Данная презентация может быть использована на уроке закрепления знаний по теме "Сложные предложения с разными видами связи" в 9 классе. Работа построена на выполнении разных заданий, в том числе и творческих,направленных на обобщение и закрепление материала по теме.Урок по презентации каждый учитель может построить по-своему. Это зависит от особенностей класса.
Просмотр содержимого презентации
«Сложные предложения с разными видами связи 2 урок по теме Хацкевич К.Аннн.»
Сложные предложения с разными видами связи
Урок закрепления знаний.
Учитель МОУ СОШ 82 пгт. Ксеньевка
Хацкевич Ксения Анатольевна
Задание № 1. Прочитайте предложения. Укажите, из скольких основных частей состоит предложение. Определите виды связи в предложении. Объясните постановку знаков препинания.
- Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко.
- После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.
- Костёр горел ярко, и чем ближе я подъезжал к нему, тем резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка.
Задание 2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите виды связи в предложениях. Составьте схемы предложений.
- Солнце катилось и ночь последовала за днём без промежутка как это обыкновенно бывает на юге.
- Уже давно село солнце но ещё лес не успел стихнуть горлинки журчали вблизи кукушка куковала в отдаленье.
- Когда он проснулся уже всходило солнце курган заслонял его собой.
Ключ к заданию № 2
- Солнце катилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.
- Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи кукушка, куковала в отдаленье.
- Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собой.
ЗАДАНИЕ № 3. Работа в парах. Соберите предложение из слов по схеме [ ], ( ) : [ ]
Жизнь – пример начал как человек отрешился он жить только по сердца наносного Пришвин того от велению.
Ключ к заданию № 3
Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца.
Задание № 4. Сравните предложения . Объясните постановку знаков препинания .
- Женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова её были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце.
- Женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и хотя слова её были привычными, но у Сабурова от них вдруг защемило сердце.
Ключ к заданию №4.
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.
Алгоритм выполнения синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи
Алгоритм работы.
1)Прочитайте предложение с правильной интонацией.
2)Простое или сложное (если сложное, назвать простые в нем).
3)Союзное или бессоюзное.
4)Если союзное , то сложносочиненное или сложноподчиненное.
5) Простые предложения в составе сложного. (выделить грамматические основы в простых предложениях).
6)Если сложносочиненное , то назвать смысловые отношения между простыми. Указать средства связи между простыми предложениями. Если сложноподчиненное , то назвать главное и придаточное, указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного. Если бессоюзное , то определить смысловые отношения между простыми. Если предложение с разными видами связи , то выделить смысловые части. Каждую часть разбить как соответствующее простое или сложное предложение.
7)Составьте схему предложения.
Задание № 5. Запишите в тетради предложение, произведите его синтаксический разбор.
Уже все было готово к нашему отлету упаковано снаряжение продукты инструменты личные вещи но ледяной аэродром не реке где нас с Василием Николаевичем должны были высадить затопила наледь и теперь там невозможно было посадить самолет.
Ключ к заданию № 5
Уже все было готово к нашему отлету :
упаковано снаряжение , продукты , инструменты , личные вещи , но ледяной аэродром на реке , где нас с Василием Николаевичем должны были высадить , затопила наледь , и теперь там невозможно было посадить самолет.
Задание № 6.
Работа по развитию речи. Выполните упр. № 247, стр. 111.
Рефлексия.
- Сегодня я попробовал….
- У меня получилось…
- Было трудно…
- Было интересно…
- Мне захотелось…
Подведение итогов. Домашнее задание.
§ 18, упр. 248.
Спасибо за внимание!!!
.