kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Стилистические фигуры речи, основанные на возможностях русского синтаксиса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока способствует формированию навыков культуры речи у обучающихся, умению определять роль стилистических фигур речи в текстах художественного стиля, совершенствовать навыки различать тропы и фигуры речи, работать с типовыми заданиями ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Стилистические фигуры речи, основанные на возможностях русского синтаксиса»»



Комитет по образованию администрации города Заринска Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 города Заринска Алтайского края












Разработка урока

по теме «Стилистические фигуры речи, основанные на возможностях русского синтаксиса».


для учащихся 11 класса











Подготовила учитель русского языка и литературы

первой категории Кулинич Ирина Геннадьевна















2021г.



Урок русского языка, 11 класс.

Тема: Стилистические фигуры речи, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Цель: показать роль стилистических фигур речи в текстах художественного стиля.
Задачи: формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать навыки различать тропы и фигуры речи.

Повторение: тропы и их употребление в тексте.
Средства оборудования: мультимедиа, тесты, таблицы.

Ход урока:

I . Организационный момент. Рефлексия: - Нарисуйте мысленно самый весёлый смайлик, пусть Ваше настроение будет всегда радостным!


1. Вступительное слово учителя.
Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог родной язык. В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка?! Ответом на этот вопрос могут служить слова К. Паустовского …, которые мы возьмем эпиграфом к уроку (записываем).
2. Записывание темы, эпиграфа в тетрадь.

В каждом слове – бездна образов.
К. Паустовский

Прочитайте выразительно эпиграф, как Вы думаете, почему он добавлен к сегодняшнему уроку?


Цель нашего урока заключается в анализе изобразительно-выразительных средств русского языка, мы будем говорить о стилистических фигурах, основанных на возможностях русского синтаксиса. Для этого давайте с вами вспомним, что относится к изобразительно-выразительным средствам языка.
(Тропы и фигуры).

3. Вопрос: Перечислите, какие вы знаете тропы, приведите по 1-2 примера.

II. Повторение и углубление ранее изученного материала.
1. Индивидуальная работа «Лингвистическая разминка»


Задание.
Определите изобразительно-выразительные средства русского языка:


1) Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов. 
2) Чайник кипит. 
3) Готов задушить в объятиях. 
4) Туманный Альбион. 
5) При свете тьмы. 
6) Мужичок с ноготок. 
7) Лес, точно терем расписной. 
8) Политический альянс. 
9) Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе. 
10) Горячее сердце. 
11) Лиса - о хитром человеке.



Ответы: 1.Метафора. 2. Метонимия. 3. Гипербола. 4.Эпитет. 5. Оксюморон. 6. Литота.
7.Сравнение. 8. Аллитерация. 9. Метонимия. 10. Метафора. 11. Аллегория.


2. Уплотнённый опрос:

- Перечислите тропы как изобразительно-выразительные средства языка.


- Что такое оксюморон? Метафора? Метонимия? Гипербола? И т.д. Приведите примеры.


3. Фронтальная работа с классом.

4. Проверка д/з 1 ученик у доски ( упр. )
5. Работа по карте заданий на месте (парная работа). Определите виды тропов, запишите рядом с предложением в скобках.


1) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (Анафора) 2) Мы грады - в пепел, села – в прах. (Эллипсис) 3) А где Мазепа? Где злодей? Куда бежал иуда в страхе? (Градация) 4) В ущелье сыро – горы зноем дышали в небо. (Антитеза) 5)И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…(Многосоюзие) 6) Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (Риторический ?) 7) Клён ты мой опавший! Клён заледенелый! (Риторическое обращение) 8) Погиб поэт! Невольник чести! Пал оклеветанный молвой…(Риторическое восклицание) 9)Чего ждала эта тёплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она…(Инверсия)


6. Вопросы на восприятие:


- Как называется описательный оборот, который мы наблюдаем в данном упражнении?

(Перифраз (а))


- С какой целью они могут быть использованы в тексте? ( С целью ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого)

7. Фронтальный опрос:


1. Это средство создает резкое противопоставление образов, понятий, служит для обозначения контраста. Антитеза.


2. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи называется ….. синтаксическим параллелизмом.


3. Это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Анафора.


4 .Это прием из ораторской речи, который организует диалог с читателем, заставляет его задуматься. Риторический вопрос.


Валеопауза. Работа с мультимедиа . Разминка(Слайды 1- 10)

8. Творческое задание.

Попробуйте теперь определить, какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах: (вопросы детям: какую роль играют…)




Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет.
(Антитеза)


И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня.
(Парцелляция)


Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг!
И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг!

(Инверсия, синтаксический параллелизм)

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (
Градация)

Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает.
(Метафора)
Юрий Бондарев "Горячий снег" (Оксюморон)

Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(Риторическое обращение, эпитет, олицетворение)

Зима мягко и сыро лежала на крышах. (Метафора)


Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Метонимия)


Он громко рыдающе засмеялся (Оксюморон)

III. Изучение нового.
Наша сегодняшняя тема связана со стилистическими фигурами. Итак, назовите стилистические фигуры речи, известные в русском языке.


СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ -  обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, оксюморон, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, многосоюзие, бессоюзие.


См. таблица, слайд (стилистические фигуры)
Приведите 1-2 примера.
Вывод: итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности.
Поработаем с учебником, найдём стилистические фигуры и определим их функцию.


IV. Работа с учебником: стр. 101, чт., (задание 1,2,3)

Выполнение типовых заданий: списать, расставить знаки, объяснить, указать стилистические фигуры речи.

1. Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Многосоюзие).
2.Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (бессоюзие).
3. Страстно преданный барину, он, однако же, редкий день в чём-нибудь не солжёт ему. (И.Гончаров) (вводное слово).



Слово учителя. Обобщение:

Стилистические фигуры называют ещё и риторическими фигурами. Они служат для создания образной речи, усиления выразительности текста. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения.
К изобразительно-выразительным возможностям синтаксиса относятся и ряды однородных членов, и предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами. А также парцелляция, бессоюзие и многосоюзие
1. Тонкий дождь сеялся
и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. ( Многосоюзие).
2.Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (Бессоюзие).
3. Страстно преданный барину, он, однако же, редкий день в чём-нибудь не солжёт ему. (И.Гончаров) (Вводное слово).
В художественных произведениях часто используются вводные слова, предложения, однородные члены предложения, которые позволяют выразить отношение говорящего к высказываемой мысли, привлечь внимание к сообщаемому, сделать речь выразительной, образной.


VI. Подведение итогов урока. Вопросы:

- С чем познакомились на уроке?

- Что нового узнали?

- Какие затруднения испытывали?


В ыполнение тестовых заданий. Слайды. Стилистические фигуры –тесты №1-17 (1, 2, 3 - выполняем вместе, дети поднимают карточку с ответом А, Б, В или Г) с 4 по 13 – выполняют самостоятельно на листочках. Проверка теста.

VII. Самооценка. Рефлексия.

III. Домашнее задание. Повторить ОК по теме, подготовка к государственной итоговой аттестации, выполнить задание на карточке.


Карта заданий «Стилистические фигуры речи»


I. Уровень А,В,С. Лингвистическая разминка.
Определите изобразительно-выразительные средства русского языка:


1) Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов. 
2) Чайник кипит. 
3) Готов задушить в объятиях. 
4) Туманный Альбион. 
5) При свете тьмы. 
6) Мужичок с ноготок. 
7) Лес точно терем расписной. 
8) Политический альянс. 
9) Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе. 
10) Горячее сердце. 
11) Лиса - о хитром человеке.


II. Уровень В,С. Фронтальный опрос: (Работа спикеров)

1. Это средство создает резкое противопоставление образов, понятий, служит для обозначения контраста?



2. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи называется …?

3. Это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание? Противоположное название предыдущему?

4 .Это прием из ораторской речи, который организует диалог с читателем, заставляет его задуматься?


III. Уровень А. Выполнение типовых заданий: списать, расставить знаки, объяснить, указать стилистические фигуры речи. (Работа в парах).

1. Тонкий дождь сеялся и на леса и на поля и на широкий Днепр.
2.Швед русский колет рубит режет бой барабанный клики скрежет гром пушек топот ржанье стон…(А.Пушкин)
3. Страстно преданный барину он однако же редкий день в чём-нибудь не солжёт ему. (И.Гончаров).

. Уровень А,В,С. Творческое задание (работа в группах)

Попробуйте теперь определить, какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах: (вопросы детям: какую роль играют…)
Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет.
(………?)


И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня.
(……….?)


Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг!
И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг!
(…………?)

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (
…………?)

Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает.
(……….?)

Юрий Бондарев "Горячий снег"
(…………?)

Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(………….?)

Зима мягко и сыро лежала на крышах. (…………?)


Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (……….?)


Он громко рыдающе засмеялся (………..?)


V. Уровень А,В,С. Работа по карточкам на месте (парная работа)


Определите виды тропов, запишите рядом с предложением в скобках.


1) Не напрасно ветры дули, не напрасно шла гроза.

2) Мы грады - в пепел, села – в прах.

3) А где Мазепа? Где злодей? Куда бежал иуда в страхе?

4) В ущелье сыро – горы зноем дышали в небо.



5)И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…

6) Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?

7) Клён ты мой опавший! Клён заледенелый.



8) Погиб поэт! Невольник чести! Пал оклеветанный молвой…

9)Чего ждала эта тёплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«Стилистические фигуры речи, основанные на возможностях русского синтаксиса»

Автор: Кулинич Ирина Геннадьевна

Дата: 21.12.2021

Номер свидетельства: 595646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся(из  опыта работы с одаренными детьми по русскому языку) "
    ["seo_title"] => string(131) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "242809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445538765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства