Три типа грамматической связи в синтаксических единицах
Три типа грамматической связи в синтаксических единицах
Презентация к уроку русского языка "Три типа грамматической связи в синтаксических единицах" в 4классе по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова". В презентации даны цели урока(учить определять тип связи в синтаксической единице:подчинительную,взаимную,сочинительную;развивать орфографическую зоркость у учащихся,развивать умения образовывать синтаксические единицы с различной грамматической связью;продолжить обучение сотрудничеству в малых группах;развивать умение размышлять,осмысливать,делать самоанализ;воспитывать любовь к красоте родной природы,умение заботиться о ней),памятка по типам грамматической связи,практические задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
учить определять тип связи в синтаксич. единице: подчинительную, взаимную, сочинительную;
развивать орфографическую зоркость у учащихся;
развивать умения образовывать синтаксические единицы с различной грамматической связью;
продолжить обучение сотрудничеству в малых группах;
развивать умения размышлять, осмысливать, делать самоанализ;
воспитывать любовь к красоте родной природы, умение заботиться о ней.
Какие три типа грамматической связи образуют синтаксические единицы?
Грамматическая связь между словами, при которой формы одного слова зависят от другого, называется подчинительной связью или подчинением.
Грамматическая связь между словами, формы которых зависят друг от друга, называется взаимной связью.
Еще в русском языке есть особый тип грамматической связи между словами , которые в высказывании выполняют одинаковую работу и грамматически не зависят друг от друга, т.е.являются однородными словами. Такой тип связи называется сочинительной связью или сочинением.
Словосочетание-это синтаксическая единица, слова в которой связаны между собой подчинительной связью.
В русском языке существует три типа грамматической связи между словами: взаимная, подчинение и сочинение. Слова,связанные между собой разными типами грамматической связи, образуют разные синтаксические единицы языка.(От греческого слова синтаксис - «упорядоченный», «составленный»).
Выполните задание: соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма
С…дит,чу…ствительное ,ни зернышк…,сер…це, сн…гирь, ни крошк….
( сидит снегирь - б.гл.в корне слова, чувствительное сердце -непроизн. согласная, ни зернышка, ни крошки -безударная гласная в окончании им.существ.)
Улетели птичьи стаи.
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
А. Зайцева
Найти синтаксические единицы со взаимной связью (улетели стаи; мы дождались; лес не спит;…)
Снегирь сидит на ветке
В розовой жилетке,
А дятел в ярко-красной
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки-
Синие ковбойки.
М. Пляцковский
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Г.Ладонщиков
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Эти красные фонарики
Засветили снегири.
Л.Татьяничева
Задание: найти синтаксические единицы с подчинительной связью, т.е. словосочетания
Сугробами засыпаны
Дома, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, голубь, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошек на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки.
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам, великое!»
К.Мухаммади
Найдите синтаксические единицы с сочинительной связью.
(дома, дворы, дорожки; ворона, голубь, воробей; ни зернышка, ни крошки)
Самое уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Ее гнездо свито изнутри из пуха, перьев, шерсти, а снаружи из мха и лишайников. Гнездо все круглое, как тыквочка, и вход у него круглый, маленький, в самой середке гнезда. Задание. Определить тип и стиль текста, тему и главную мысль. Найти три синтаксические единицы с разными типами грамматической связи
Холодной зимой на рябине часто сидят снегири.
Задание.
Выписать из предложения синт. единицы с выделенным словом.
(сидят снегири - взаимная связь,
сидят часто - словосочетание)
Образуйте из каждой пары слов синтаксическую единицу. Определите тип связи в ней и обозначьте её с помощью стрелочек.
Повесить, кормушка; появиться птенцы; птица, хохолок; холодно, голодно, и.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) "Технологическая карта урока немецкого языка в 3 классе по теме «Начало учебного года. О чем говорят дети в школьном дворе?» "
["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-niemietskogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nachalo-uchiebnogho-ghoda-o-chiem-ghovoriat-dieti-v-shkol-nom-dvorie"
["file_id"] => string(6) "125335"
["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414952089"
}
}