Просмотр содержимого документа
«Развитие связной устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка/ »
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Красносельская ООШ» Выборгского района Ленинградской области Терещенкова Елена Леонидовна
Развитие
связной
устной
и письменной
речи
учащихся на уроках русского
языка
Русский язык:
объект изучения;
средство обучения:
обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка
развивает абстрактное мышление, память,
воображение
формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности. самообразования и самореализации
личности
Формы занятий: - практикумы; - групповая работа; - работа в парах; - индивидуальная работа
Методы обучения
- Традиционный (имитационный) метод усвоения речи ( сочинение и изложение по образцу) - моделирование речевого высказывания ( сочинения нетрадиционных жанров )
Виды деятельности:
ответы на вопросы, толкование слов;
анализ художественного произведения, составление плана;
устный пересказ прочитанного;
устный рассказ по картине, по наблюдениям, по данному началу и концу, по плану, по сюжету;
элементы исследовательской работы;
работа с фразеологизмами, с этимологией слова;
словесное рисование, импровизация;
создание собственных творческих работ (сочинения, отзывы по прочитанному, статьи);
инсценирование, заочные и очные экскурсии;
подготовка сообщений;
выступления детей.
Работа по картине
Упражнения на развитие воображения
составьте воображаемый
диалог между персонажами
картины
вообразите дальнейшее
развитие событий
расскажите о событиях,
которые могли бы предшест-
вовать изображенному на
картине
в роли какого героя вы
хотели бы оказаться и
почему?
Формы работы на говорение
сообщение учащегося о творчестве художника с описанием картины
рассказ о картине, которая изображает ваше любимое время года
тематические беседы: «Как научиться понимать картины?», «Роль живописи в жизни человека» и др.
диспуты, дискуссии «Помогают ли художники сохранять земную красоту?»
ролевая игра «Я –экскурсовод», «Картина заговорила», «Художник пишет картину».
интервью у художника, у посетителя выставки, у директора музея, у экскурсовода
Исследовательская работа
Тема исследования : «Чистота» современной русской речи.
Тема работы: «Словесный мусор как угроза языку».
Особенность работы: исследование того, что считали «словесным сором» в языке Петр I, М.Ломоносов, Корней Чуковский.
Результат работы: создание словаря типичных ошибок в речи одноклассников.
Работа над художественным анализом текста
направлена на образовательное, духовное и эстетическое развитие учащихся, а также на выработку у учащихся следующих основных умений:
анализ произведения в контексте сюжетно-композиционного единства;
умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее – интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции;
умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров
Основные приемы развития творческих способностей
Написание сочинений, изложений.
Рецензирование сочинений.
Лингвистические игры
Творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.
Творческие задания на дом.
Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми
Свободное сочинительство – пиши, что хочешь!
«Мой дневник» – пиши о том, что сейчас вспомнил.
«Фантазия – картинка» - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении.
Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников.
Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам.
Музыкальное сочинение
Сочинение – продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
Сочинение – ассоциация по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.
Формы проведения творческих уроков
Уроки – сказки, конкурсы, уроки-путешествия
Деловые игры
Уроки –семинары
Уроки - праздники
Применение информационных технологий
Способствуют совершенствованию практических умений и навыков;
Позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;
Повышают интерес к урокам русского языка;
Активизируют познавательную деятельность учащихся;
Развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активности;
Способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации;
Помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
Развивает логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}