kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тропы и фигуры речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация позволяет повторить самые распространенные тропы и фигуры речи: эпитет, олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, инверсия, синтаксический параллелизм и другие. Их знание необходимо выпускникам для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ. Вторая часть презентации позволит проверить уровень знаний старшеклассников и способность применить на практике изученный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тропы и фигуры речи »

Тропы и фигуры речи  Учитель русского языка и литературы Гончарова Любовь Викторовна  МБОУ СОШ п. Изоплит

Тропы и фигуры речи Учитель русского языка и литературы Гончарова Любовь Викторовна МБОУ СОШ п. Изоплит

Аннотация Презентация позволяет повторить самые распространенные тропы и фигуры речи, знание которых необходимо выпускникам для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ. Вторая часть презентации позволит проверить уровень знаний старшеклассников и способность применить на практике изученный материал.

Аннотация

Презентация позволяет повторить самые распространенные тропы и фигуры речи, знание которых необходимо выпускникам для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ. Вторая часть презентации позволит проверить уровень знаний старшеклассников и способность применить на практике изученный материал.

Тропы

Тропы

  • Тропом называется употребление слова или выражения в переносном (не прямом значении), используемое для характеристики какого-либо явления. В художественной речи тропы помогают наиболее ярко и точно раскрыть самую существенною черту изображаемого предмета или явления, придают речи красочности и выразительность, способствуют наиболее полному раскрытию художественного образа.
Эпитет - Образное определение , обычно  выраженное прилагательным. Примеры: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка, туманные мечты

Эпитет

-

Образное определение , обычно

выраженное прилагательным.

Примеры: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка, туманные мечты

Изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим. Сравнение - Пример:    И, как ребенок после сна,     Дрожит звезда в огне денницы.    (И.Бунин)

Изобразительный

приём, основанный на

сопоставлении одного

понятия, явления с другим.

Сравнение

-

Пример: И, как ребенок после сна,

Дрожит звезда в огне денницы.

(И.Бунин)

Перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству - Метафора Пример:  Пустых небес прозрачное стекло. - Развернутая метафора метафора представленная, каким-либо текстом (например стихотворением) или его отрывком: «Парус» Лермонтова.

Перенос значения одного

понятия или явления на другой

по сходству

-

Метафора

Пример: Пустых небес прозрачное стекло.

-

Развернутая метафора

метафора представленная,

каким-либо текстом (например стихотворением) или его отрывком: «Парус» Лермонтова.

Частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление - Олицетворение Пример: Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай».       (С. Есенин)

Частный вид метафоры,

перенос свойств живого

явления на неживое, наделение

предметного мира

человеческими свойствами,

его одушевление

-

Олицетворение

Пример: Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай».

(С. Есенин)

- Гипербола преувеличение. Примеры: не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья; сто раз тебе повторяю.

-

Гипербола

преувеличение.

Примеры: не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья; сто раз тебе повторяю.

Литота - Приуменьшение свойств, качеств. Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.       (А. Грибоедов)

Литота

-

Приуменьшение свойств,

качеств.

Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.

(А. Грибоедов)

замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым Метонимия - Пример:  Вагоны шли привычной линией,   Подрагивали и скрипели;   Молчали красные и синие;   В зеленых плакали и пели.      (А.Блок)

замена слова или понятия

другим словом, имеющим

причинную связь с первым

Метонимия

-

Пример: Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали красные и синие;

В зеленых плакали и пели.

(А.Блок)

вид развернутой метонимии, замена слова  или сочетания слов описательным  оборотом речи, заменяющим название, содержащим названного предмета или лица Перифраза - Пример:  Унылая пора! Очей очарованье!   Приятна мне твоя прощальная краса (об осени)        (А.С. Пушкин)

вид развернутой метонимии, замена слова

или сочетания слов описательным

оборотом речи, заменяющим название,

содержащим названного предмета или лица

Перифраза

-

Пример: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса (об осени)

(А.С. Пушкин)

вид метонимии, при котором называется большее вместо меньшего, меньшее место большего . Синекдоха - Пример: И слышно было до рассвета, как ликовал француз     (вместо: французские войска )      (М.Лермонтов)

вид метонимии, при котором

называется большее вместо

меньшего, меньшее место

большего .

Синекдоха

-

Пример: И слышно было до рассвета, как ликовал француз

(вместо: французские войска )

(М.Лермонтов)

Стилистические(риторические)  фигуры речи - особые способы построения предложения или текста, усиливающие изобразительность художественной речи

Стилистические(риторические)

фигуры речи

-

особые способы построения

предложения

или текста, усиливающие

изобразительность художественной речи

Инверсия - Расположение слов в предложении  или фразе в ином порядке, чем это  установлено правилами  грамматики Пример:  И курганов зеленеет убегающая цепь.     (А.Фет)

Инверсия

-

Расположение слов в предложении

или фразе в ином порядке, чем это

установлено правилами

грамматики

Пример: И курганов зеленеет убегающая цепь.

(А.Фет)

Антитеза - Оборот, в котором сочетается резко  противоположные, контрастные понятия и  представления Пример: Я - царь, я - раб, я - червь, я – бог.     (Г. Державин)

Антитеза

-

Оборот, в котором сочетается резко

противоположные, контрастные понятия и

представления

Пример: Я - царь, я - раб, я - червь, я – бог.

(Г. Державин)

сочетание двух или нескольких строк с одинаковой синтаксической конструкцией. - Параллелизм Пример:   Ко мне приплывала зеленая рыба,   Ко мне прилетала белая чайка!      (А. Ахматова)

сочетание двух или

нескольких строк с

одинаковой синтаксической

конструкцией.

-

Параллелизм

Пример: Ко мне приплывала зеленая рыба,

Ко мне прилетала белая чайка!

(А. Ахматова)

Эпифора - Повторение заключительных слов. Пример:   Милый друг, и в этом тихом доме    Лихорадка бьет меня.   Не найти мне места в тихом доме    Возле мирного огня!      (А.Блок)

Эпифора

-

Повторение заключительных слов.

Пример: Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(А.Блок)

Риторический вопрос - это обращенный к читателю или к слушателю вопрос, не требующий ответа. Пример:  Куда ты скачешь, гордый конь,   И где опустишь ты копыта?     (А.С.Пушкин)

Риторический вопрос -

это обращенный к читателю или к слушателю

вопрос, не требующий ответа.

Пример: Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(А.С.Пушкин)

Риторическое восклицание - такое построение речи, при котором в форме  восклицания утверждается то или иное понятие. Пример:  Какое лето, что за лето!   Да это просто колдовство.     (Ф. Тютчев)

Риторическое восклицание -

такое построение речи, при котором в форме

восклицания утверждается то или иное понятие.

Пример: Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.

(Ф. Тютчев)

Оксюморон - сочетание слов, противоположных по смыслу Примеры: живой труп, горячий снег, сладкая горечь

Оксюморон -

сочетание слов,

противоположных

по смыслу

Примеры: живой труп, горячий снег, сладкая горечь

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ

ЗАДАНИЕ

1.Найдите в предложениях перефразы, литоты, гиперболы .  А)  И шествуя важно в спокойствии чинном,  Лошадку ведет под уздцы мужичок,  В больших сапогах, в полушубке овчинном,  В больших рукавицах… а сам с ноготок!  Н. А. Некрасов Б) Ваш шпиц, прелестный шпиц не более наперстка.  А. С. Грибоедов    В)  Что наше северное лето?      Карикатура южных зим?  А. С. Пушкин

1.Найдите в предложениях

перефразы,

литоты,

гиперболы .

А) И шествуя важно в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок,

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

Н. А. Некрасов

Б) Ваш шпиц, прелестный шпиц не более наперстка.

А. С. Грибоедов

В) Что наше северное лето?

Карикатура южных зим?

А. С. Пушкин

1.Найдите в предложениях перефразы, литоты, гиперболы .  Г) Тряся ручонкой  дом – погремушку  Тонул в разливе звонков телефон В.В. Маяковский Д) Я видавал, как она косит:  Что взмах – то готова копна. Н.А. Некрасов

1.Найдите в предложениях

перефразы,

литоты,

гиперболы .

Г) Тряся ручонкой

дом – погремушку

Тонул в разливе звонков телефон

В.В. Маяковский

Д) Я видавал, как она косит:

Что взмах – то готова копна.

Н.А. Некрасов

2.Найдите в предложениях метафору,  синекдоху, метонимию.   А) Гирей сидел, потупя взор,  Янтарь в устах его дымился.  А.С. Пушкин Б)  Серые шлемы  С красной звездой  Белой ораве  Крикнули:   - Стой!    В.В. Маяковский

2.Найдите в предложениях

метафору, синекдоху,

метонимию.

А) Гирей сидел, потупя взор,

Янтарь в устах его дымился.

А.С. Пушкин

Б) Серые шлемы

С красной звездой

Белой ораве

Крикнули:

- Стой!

В.В. Маяковский

2.Найдите в предложениях метафору,  синекдоху, метонимию.   В) Его язвительные речи  Вливали в душу хладный яд  А.С. Пушкин Г)  В очах людей читаю я  Страницы злобы и порока   М. Ю. Лермонтов Д) Москва поёт, огнями залита  Е. Долматовский Е) Контрабас пил чай вприкуску, а флейта внакладку  А.П. Чехов

2.Найдите в предложениях

метафору, синекдоху,

метонимию.

В) Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд

А.С. Пушкин

Г) В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока

М. Ю. Лермонтов

Д) Москва поёт, огнями залита

Е. Долматовский

Е) Контрабас пил чай вприкуску,

а флейта внакладку

А.П. Чехов

3.Найдите в предложениях оксюморон, параллелизм, эпифору, анафора  А) С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? С.А. Есенин Б) Смотри, ей весело грустить  Такой нарядно-обнаженной.    А.А. Ахматова В)  Тороватому боярину слава!  И красавице боярыне слава!  И всему народу христианскому  слава!  М. Ю. Лермонтов Г)  Но красоты их безобразной  Я скоро таинство постиг  М.Ю. Лермонтов

3.Найдите в предложениях

оксюморон, параллелизм,

эпифору, анафора

А) С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив?

С.А. Есенин

Б) Смотри, ей весело грустить

Такой нарядно-обнаженной.

А.А. Ахматова

В) Тороватому боярину слава!

И красавице боярыне слава!

И всему народу христианскому слава!

М. Ю. Лермонтов

Г) Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг

М.Ю. Лермонтов

3.Найдите в предложениях оксюморон, параллелизм, эпифору, анафора   Д)  В синем небе звезды блещут,  В синем море волны хлещут      А.С. Пушкин  Е)  Два бессмертия у Волги –  устье и исток.  Две тревоги у солдата –  Запад и Восток!     А. Недогонов

3.Найдите в предложениях

оксюморон, параллелизм,

эпифору, анафора

Д) В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут

А.С. Пушкин

Е) Два бессмертия у Волги –

устье и исток.

Две тревоги у солдата –

Запад и Восток!

А. Недогонов

4.Найдите в предложениях эпитет, сравнение, олицетворение, инверсия  А)  И он к устам моим приник,  И вырвал грешный мой язык  И празднословный, и лукавый.      А.С. Пушкин  Б)  В пустыне чахлой и скупой,  На почве, зноем раскаленной,  Анчар, как грозный часовой,  Стоит — один во всей вселенной.     А. С. Пушкин

4.Найдите в предложениях

эпитет, сравнение,

олицетворение,

инверсия

А) И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык

И празднословный, и лукавый.

А.С. Пушкин

Б) В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной. А. С. Пушкин

4.Найдите в предложениях эпитет, сравнение, олицетворение, инверсию  В)  И чувств изнеженных отрада -  Духи в граненом хрустале…     А.С. Пушкин Г)  Молвит слово - соловей поет     М. Ю. Лермонтов Д)  Нос узкий как лезвие ножа..     И.С. Тургенев Е)  Под голубыми небесами  Великолепными коврами,  Блестя на солнце снег лежит.   А.С. Пушкин

4.Найдите в предложениях

эпитет, сравнение,

олицетворение,

инверсию

В) И чувств изнеженных отрада -

Духи в граненом хрустале…

А.С. Пушкин

Г) Молвит слово - соловей поет

М. Ю. Лермонтов

Д) Нос узкий как лезвие ножа..

И.С. Тургенев

Е) Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

А.С. Пушкин

4.Найдите в предложениях эпитет, сравнение, олицетворение, инверсию  Ж)  Долги дни короткие,  Ветви в небе скрещены,  Черные и четкие,  Словно в небе трещины.    Н. Матвеева З)  И белогривые метели,  Как львы у ног моих ревели.    М. Ю. Лермонтов

4.Найдите в предложениях

эпитет, сравнение,

олицетворение,

инверсию

Ж) Долги дни короткие,

Ветви в небе скрещены,

Черные и четкие,

Словно в небе трещины.

Н. Матвеева

З) И белогривые метели,

Как львы у ног моих ревели.

М. Ю. Лермонтов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тропы и фигуры речи

Автор: Гончарова Любовь Викторовна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 165007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "«Стилистические фигуры речи, основанные на возможностях русского синтаксиса»"
    ["seo_title"] => string(78) "stilisticheskie_figury_rechi_osnovannye_na_vozmozhnostiakh_russkogo_sintaksisa"
    ["file_id"] => string(6) "595646"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640071661"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация по литературе на тему: " Изобразительно-выразительные средства языка" 11 класс "
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-po-litieraturie-na-tiemu-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182296"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425488021"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Кроссворд по русскому языку "Выразительность речи" "
    ["seo_title"] => string(51) "krossvord-po-russkomu-iazyku-vyrazitiel-nost-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "197800"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428317196"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методика комплексного анализа текста на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(63) "mietodika-komplieksnogho-analiza-tieksta-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "149696"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420290319"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства