Учебно-методический комплекс по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. Презентация подготовлена к уроку русского языка в пятом классе по теме "Словосочетание. Подчинительное словосочетание". В презентации содержатся различные формы работы учащихся. Презентация состоит из двадцати двух слайдов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Словосочетание. Подчинительное словосочетание»
2-й столбик
1-й столбик
бескрайнее море, морская вода, белоснежный песок, плавать в море, загорать на пляже,
яркое солнце и др .
море, берег, вода, волны, лодка, облака, солнце, песок, пальмы и др .
Шестнадцатое ноября.Классная работа.
Словосочетание. Подчинительное словосочетание.
Цель урока
1. Повторить всё о …
2. Развивать умения… отличать от…и ….
План урока
1.Что такое словосочетание?
2. Как связаны слова в словосочетании?
3.Что такое подчинительное словосочетание?
4.Из каких частей состоит словосочетание?
5. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
6. Виды словосочетаний по главному слову.
Знал (а)
Узнал (а)
Хочу узнать
Задание 1. Объясните выбор орфограмм в этих словах. 2. Можно ли составить из данных пар слов словосочетания, не изменяя эти слова? 3. Что надо сделать, чтобы их этих пар слов были образованы словосочетания?
Пом..гаешь, друг;
чудесный, картина;
пр..сить, помощь;
неизвес..ный, мес..ность;
смелая, г..рой.
Проверка
пом о гаешь друг у ;
чудесн ая картина;
пр о сить о помощ и ;
неизвес т н ая мес т ность;
смел ый г е рой.
Вывод: изменить окончания в зависимых словах или употребить их с определенными предлогами.
Словосочетание — это соединение двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Какая?
Из каких частей состоит словосочетание?
чудесн ая картина;
пр о сить о помощ и ;
Вывод: словосочетание, в котором одно слово подчиняется другому, называется подчинительным .
В подчинительном словосочетании выделяют главное и зависимое слово .
Вывод: словосочетанием не является: грамматическая основа предложения.
Задание. Выполнить синтаксический разбор предложения. Найдите словосочетания в предложении .
ТЗ. Распределите данные словосочетания в два столбика. В первый столбик выпишите словосочетания, в котором главным словом является существительное, а во втором -глаголом.Устно составить небольшой рассказ.
Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, гигантские кедры, дрожать от холода, узкая тропинка, морозный день.
Виды словосочетаний
В
Именные
Глагольные
Громадные ели
тянуться по дороге
гигантские кедры
освещать местность
морозный день
дрожать от холода
узкая тропинка
Вывод: если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.
Работа в парах
Задание. Озаглавить текст. Из первых двух предложений выписать все словосочетания, определить вид словосочетания по главному слову.
Наступила поздняя осень, выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поредел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба ещё держатся багровые листья.