kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тезисный план текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь молодому учителю. Поможет повторить и систематизировать информацию о тексте, способствует формированию навыка анализа текста, составлению собственного высказывания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тезисный план текста»

Подготовка к ВПР  Задание 2 Пузырьки снова т..нулись из (з..леновато)тёмной глубины и п..кач..вались на нит.. .(4)… И сам наест..ся досыта(2) и пр(и/е)несёт д..мой.

Подготовка к ВПР Задание 2

Пузырьки снова т..нулись из (з..леновато)тёмной глубины и п..кач..вались на нит.. .(4)…

И сам наест..ся досыта(2) и пр(и/е)несёт д..мой.

Подготовка к ВПР  Задание 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 15–18 текста. Запишите ответ. (15)Выводя в тетради тургеневские фразы, мы уже интуитивно ощущали этот стиль, эти краски, эту неповторимую интонацию рассказчика. (16)Должно быть, учительница сумела привить нам, пусть пока ещё не осмысленный, вкус к чистому и звучному языку. (17)Сделала она это невзначай, впрок, потому что стремилась преподать нам то, что составляло самую суть охотничьих записей Тургенева. (18)И они вошли в наше сознание.  рассуждение

Подготовка к ВПР Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 15–18 текста. Запишите ответ.

(15)Выводя в тетради тургеневские фразы, мы уже интуитивно ощущали этот стиль, эти краски, эту неповторимую интонацию рассказчика. (16)Должно быть, учительница сумела привить нам, пусть пока ещё не осмысленный, вкус к чистому и звучному языку. (17)Сделала она это невзначай, впрок, потому что стремилась преподать нам то, что составляло самую суть охотничьих записей Тургенева. (18)И они вошли в наше сознание.

рассуждение

Подготовка к ВПР  Задание 12 Определите и запишите лексическое значение слова «меркнуть» («меркла») из предложения 11. Меркнуть  — ...  (10)Уже давно выросли братья, умер Николенька, старость пришла, а тайна зелёной палочки продолжала существовать в сознании. (11)Легенда эта не меркла. (12)Она обрастала житейской мудростью, не теряя утренней своей свежести. Меркнуть  — постепенно утрачивать яркость, блеск; тускнеть, угасать.

Подготовка к ВПР Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «меркнуть» («меркла») из предложения 11.

Меркнуть  — ...

(10)Уже давно выросли братья, умер Николенька, старость пришла, а тайна зелёной палочки продолжала существовать в сознании. (11)Легенда эта не меркла. (12)Она обрастала житейской мудростью, не теряя утренней своей свежести.

Меркнуть  — постепенно утрачивать яркость, блеск; тускнеть, угасать.

Все мы знаем, что мы те ещё выдумщики. С каким неподдельным увлечением и энтузиазмом рассказываем мы о своих приключениях, даже если это просто история о том, как по дороге в школу мы увидели гоняющуюся за голубями кошку.  А вот когда дело доходит до пересказа текста из учебника, здесь иногда возникают трудности. Если это история не собственного сочинения, запомнить её сложнее, поэтому нужно сначала правильно составить план.

Все мы знаем, что мы те ещё выдумщики. С каким неподдельным увлечением и энтузиазмом рассказываем мы о своих приключениях, даже если это просто история о том, как по дороге в школу мы увидели гоняющуюся за голубями кошку.

А вот когда дело доходит до пересказа текста из учебника, здесь иногда возникают трудности. Если это история не собственного сочинения, запомнить её сложнее, поэтому нужно сначала правильно составить план.

План 1.Что такое план? ПЛАН - это ключевые фразы или формулировки из каждой части текста, которые кратко передают содержание и расположены последовательно. 2. Какие виды плана бывают? 3. Как составить план? 4. Для чего нужен план?

План

1.Что такое план?

ПЛАН - это ключевые фразы или формулировки из каждой части текста, которые кратко передают содержание и расположены последовательно.

2. Какие виды плана бывают?

3. Как составить план?

4. Для чего нужен план?

Тезисный план текста

Тезисный план текста

ЦЕЛЬ: развитие умений составлять тезисный план текста.  ЗАДАЧИ:

ЦЕЛЬ:

развитие умений составлять тезисный план текста.

ЗАДАЧИ:

  • повторить и систематизировать информацию о тексте, способствовать формированию навыка анализа текста, составления собственного высказывания;
  • продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи;
  • способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.
Виды плана  по форме Виды плана  по структуре:

Виды плана по форме

Виды плана по структуре:

  • Цитатный
  • Вопросный
  • Назывной
  • Тезисный
  • Простой
  • Сложный
Цитатный Цита́та — дословная выдержка из какого-либо текста.   Особенности:   Дословную выдержку заключаем в кавычки.

Цитатный

Цита́та — дословная выдержка из какого-либо текста. 

Особенности:

Дословную выдержку заключаем в кавычки.

Вопросный

Вопросный

  • Записывается в форме вопросов к тексту.
  • Каждой микротеме текста соответствует один вопрос.
  • При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не есть ли..., пришел ли... и т. п.). 
Назывной Особенности: 

Назывной

Особенности: 

  • В назывном плане используются существительные и прилагательные .
  • Не используются глаголы
Тезисный Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.  Особенности тезисного плана: Тезисный план состоит из тезисов  глагольного строя.

Тезисный

  • Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

Особенности тезисного плана:

  • Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя.

  • Утвердительный характер.
  • Предложения двусоставные. (Подлежащее+ сказуемое)

Прочитайте текст

Это произошло давным-давно, когда я был мальчиком лет шести-семи. Отец как-то сказал мне, загадочно улыбнувшись: «Собирайся, сынок, пойдём открывать лесные тайны». Много воды утекло с тех пор, но тот день остался во мне на всю жизнь. Может быть, потому, что вечно занятый, обычно не баловавший меня вниманием отец провёл со мной целый день!

Тот самый лес, в котором мы с мальчишками играли в казаки-разбойники, ничего не зная о его тайнах, вдруг ожил. Сотни вопросов встали передо мной и отец тут же находил на них ответы. Сколько всего он знал: и кто поёт и почему, и куда спешит муравей... А как он рассказывал! И теперь, когда я вижу ребёнка и взрослого, идущих по лесу, я мысленно говорю им: «Счастливые, вас ждёт впереди самая большая радость совместных воспоминаний».

Случилось так, что наше путешествие с отцом в лес было единственным. Но я его помню, как будто оно было вчера, и твёрдо знаю, что страстное увлечение природой, желание познать её тайны, любовь ко всему живому, убеждённость в том, что добро надо творить и защищать, — возникли с того самого дня.

Мне думается, что в душе каждого человека живёт память о днях, проведённых в лесу в поле у реки. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры. Оставляя след на всю жизнь, они рождают ощущение связи со всем живущим на земле, связи с родной землёй, любовь к ней. (По Ю. Дмитриеву)

Как часто герой-повествователь бывал в лесу с отцом?  Сколько времени они провели в лесу?  В какие игры играл герой-повествователь в детстве?  Озаглавьте текст. («Прогулка с отцом») Сформулируйте главную идею текста в виде тезиса.  Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, оставляя след на всю жизнь, рождают ощущение связи со всем живущим на земле, связи с родной землёй, любовь к ней.

Как часто герой-повествователь бывал в лесу с отцом?

Сколько времени они провели в лесу?

В какие игры играл герой-повествователь в детстве?

Озаглавьте текст.

(«Прогулка с отцом»)

Сформулируйте главную идею текста в виде тезиса.

Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, оставляя след на всю жизнь, рождают ощущение связи со всем живущим на земле, связи с родной землёй, любовь к ней.

Тезисный план День, проведённый в лесу с отцом, остался в памяти на всю жизнь.  Самая большая радость, объединяющая родителей и детей,—радость совместных воспоминаний.  Любовь ко всему живому, убеждённость в необходимости добра и его защиты возникли во время совместного путешествия с отцом.

Тезисный план

  • День, проведённый в лесу с отцом, остался в памяти на всю жизнь.

  • Самая большая радость, объединяющая родителей и детей,—радость совместных воспоминаний.

  • Любовь ко всему живому, убеждённость в необходимости добра и его защиты возникли во время совместного путешествия с отцом.

  • Впечатления, полученные от общения с природой в детстве, оставляют след на всю жизнь.
Работа с учебником Упражнение 58, 71, 73

Работа с учебником

Упражнение 58, 71, 73

Рефлексия

Рефлексия

  • Что нового узнали сегодня на уроке?
  • Где эти знания будете применять?
  • Что осталось непонятным?

Домашнее задание

Составьте тезисный план.

В России взрослых людей принято называть по имени и отчеству. Слова «отчество» и «отечество» созвучны, похожи. Это не простое совпадение. Слово «отчество» указывает на твоего предка, а «отечество» означает страну предков, то есть отцов. Это родственные слова. Даже чувства они вызывают в наших душах одни и те же: уважение и любовь. В старину тех, кто не любил своей Родины и не помнил предков, считали некультурными и даже подозрительными людьми.

Отчество, то есть имя отца, добавленное к собственному имени, возникло очень давно, ещё в десятом веке. Звучали тогда отчества примерно так: «Иван, сын Петров», «Фёдор, сын Лукин». Но подобные имена считали полуотчествами – так называли незнатных, простых людей. Позднее из сокращённого варианта полуотчеств появились фамилии – Петров, Лукин и множество других.

А привычные для нас отчества: Степанович, Андреевич, Фёдорович – в старину могли получить только знатные люди Московской Руси. Такое отчество было сродни титулу или знаку величия. Его носили князья, аристократы, потомственные дворяне или церковнослужители. Не зря в древности спрашивали: «Как вас звать-величать?» Например, великого князя величали не только по отцу: к его имени прибавляли имена деда, прадеда и прапрадеда. Полное имя киевского князя Владимира тогда звучало так: «Князь Владимир, сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава…» С пятнадцатого века возникла традиция награждения отчествами обычных людей – в качестве награды за верную службу или особые заслуги. Человека, не отличившегося такими достижениями, до старости все звали только по имени.

Подготовка к ВПР  Задание 1  Серёжа ш..л по заброшенной дорог.. . Вдоль неё р..сли гр..мадные б..рёзы, и было им лет по двести. (Не)которые б..рёзы были такие ра(з/с)кидистые, что под тен..ю иного дер..ва могло укрыт..ся стадо коро(в/ф). Ближе к з..мле к..ра на дерев..ях была совсем ч..рной, (з/с)пёкш..йся от врем..ни. Многие дерев..я от старост.. были дуплист..ми. Заветные дупла Серёжа знал наперечёт. Зато наверху б..рёзы были (снежно)белыми. Там, у самого неба, они по-м..лодому уб..рались зел..нью, и их пл..кучие ветви ра(з/с)точали зап..х свеж..го листа.  Вскоре мальч..к вош..л в с..сновый бор и тогда см..листый жар о(б/п)дал его. Г..лова кружилась. Ему х..телось без огля(д/т)ки идти по этому светл..му бору, осв..щённому со..нцем. От ж..ры млели дерев..я и задрём..вая что(то) ш..птали вполголоса.

Подготовка к ВПР Задание 1

Серёжа ш..л по заброшенной дорог.. . Вдоль неё р..сли гр..мадные б..рёзы, и было им лет по двести. (Не)которые б..рёзы были такие ра(з/с)кидистые, что под тен..ю иного дер..ва могло укрыт..ся стадо коро(в/ф). Ближе к з..мле к..ра на дерев..ях была совсем ч..рной, (з/с)пёкш..йся от врем..ни. Многие дерев..я от старост.. были дуплист..ми. Заветные дупла Серёжа знал наперечёт. Зато наверху б..рёзы были (снежно)белыми. Там, у самого неба, они по-м..лодому уб..рались зел..нью, и их пл..кучие ветви ра(з/с)точали зап..х свеж..го листа.

Вскоре мальч..к вош..л в с..сновый бор и тогда см..листый жар о(б/п)дал его. Г..лова кружилась. Ему х..телось без огля(д/т)ки идти по этому светл..му бору, осв..щённому со..нцем. От ж..ры млели дерев..я и задрём..вая что(то) ш..птали вполголоса.

1. Слова «отчество» и «отечество» родственные. 2. Полуотчествами называли простых людей. / Возникновение фамилий и полуотчеств. 3. Отчество в Московской Руси – признак знатности человека или его особых заслуг.

1. Слова «отчество» и «отечество» родственные.

2. Полуотчествами называли простых людей. / Возникновение фамилий и полуотчеств.

3. Отчество в Московской Руси – признак знатности человека или его особых заслуг.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тезисный план текста

Автор: Шаяхметова Лариса Викторовна

Дата: 10.10.2025

Номер свидетельства: 675233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)"
    ["seo_title"] => string(64) "urokrazvitiiariechiszhatoieizlozhieniiepriiomykompriessiitieksta"
    ["file_id"] => string(6) "273668"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452255867"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) ": календарно-тематический план по истории 9 кл "
    ["seo_title"] => string(48) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-po-istorii-9-kl"
    ["file_id"] => string(6) "119387"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413395571"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка открытого урока на тему "Сложное предложение""
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka_otkrytogho_uroka_na_tiemu_slozhnoie_priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "410916"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492873079"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Календарно-тематическое планирование  всеобщей истории . 9 кл. "
    ["seo_title"] => string(69) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-vsieobshchiei-istorii-9-kl"
    ["file_id"] => string(6) "119383"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413394779"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно-тематическое планирование всеобщей истории 9 кл"
    ["seo_title"] => string(71) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-vsieobshchiei-istorii-9-kl-1"
    ["file_id"] => string(6) "306629"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458153224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства