Рабочая программа курса дополнительных занятий русского языка "Сочинения разных жанров"
Рабочая программа курса дополнительных занятий русского языка "Сочинения разных жанров"
Пояснительная записка
Программа элективного курса по русскому языку для 8 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.
Программа курса по русскому языку рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Актуальность курса.
Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.
Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».
Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе).
Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего.
Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу.
Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие учащиеся попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так.
Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса дополнительных занятий русского языка "Сочинения разных жанров"»
Рабочая программа
по курсу «Сочинения разных жанров »
для обучающихся 8 класса (ов)
Составила:
Лопатина МаринаЮрьевна
учитель русского языка и литературы_
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №9»
г. Мичуринска Тамбовской области
_____квалификационной категории
педагогический стаж – 3 года
Пояснительная записка
Программа элективного курса по русскому языку для 8 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.
Программа курса по русскому языку рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Актуальность курса.
Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.
Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».
Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе).
Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего.
Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу.
Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие учащиеся попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так.
Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.
Цели курса:
способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи;
систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;
развивать творческие способности.
Задачи курса:
научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию;
формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков;
воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя;
совершенствовать речевую культуру учащихся;
развивать коммуникативнось обучающихся.
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Развитие коммуникативной, литературоведческой компетентности учащихся через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.
Тематическое планирование
Курса дополнительного русского языка
« Сочинений разных жанров»
8 класс
(34 ч.: 1 ч. в неделю)
№
п-п
Кол-во часов
Дата
Тема занятия
Примечание
1.
1ч.
Повторение изученного о тексте и его частях. Лексические средства связи. Морфологические средства создания выразительности текста.
2.
1ч.
Стили и типы речи. Понятие о стилистической норме.
3.
1ч.
Понятие об официально-деловом стиле: особенности, жанры, сфера употребления.
4.
1ч.
Деловой стиль «наоборот» (Использование официально-делового стиля для создания комической ситуации).
5.
1ч.
Изложение адаптированного текста с последующим редактированием лексических средств.
6.
1ч.
Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально.
7.
1ч.
Сложный план. Языковые средства его оформления.
8.
1ч.
Словотворчество.
9.
1ч.
Словотворчество. Сбор материала к сочинению, его систематизация.
10.
1ч.
Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле.
11.
1ч.
Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле.
12.
1ч.
Сочинение-описание помещения в художественном и официально-деловом стилях.
13.
1ч.
Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в художественном стиле.
14.
1ч.
Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в разговорном стиле.
15.
1ч.
Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки.
16.
1ч.
Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему на основе прочитанного в художественном стиле.
17.
1ч.
Сочинение-рассуждение в научном стиле.
18.
1ч.
Сочинение юмористического рассказа на основе услышанного или увиденного.
19.
1ч.
Сочинение «страшного» рассказа по воображению в художественном стиле.
20.
1ч.
Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам.
21.
1ч.
Сочинение-рассказ по данному началу в художественном стиле.
22.
1ч.
Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям.
23.
1ч.
Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции.
24.
1ч.
Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов.
25.
1ч.
Рассказ от лица животного.
26.
1ч.
Анализ сочинения. Редактирование языковых средств.
27.
1ч.
Способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов (сценка, рассказ, статья).
28.
1ч.
Сочинение рифмованного текста-лимерика.
29.
1ч.
Сочинение на основе фантастической гипотезы. Час общения с литературными героями.
30.
1ч.
Этюд «Мой Пушкин».
31.
1ч.
Очерк о трагическом герое.
32.
1ч.
Составление речевой характеристики комических персонажей.
33.
1ч.
Литературные герои среди нас (Путешествие во времени и пространстве).
34.
1ч.
Зачетная творческая работа. Написание сочинений разных жанров.
Учебно- методическое обеспечение
1.Дубровская В.В. и др. Трудный жанр: сочинение, творческая работа, мини-исследование // Барнаул: АКИПКРО, 2005г.
2.Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему //М.:АРКТИ, 1999г.
3.Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением // Москва.: Высш. шк.,1990г.
4.Руссова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант // Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994г.
5.Торкунова Т.В. Как писать сочинение // М.: АЙРИС, 1997г.