующие предложения. Присоедините одно из этих предложений к вашему сочинению:
Существует множество примеров, подтверждающих_______________________
Можно привести следующие примеры из литературных произведений, в которых_______
Справедливость данной мысли подтверждается целым рядом примеров из художественной литературы. Так в произведении(ФИО автора, название произведения)
Задание10. Ищем аргументы. Подумайте, какие примеры из литературно-художественных произведений вы могли бы привести, чтобы подтвердить мысль о том, что человеческое неравнодушие способно преодолеть любые препятствия, что человек рожден для того, чтобы стремиться к высоким идеалам.
Задание 11. Подводим итог. Сделайте вывод и напишите заключение к сочинению. Помните в заключении необходимо обобщить основные мысли автора текста по поднятой проблеме, отразить личностное отношение к проблеме текста и авторской позиции. Воспользуйтесь следующими типовыми конструкциями, организующими начало вашего заключения:
- В заключении хочу подчеркнуть__________
- В заключении важно отметить__________
- Обощая все сказанное, можно сделать вывод_________________________
- Таким образом, ____________________
- Иными словами______________________
- Следовательно____________________
Не забывайте, что в заключении можно использовать пословицы, высказывания великих людей, фразеологизмы, по данной проблеме.