kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словосочетание. Подчинительное словосочетание в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словосочетание. ПОДЧИНЕННОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель деятельности
учителя

Создание условий для усвоения понятия словосочетания, отличия словосочетания от предложения и слова.

Формирование представления о словосочетании как синтаксической единице.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Личностные результаты

Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.

  • установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
  • умение ориентироваться в сумме своих знаний, осуществлять анализ своей деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

Умение:

  • прогнозировать учебную ситуацию;
  • самостоятельное выделять и формулировать познавательную цель;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • делать выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
  • обобщать полученную информацию.

Регулятивные результаты

Умение:

  • работать по предложенному учителем плану;
  • выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;
  • формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.

Коммуникативные результаты

Умение:

  • аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;
  • адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;
  • планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения;
  • согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.

Предметные результаты

  • Формирование представления о словосочетании
  • Знание признаков словосочетания, его отличия от слова и предложения.
  • Усвоение понятий «именные словосочетания», «глагольные словосочетания».
  • Формирование умение аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстра-ционный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Словосочетание, подчинительное словосочетание, главное и зависимое слово

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание. Подчинительное словосочетание в 5 классе»

2-й столбик 1-й столбик   бескрайнее море, морская вода, белоснежный песок, плавать в море, загорать на пляже,  яркое солнце и др . море, берег, вода, волны, лодка, облака, солнце, песок, пальмы и др .

2-й столбик

1-й столбик

бескрайнее море, морская вода, белоснежный песок, плавать в море, загорать на пляже,

яркое солнце и др .

море, берег, вода, волны, лодка, облака, солнце, песок, пальмы и др .

Шестнадцатое ноября.  Классная работа.  Словосочетание. Подчинительное словосочетание.

Шестнадцатое ноября. Классная работа.

Словосочетание. Подчинительное словосочетание.

Цель урока  1. Повторить всё о … 2. Развивать умения… отличать от…и … .

Цель урока

1. Повторить всё о …

2. Развивать умения… отличать от…и … .

План урока 1.Что такое словосочетание? 2. Как связаны слова в словосочетании? 3.Что такое подчинительное словосочетание? 4.Из каких частей состоит словосочетание? 5. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? 6. Виды словосочетаний по главному слову.

План урока

1.Что такое словосочетание?

2. Как связаны слова в словосочетании?

3.Что такое подчинительное словосочетание?

4.Из каких частей состоит словосочетание?

5. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

6. Виды словосочетаний по главному слову.

Знал (а) Узнал (а) Хочу узнать

Знал (а)

Узнал (а)

Хочу узнать

Задание  1. Объясните выбор орфограмм в этих словах.  2. Можно ли составить из данных пар слов словосочетания, не изменяя эти слова?  3. Что надо сделать, чтобы их этих пар слов были образованы словосочетания? Пом..гаешь, друг; чудесный, картина;  пр..сить, помощь; неизвес..ный, мес..ность;  смелая, г..рой.

Задание 1. Объясните выбор орфограмм в этих словах. 2. Можно ли составить из данных пар слов словосочетания, не изменяя эти слова? 3. Что надо сделать, чтобы их этих пар слов были образованы словосочетания?

Пом..гаешь, друг;

чудесный, картина;

пр..сить, помощь;

неизвес..ный, мес..ность;

смелая, г..рой.

Проверка пом о гаешь друг у ; чудесн ая картина; пр о сить о помощ и ; неизвес т н ая мес т ность; смел ый г е рой. Вывод: изменить окончания в зависимых словах или употребить их с определенными предлогами.

Проверка

  • пом о гаешь друг у ;
  • чудесн ая картина;
  • пр о сить о помощ и ;
  • неизвес т н ая мес т ность;
  • смел ый г е рой.

Вывод: изменить окончания в зависимых словах или употребить их с определенными предлогами.

Словосочетание   — это соединение двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Словосочетание   — это соединение двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Какая? Из каких частей состоит словосочетание? чудесн ая картина; пр о сить о помощ и ; Вывод:  словосочетание, в котором одно слово подчиняется другому, называется подчинительным . В подчинительном словосочетании выделяют главное и зависимое слово . Главное слово обозначается «Х». О чем?

Какая?

Из каких частей состоит словосочетание?

чудесн ая картина;

пр о сить о помощ и ;

Вывод: словосочетание, в котором одно слово подчиняется другому, называется подчинительным .

В подчинительном словосочетании выделяют главное и зависимое слово .

Главное слово обозначается «Х».

О чем?

Физкультминутка

Физкультминутка

Работа с учебником Задание: выполните упражнение 271, стр. 84 (устно); Упр. 272 (письменно).

Работа с учебником

Задание: выполните упражнение 271, стр. 84 (устно);

Упр. 272 (письменно).

Светлые заливы в камышах блестят.  светлые заливы; в камышах блестят; заливы блестят . Вывод: словосочетанием не является: грамматическая основа предложения. Задание. Выполнить синтаксический разбор предложения. Найдите словосочетания в предложении .

Светлые заливы в камышах блестят.

светлые заливы;

в камышах блестят;

заливы блестят .

Вывод: словосочетанием не является: грамматическая основа предложения.

Задание. Выполнить синтаксический разбор предложения. Найдите словосочетания в предложении .

ТЗ. Распределите данные словосочетания в два столбика. В первый столбик выпишите словосочетания, в котором главным словом является существительное, а во втором -глаголом.Устно составить небольшой рассказ. Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, гигантские кедры, дрожать от холода, узкая тропинка, морозный день.

ТЗ. Распределите данные словосочетания в два столбика. В первый столбик выпишите словосочетания, в котором главным словом является существительное, а во втором -глаголом.Устно составить небольшой рассказ.

Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, гигантские кедры, дрожать от холода, узкая тропинка, морозный день.

Виды словосочетаний В Именные Глагольные Громадные ели тянуться по дороге гигантские кедры освещать местность морозный день дрожать от холода узкая тропинка Вывод: если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.

Виды словосочетаний

В

Именные

Глагольные

Громадные ели

тянуться по дороге

гигантские кедры

освещать местность

морозный день

дрожать от холода

узкая тропинка

Вывод: если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.

Работа в парах Задание. Озаглавить текст. Из первых двух предложений выписать все словосочетания, определить вид словосочетания по главному слову. Наступила поздняя осень, выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поредел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба ещё держатся багровые листья. по Е. Спангенбергу

Работа в парах

Задание. Озаглавить текст. Из первых двух предложений выписать все словосочетания, определить вид словосочетания по главному слову.

Наступила поздняя осень, выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поредел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба ещё держатся багровые листья.

по Е. Спангенбергу

Тест  1.В каком словосочетании неверно выделено главное слово:  А) Шагать быстро;  Б) Серебристая река;  В) Мокрый от дождя;  Г) Задорно танцевать.  2.Какое сочетание слов не является словосочетанием:  А) Посетить музей;  Б) Выставочный зал;  В) Недалеко от дома;  Г) Школа закрылась.  3.Укажите именное словосочетание:  А) Играть в снежки;  Б) Подвижные дети;  В) Смотрит далеко;  Г) Гуляешь с друзьями.  4.Укажите глагольное словосочетание:  А) Горячий чай;  Б) Лежит на лужайке;  В) Игра в волейбол;  Г) Помощь родителям.

Тест

1.В каком словосочетании неверно выделено главное слово:

А) Шагать быстро;

Б) Серебристая река;

В) Мокрый от дождя;

Г) Задорно танцевать.

2.Какое сочетание слов не является словосочетанием:

А) Посетить музей;

Б) Выставочный зал;

В) Недалеко от дома;

Г) Школа закрылась.

3.Укажите именное словосочетание:

А) Играть в снежки;

Б) Подвижные дети;

В) Смотрит далеко;

Г) Гуляешь с друзьями.

4.Укажите глагольное словосочетание:

А) Горячий чай;

Б) Лежит на лужайке;

В) Игра в волейбол;

Г) Помощь родителям.

Ответы:

Ответы:

  • А;
  • Г;
  • Б;
  • Б.
Критерии оценивания теста: Ошибки отсутствуют «5» 1ошибка «4» 2-3 ошибки «3» «2»

Критерии оценивания теста:

  • Ошибки отсутствуют

«5»

  • 1ошибка

«4»

  • 2-3 ошибки

«3»

«2»

  • 4 ошибки
Домашнее задание 1. Прочитать § 19 стр.30-31. 2. Выполнить устно упр. 273 стр.84 3. Выполнить письменно упр. 279 стр.86 (творческая работа)

Домашнее задание

1. Прочитать § 19 стр.30-31.

2. Выполнить устно упр. 273 стр.84

3. Выполнить письменно упр. 279 стр.86

(творческая работа)

Продолжите предложения: Сегодня на уроке мы вспомнили…  Сегодня на уроке мы говорили о …

Продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке мы вспомнили…

  • Сегодня на уроке мы говорили о …

  • Сегодня на уроке я узнал(а) …
Спасибо за урок

Спасибо за урок


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Словосочетание. Подчинительное словосочетание в 5 классе

Автор: Романова Екатерина Ивановна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258086

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Словосочетание. Подчинительное словосочетание"
    ["seo_title"] => string(53) "slovosochietaniie-podchinitiel-noie-slovosochietaniie"
    ["file_id"] => string(6) "258078"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448446340"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Словосочетание. Подчинительное словосочетание"
    ["seo_title"] => string(55) "slovosochietaniie-podchinitiel-noie-slovosochietaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "258079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448446348"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Словосочетание. Подчинительное словосочетание"
    ["seo_title"] => string(55) "slovosochietaniie-podchinitiel-noie-slovosochietaniie-2"
    ["file_id"] => string(6) "258080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448446357"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок "Способы подчинительной связи в словосочетании" "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-sposoby-podchinitiel-noi-sviazi-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "159994"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421992065"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Способы подчинительной связи "
    ["seo_title"] => string(31) "sposoby-podchinitiel-noi-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "149022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419924416"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства