Презентация к урок «Учимся писать сочинение по тексту художественного стиля»
Презентация к урок «Учимся писать сочинение по тексту художественного стиля»
В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку учащиеся 10 класса учатся анализировать текст художественного стиля, определять проблему, авторскую позицию, писать сочинение по алгоритму. Для работы с текстом художественного стиля используется технология развития критического мышления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к урок «Учимся писать сочинение по тексту художественного стиля»»
Художественный стиль
Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир.
Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы наконкретных, индивидуальных примерах;
Автор словами рисуетобразы, картины, мысли, поступки, действиядля того, чтобы
а) дать возможность читателю представить описываемые события;
б) передать свои эмоции;
в) вызвать ответные чувства и переживания.
Авторчаще всегоне дает прямых оценок событиям,героям или их действиям: читатель сам должен это сделать. (Иногда автор может высказать свою точку зрения на происходящее в прямых оценках и характеристиках, как это делает, например, Л.Толстой в романе «Война и мир», формулируя собственные мысли о роли личности в истории, об исторических закономерностях и т.д.)
Авторская оценкачаще всегораскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьери т.д.
Функция убеждения в художественном стилевторична.
Как увидеть автора в тексте художественного стиля?
Cформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией к какой общей проблеме является предложенный эпизод.(События данного текста служат иллюстрацией к проблеме (чего?)….)
Публицистический стиль
Художественный стиль
Проблема формулируетсятезисно, открыто
в одном предложении текста или одном фрагменте текста
в нескольких суждениях автора,
в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящен целый абзац)
Проблема выявляетсяпутем анализа описанийпоступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.
Как увидеть автора в тексте художественного стиля?
Какую конкретную ситуацию он воссоздаёт? На каком материале исследует волнующую его проблему?
Как оценивает поступки героев?
(Если поступки или действия героев вызывают ваше осуждение, сочувствие, одобрение, то автор так же оценивает их. Обратите внимание на художественные приемы, позволяющие увидеть авторское отношение к изображаемому).
Что автор хотел сказать читателям данным текстом? Над чем заставил задуматься? Какие выводы помог сделать?
Повествованиеот первого лица в композиции художественного произведения может указыватьтольконаобраз рассказчика(не автора)!
Автор и рассказчикв художественном тексте
В образе автора отражаются и им определяются
тема, сюжет, композиция, идея произведения;
изображение событий, героев, их поступков, поведения;
все особенности языкового выражения – «словесная ткань текста».
Автор «всеведущ»
Представляет автора в тексте;
очевидец происходящего;
принимает участие в событиях;
повествует о них;
с его помощью автор создает иллюзию достоверности событий;
ему доверена авторская оценка событий и героев.
Рассказчик, не описывая внутреннее состояние героев, передает их переживания через внешние проявления.
о воспитанниках детдомов в трудное военное время
повести "Ночевала тучка золотая" , "Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца",
«Трудное детство», автобиографический роман "Рязанка"
П Л А Н
1.Чтение и определение стиля, понимание общего содержания текста.
2.Прояснение содержания: краткий выборочный пересказ – ответы на вопросы: кто герой текста? /где? когда?/ что делает? что происходит?/ какие чувства героя раскрываются?
3. Определение проблемы. Ответ на вопрос: зачем автор описывает эту ситуацию и чувства героя?
4. Определение авторской позиции, вычитывание концептуальной, скрытой информации:
- анализ размышлений главного героя, его поведения;
- определение характера взаимоотношений героев;
- анализ отношения автора к героям через эмоциональной тон повествования, описания, оценочную лексику, сравнения, метафоры...
5. Создание собственного текста.
(1)Все мы, ребята Кизлярского детского дома, жили без родных много лет и совсем забыли, что такое семейный уют. (2)И вдруг нам объявили, что железнодорожники – наши шефы и они приглашают нас в гости.
(3)Разобрали нас по одному. (4)Дядя Вася, толстый и веселый начальник, привел меня к себе домой. (5)Жена охала, долго расспрашивала о родных, но в конце концов принесла душистый борщ и сладкую печеную тыкву… (6)Я расхаживал по комнатам, словно плавал в каком-то счастливом дыму, и мне совсем не хотелось уходить.
(7)В детдоме целую неделю не смолкали разговоры об этом дне. (8)Ребята, переполненные необычными ощущениями «домашней жизни», ни о чем другом не могли говорить. (9)А в школе, с другой стороны крышки парты, где мною были вырезаны три самых заветных слова: электричество – стихи – Лида, я дописал еще одно слово – шефы.
(10)Больше всех хвалился белорус Вилька. (11)Он попал в гости к самому начальнику станции, и тот велел приходить еще. (12)Мне тоже хотелось сказать хорошее про дядю Васю, и я заявил, что он «самый главный начальник угольного склада» и я могу показать, где он работает. (13)Мне очень хотелось показать дядю Васю, и я повел ребят. (14)Дядя Вася оказался занят. (15)Он хмуро посмотрел на ребят, а мне сказал:
–(16)Не вовремя ты, мальчик… (17)Ты приходи в воскресенье, домой приходи.
(18)Я пришел. (19)И снова ел тыкву и расхаживал по комнатам. (20)И снова тихое счастье не покидало меня. (21)А жена дяди Васи в соседней комнате сказала:
–(22)Странные они, эти дети. (23)Неужели они не понимают, что ходить все время нельзя? (24)Неудобно. (25)Мы же не родственники какие, чтобы их кормить.
(26)А дядя Вася ответил:
–(27)А что я мог поделать! (28)Вопрос о шефстве у нас на общем собрании решался. (29)И вот придумали…
(30)Я тихо-тихо брел по улицам. (31)Чтобы никто не спрашивал, почему я пришел раньше, остаток дня я просидел в школе. (32)Последнее вырезанное слово я расковырял. (33)Его теперь никто не смог прочесть. (34)Только осталась на черной крышке глубокая белая ранка.
(По А. Приставкину)
Поступки
героев
Мысли
героев
Речь
Поведение
Чувства
героев
Проблема
Взаимо-
отношения
героев
События
Факты
Исследуем текст
О каком событии в жизни обитателей детского дома рассказывает А.Приставкин?
Какие чувства испытывает герой в доме дяди Васи? Что позволило вам сделать такой вывод?
Какие чувства испытывают дети после того, как сходили в гости к железнодорожникам? Почему они так взволнованы? Что позволяет вам почувствовать их переживания?
Почему главный герой на крышке парты вырезал слово «шефы»?
Почему главный герой повел товарищей знакомиться с дядей Васей?
Что в поведении дяди Васи настораживает нас и позволяет догадаться о том, что произойдет дальше?
Почему мальчику так важно было приходить в дом к дяде Васе?
Какие чувства снова испытывает герой, когда второй раз приходит в гости к дяде Васе?
Что происходит затем?
Почему мальчик не сразу пошел в детский дом? Почему он не хотел, чтобы кто-нибудь спрашивал о произошедшем? Почему он расковырял слово «шефы»?
Как последняя фраза помогает нам понять чувства и переживания главного героя?
Как сопоставление чувств мальчика при первом посещении дома дяди Васи с чувствами, испытываемыми во время второго посещения, помогает нам понять трагичность произошедшего?
Какие мысли возникают у вас после прочтения текста?
Можно ли доброту запланировать на общем собрании?
Что такое истинная доброта и искренняя забота?
Почему А.Приставкину так важно было рассказать нам эту историю. К какому выводу он хотел нас привести? Какую мысль, значимую для автора, мы должны понять?
Какой вопрос волновал А.Приставкина? (На какой вопрос А.Приставкин помогает нам найти ответ?)
Рассказчик передает переживания через точную, выразительную деталь.
Найдите примеры таких деталей в тексте, определите их роль.
Выпишите средства языка, с помощью которых читатель может увидеть эти переживания.
С помощью какого приема автору удалось передать и свое отношение к происходящему, и создать ситуацию, заставившую рассказчика переоценить свое отношение к дяде Васе и его жене?
(С помощью противопоставления.)
Какие смысловые части исходного текста противопоставлены?
Вывод
Противопоставление помогает
увидеть индивидуальные особенности характера героев фрагмента
проникнуть во внутренний мир героя
понять равнодушное отношение взрослых по отношению к детям
переоценить свое отношение к «решению собрания»
Говорим об особенностях повествования
Для всех повествовательных текстов общим является следующая композиция:
завязка (начало действия),
развитие действия,
кульминация,
развязка (конец события).
Кульминация. Исследуем текст.
Момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения, когда происходит решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.
Кульминация должна выполнять ряд функций:
разрешать сюжет ,
идею текста,
выводить героя на самое сложное испытание в его жизни,
создавать самое сильное эмоциональное напряжение.
. Задание :обозначьте задачи автора, стилевые черты и языковые средства вкульминациитекста.
Проверяем восприятие текста
Основной конфликт – противопоставление искренней веры в доброту взрослых истосковавшегося по домашнему теплу ребенка и равнодушия этих взрослых (доброта по решению собрания).
Развиваем коммуникативные умения. Личностная позиция
Составьтеразвернутые метафоры или сравненияо чувстве долга, ответственности, благодарности, используя самые точные, на ваш взгляд, символы. Объясните выбор данных символов.
Какие оценочные слова можно использовать в описании поведения детей из детского дома?
В рассуждении о безответственном, формальном отношении взрослых к детям используйте
вопросно-ответную форму изложения;
ряд риторических вопросительных предложений.
Переделайте безоценочные предложения в эмоционально окрашенные с явно выраженной субъективностью:Нужно заботиться о сиротах; каждый должен помнить свой долг перед детьми, чьи родители погибли во время ВОв и т.п.
Вывод
Композиционные приемы, выбранные А.Приставкиным, помогли ему не только предельно концентрировать события рассказа, но и найти решение важных нравственных и философских проблем.
Пишем сочинение
Начните своё высказывание со слов
Часто мы оцениваем людей по внешнему облику, считая, что…
Бездушное, пренебрежительное отношение к человеку часто оборачивается против тех, кто…
Многими из нас, к сожалению, утрачены такие бесценные качества, как любовь к ближнему, желание… и т.п.
Способны ли мы понять, что милосердие – это милость, идущая от сердца, что формальное проявление доброты больно ранит человека?
Метод незаконченного предложения
А.Приставкин не случайно обратился к проблеме…
милосердия. Формальное проявление доброты больно ранит человека.
К сожалению, история о детях из детского дома, рассказанная им, …
Автор, используя композиционные приёмы повтора, противопоставления,
«Ключом» к пониманию внутреннего мира героя рассказа становится….
ДЕТАЛЬ: СЛОВО «ШЕФЫ» РАСКОВЫРЕНО, ЧТОБЫ НИКТО НЕ ВИДЕЛ…
довольно часто встречается в нашей жизни.
помогает читателям увидеть насколько лицемерны взрослые по отношению к детям.
Анализ позиции автора
Текст А.Приставкина относится к художественному стилю, поэтому
Но её помогает понять
Автор считает
Думаю, что позиция автора бесспорна, так как
нет чётко заявленной позиция автора
композиция рассказа, поведение героев, их поступки.
недопустимым бездушное отношение к человеку, каким бы он ни был.
Работа со слайдом аналогично предыдущему.
каждый человек — это целый мир, который порой, к сожалению, так и остаётся непознанным .
Аргументируем свою точку зрения
Можно привести аргументы, подтверждающие…
Справедливость высказанной точки зрения можно доказать примером из….
Так, следующие аргументы из художественной литературы помогут доказать правильность высказанной точки зрения.
Художественная (публицистическая) литература убеждает нас в справедливости высказанной нами точки зрения.
Обратимся к…
Аргументы из читательского опыта
В мировой литературе немало примеров, подтверждающих правильность высказанной автором точки зрения. Например, в…
Хотелось бы привести аргументы, подтверждающие мысль о… Обратимся, например, к…
Эту мысль подтверждает аргумент из….
Литература богата примерами, доказывающими эту точку зрения.
Домашнее задание
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.