Данная презентация содержит теоретический материал об эссе: особенностях эссеистического стиля, типы мостиков-переходов от одной части к другой, их характеристику и примеры. Во второй части презентации приведены практические упражнения по закреплению теории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Теория и практика написания эссе»
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ЭССЕ
Учитель русского языка и литературы
лицея
Татьяна Васильевна Краснухина
Республика Казахстан
Жамбылская область
Таласский район
г. Каратау
30.03.18
Э С С Е
Эссе́ (из фр.essai «попытка, проба, очерк», от лат.exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинениенебольшого объёмаи свободной композиции
Э С С Е
выражаетиндивидуальныевпечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету
Э С С Е
не претендуетна исчерпывающую или определяющую трактовку темы.
Эссеистическому стилюсвойственныобразность,подвижностьассоциаций, афористичность, нередко антитетичность
мышления, установка на интимнуюоткровенностьиразговорнуюинтонацию.
АССОЦИАЦИИ
-увидеть, объяснить сходство сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение
ПОЛЕМИКА
-поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения; -можно ввести в работу воображаемого оппонента;
-справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.
ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ
сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения, но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.
МОСТИКИ – ПЕРЕХОДЫ ОТ ОДНОЙ ЧАСТИ К ДРУГОЙ
Тип мостика. Его характеристика. Примеры
1. Риторический вопросВопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?»«Как поступает наш герой?»«Может писатель не прав?»2. Прямая связь Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях «Рассмотрим теперь…»«Проанализируем этот рассказ…»«Ещё хочу сказать, что…»3. Переход-соединение Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий… «Это качество проявляется также в том…»«Следующая черта, которую необходимо отметить…»«Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»
МОСТИКИ – ПЕРЕХОДЫ ОТ ОДНОЙ ЧАСТИ К ДРУГОЙ
Тип мостика. Его характеристика. Примеры
4. Переход- противопоставление
Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но… «Совсем иные взгляды свойственны…»«Для Булгакова же эта мысль неприемлема»«Другие методы использует Толстой»5. Внутренняя связь.Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла
Упражнение 1
ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ЭССЕ
РАБОТА С ТЕКСТОМ
ЗАДАНИЯ:
Прочитайте текст.
Придумайте название, запишите /аргументируйте/.
Подберите эпиграф к тексту из предложенных ниже, запишите /аргументируйте/.
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
Упражнение 2
Определите тип
мостиков – переходов
в предыдущем тексте
Упражнение 3
«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Дорисуйте необходимые элементы картины «Дом моей мечты».
Опишите, почему вы включили данные элементы.
Составьте план и расскажите, что вам необходимо сделать, чтобы ваша мечта о доме вашей мечты осуществилась.
4. Сформулируйте возможные темы эссе, связанные с данным упражнением
Талантливая работа воспринимается многозначно, бездарная – однозначно хорошо или однозначно плохо.