kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Виды синтаксической связи



В предложении различаются два основных типа синтаксической связи – это сочинение и подчинение. При сочинении в связь вступают синтаксически равноправные, независимые друг от друга элементы (члены предложения), например: книга и тетрадь (лежат на столе); (читаю) газеты, журналы, книги. При подчинении в связь вступают синтаксически неравноправные элементы (один зависит от другого), например: совет друга, читать книгу. 

Подчинение имеет три разновидности синтаксических связей: согласование, управление и примыкание. 

Согласованием называется такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову, например: важный вопрос, главная улица, новые дома. Различается согласование полное и неполное. При полном согласовании подчиненное слово принимает все формы подчиняющего слова, насколько это позволяют грамматические категории обоих слов, например: отметки выставлены (согласование в числе); последние минуты (согласование в падеже и числе); тёмной ночью (согласование в роде, падеже и числе). При неполном согласовании не все возможности согласования исчерпаны, например: вижу его готовым к отъезду (согласование прилагательного готовым с местоимением его в роде и числе, но не в падеже; ср. устарелую конструкцию вижу его готового к отъезду - с полным согласованием). 

Управлением называется такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определённой падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова, например: интересоваться искусством, любовь к родине, читать письмо. Выделяются различные виды управления в зависимости от морфологической природы господствующего слова, наличия или отсутствия предлога перед зависимым словом, характера связи между обоими словами. 

Управление бывает присубстантивное (чтение книги), приадъективное (способный к музыке), приглагольное (писать пером), принаречное (ответил лучше меня). 

Различается управление непосредственное, или беспредложное (видеть картину), и посредственное, или предложное (смотреть на картину). 

Управление называется сильным, если между господствующим и зависимым словами существует необходимая связь, выражающаяся в том, что господствующее слово нуждается в распространении определённой падежной формой, например: испытывать станок, нарушать тишину, полон бодрости. При слабом управлении связь между обоими словами необязательная, она не обусловлена лексико-грамматическими особенностями господствующего слова как связь необходимая, например: солнце закатилось за лесом, часто гуляю по вечерам. 

Примыканием называется такой вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкают неизменяемые знаменательные слова (наречие, инфинитив, деепричастие), например: тихо шептать, предложить войти, говорить улыбаясь. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО »

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

Повтори: При подлежащем, выраженном сочетанием собирательного существительного (ряд, большинство, . меньшинство, часть и т. п.) и существительного в форме родительного падежа множественного числа, сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, если речь идет о предметах одушевленных и если подчеркивается активность действия:

Повтори:

При подлежащем, выраженном сочетанием собирательного существительного (ряд, большинство, . меньшинство, часть и т. п.) и существительного в форме родительного падежа множественного числа, сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, если речь идет о предметах одушевленных и если подчеркивается активность действия:

Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены . Сказуемое обычно ставится в форме единственного числа, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные:  Ряд новых домов стоял в конце деревни.
  • Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены .
  • Сказуемое обычно ставится в форме единственного числа, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные: 
  • Ряд новых домов стоял в конце деревни.
При существительных лет, дней, часов сказуемое (обычно со значением протекания времени) употребляется в форме единственного числа. Вот два года моей жизни вычеркнуто. (М.Горький). Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробило. (И.Тургенев).
  • При существительных лет, дней, часов сказуемое (обычно со значением протекания времени) употребляется в форме единственного числа.
  • Вот два года моей жизни вычеркнуто. (М.Горький).
  • Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробило. (И.Тургенев).
При числительных два, три, четыре сказуемое обычно употребляется в форме множественного числа. Три дома на вечер зовут. В душе его боролись два чувства – добра и зла. (Л.Толстой).
  • При числительных два, три, четыре сказуемое обычно употребляется в форме множественного числа.
  • Три дома на вечер зовут.
  • В душе его боролись два чувства – добра и зла. (Л.Толстой).
При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа. Возможны конструкции с формой среднего рода. Это было крупное международное состязание, в котором участвовал двадцать один представитель тридцати стран мира. Ему исполнилось двадцать один год.
  • При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа. Возможны конструкции с формой среднего рода.
  • Это было крупное международное состязание, в котором участвовал двадцать один представитель тридцати стран мира.
  • Ему исполнилось двадцать один год.

При словах  тысяча, миллион, миллиард   сказуемое обычно ставится в форме единственного числа и согласуется в роде:  Получена тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущен миллион рублей на благоустройство посёлка.
  • При словах  тысяча, миллион, миллиард   сказуемое обычно ставится в форме единственного числа и согласуется в роде: 
  • Получена тысяча книг для школьной библиотеки.
  • Отпущен миллион рублей на благоустройство посёлка.
При словах много, мало, немного, немало, сколько, несколько, столько сказуемое стоит, как правило, в единственном числе. Как мало нас от битвы уцелело. (А.Пушкин). Сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти? (М. Горький). Несколько пуль провизжало над моей головой. (М.Лермонтов).
  • При словах много, мало, немного, немало, сколько, несколько, столько сказуемое стоит, как правило, в единственном числе.
  • Как мало нас от битвы уцелело. (А.Пушкин).
  • Сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти? (М. Горький).
  • Несколько пуль провизжало над моей головой. (М.Лермонтов).
Если подлежащее выражено сложным существи­тельным, первой частью которого является  пол-,  то сказуемое обычно ставится в форме единственного числа:  На блюдце  лежит пол-яблока,  а  в  прошед­шем времени — в форме среднего рода:  полдома сго­рело; полжизни
  • Если подлежащее выражено сложным существи­тельным, первой частью которого является  пол-,  то сказуемое обычно ставится в форме единственного числа:  На блюдце  лежит пол-яблока,  а  в  прошед­шем времени — в форме среднего рода:  полдома сго­рело; полжизни
Если при этих словах имеется определение в форме именительного падежа множественного числа, то сказуемое ставится в форме множественного числа:  Полгода, проведённые в деревне,  восстановили  здоровье больного.
  • Если при этих словах имеется определение в форме именительного падежа множественного числа, то сказуемое ставится в форме множественного числа: 
  • Полгода, проведённые в деревне,  восстановили  здоровье больного.
При существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от пола того лица, о котором идет речь:   Агроном  сделал  доклад. Директор вызвал  секретаря.
  • При существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от пола того лица, о котором идет речь:  
  • Агроном  сделал  доклад.
  • Директор вызвал  секретаря.
В разговорной речи встречается в этих случаях постановка сказуемого в форме женского рода, когда известно, что речь идет о женщине:  Наш профессор  (дама ещё молодая)  написала  книгу.
  • В разговорной речи встречается в этих случаях постановка сказуемого в форме женского рода, когда известно, что речь идет о женщине: 
  • Наш профессор  (дама ещё молодая)  написала  книгу.
При наличии имени собственного лица, при котором название профессии и т. п. выступает в роли приложения, сказуемое согласуется с собственным именем:  Агроном Сергеева прочла  лекцию.  
  • При наличии имени собственного лица, при котором название профессии и т. п. выступает в роли приложения, сказуемое согласуется с собственным именем: 
  • Агроном Сергеева прочла  лекцию.  
При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или является конкретным обозначением предмета:  автомат-закусочная открыта; концерт-обозрение показано; песня-романс стала весьма популярной; витрина-стенд помещена в вестибюле; плащ-палатка лежала.
  • При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или является конкретным обозначением предмета: 
  • автомат-закусочная открыта; концерт-обозрение показано; песня-романс стала весьма популярной; витрина-стенд помещена в вестибюле;
  • плащ-палатка лежала.
Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм глагола

Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм глагола

  • Ряд столов  (стоял — стояли)  посередине комнаты.
  • Пять учеников  (подошло  —  подошли)  к экзаменационному столу.
  • Двадцать две тетради, проверенные учителем,  (лежало  —  лежали)  в шкафу.
  • На конференцию  (прибыл  —  прибыли)  двадцать один делегат.
  • Тысяча солдат  (бросилось  —  бросилась  —  бросились)  в атаку.
( Прошло  —  прошли)  два месяца. На экскурсию  (пошло  —  пошли)  всего десять человек. Полчаса, проведённые в обществе такого интересного рассказчика,  (прошло  —  прошли)  незаметно. Пятерка истребителей (сопровождала  —  сопровождали)  эскадру.    Много выпускников нашей школы  (пошло —
  • ( Прошло  —  прошли)  два месяца.
  • На экскурсию  (пошло  —  пошли)  всего десять человек.
  • Полчаса, проведённые в обществе такого интересного рассказчика,  (прошло  —  прошли)  незаметно.
  • Пятерка истребителей (сопровождала  —  сопровождали)  эскадру. 
  •   Много выпускников нашей школы  (пошло —

пошли)  работать на автозавод .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

Автор: ТАРАСЕВИЧ АННА БОРИСОВНА

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136706

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Разработка урока русского языка  в 11 классе на тему : «Правила согласования подлежащего и сказуемого» "
    ["seo_title"] => string(112) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-na-tiemu-pravila-soghlasovaniia-podliezhashchiegho-i-skazuiemogho"
    ["file_id"] => string(6) "241623"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445275550"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Трудные случай согласования подлежащего со сказуемым. "
    ["seo_title"] => string(64) "trudnyie-sluchai-soghlasovaniia-podliezhashchiegho-so-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "240542"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445044278"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Составное глагольное сказуемое "
    ["seo_title"] => string(36) "sostavnoie-ghlaghol-noie-skazuiemoie"
    ["file_id"] => string(6) "193343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427629070"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Тема: Подлежащее, выраженное другими частями речи. "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-podliezhashchieie-vyrazhiennoie-drughimi-chastiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "237538"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444326528"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства