Групповая работа на уроках русского языка в рамках ФГОС
На своих уроках я часто использую групповые формы работы, которые позволяют создать более близкие контакты между обучающимися, чем при традиционных формах обучения. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Обучение в группе позволяет всем обучающимся активно участвовать в процессе обучения, быть активными, сотрудничать совместно друг с другом для достижения положительного результата.
Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, анализировать, обобщать, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность обучающихся.
Для формирования групп из числа обучающихся я использую следующие методы:
случайным образом
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
По определенному признаку
Для меня этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь.
По выбору лидера
По выбору лидера формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. В моей практике наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
Проверка результатов
В групповой работе роль оценщика и судьи я предлагаю взять на себя обучающимся, но при этом заранее выдвигаю четкие критерии оценки заданий.
К работе по проверке результатов привлекаю экспертов из числа учеников класса
Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора заданий в зависимости от степени подготовленности учеников. Такими заданиями являются: заполнение кластера по теме урока, ранжирование, создание постера по теме урока и т. д. Эти задания в группе способствуют развитию у обучающихся умению мыслить самостоятельно, настроиться на успех. Обучающиеся активно взаимодействуют в группе, обмениваются мнениями, сотрудничают.
Мои наблюдения
Обучающиеся со слабым уровнем мотивации проявляют в группе активность и в какие-то моменты даже проявляют лидерские качества, например, при оформлении и защите постеров.
Обучающиеся со средним уровнем мотивации по результатам моих наблюдений, принимают также непосредственное участие в группе, стараются помочь своим одноклассникам.
Обучающимся с высоким уровнем мотивации при групповой работе необходимо поручать более ответственные роли. Например, в конце урока отследить роль каждого обучающегося и оценить работу в группе каждого ученика.
По итогам моих наблюдений хотелось отметить следующее:
на традиционных уроках наблюдалось, что обучающиеся с низким уровнем мотивации чаще всего не участвовали в процессе обучения, старались быть незамеченными;
при групповой форме работы такие обучающиеся становятся более раскрепощенными, так как чувствуют поддержку со стороны своих одногруппников. Также при выполнении более сложных заданий в группе обучающиеся добивались положительного результата чаще, чем при выполнении таких заданий индивидуально.
Для меня этот способ деления интересен тем, что с одной стороны может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь.