Просмотр содержимого документа
««Развитие коммуникативных компетенций у обучающихся 5-9 классов в системе подготовки к итоговой аттестации»»
«Развитие коммуникативных компетенций у обучающихся
5-9 классов в системе подготовки к итоговой аттестации»
Цели и задачи данной работы
Цель: Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через работу с текстом.
Задачи:
1) Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.
2) Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
Компетенция – возможность установления субъектом деятельности связи между знанием
и ситуацией или способность найти ориентировочную основу действий, процедуру, разрешающую проблему в конкретной ситуации.
Актуальность и обоснование проблемы
Развитие коммуникативных компетенций у учащихся – одна из ключевых задач в обучении и овладении языком. Умение грамотно, связно излагать мысли, анализировать проблему, поднятую автором в тексте, понимать авторскую позицию. Умение выражать и аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка – комплексный показатель уровня подготовленности выпускника .
Компетентностный подход является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Выявление сформированности компетенций является основной целью государственной итоговой аттестации.
Развитие связной речи учащихся, навыков самостоятельной работы по созданию текстов разных жанров и стилей и в целом формирование коммуникативных компетенций – актуальная проблема современного образования.
Устная и письменная речь –
это две формы существования языка.
Требования к устной и письменной речи:
1) содержательность речи;
2) её ясность, точность, убедительность;
3) выразительность, благозвучие .
Опыт работы доказывает, что обучение, построенное на основе принципа преемственности, с опорой на знания, полученные учащимися в начальной школе, позволяет поэтапно, качественно развивать коммуникативные навыки, начиная с 5 класса.
Опыт работы доказывает, что обучение, построенное на основе принципа преемственности, с опорой на знания, полученные учащимися в начальной школе, позволяет поэтапно, качественно развивать коммуникативные навыки, начиная с 5 класса.
Формирование речевой компетенции на уроках русского языка осуществляется через изложения разных видов, сочинения – миниатюры, сочинения – рассуждения, сочинения по данному началу, сочинения – описания и др.
Сочинения – рассуждения предполагают наличие у пишущего умений рассуждать, мыслить самостоятельно, отстаивать свою точку зрения.
Сочинения – рассуждения имеют свою специфику: автор должен умело сформулировать ведущий тезис сочинения, обоснованно отобрать аргументы, продумать построение работы, потому что нарушение логической последовательности в рассуждении, недостатки языкового характера снижают уровень работы, лишают доводы автора значительной доли убедительности.
Текст – основная единица обучения языку и речи
Правила , которыми руководствуюсь при использовании текста на уроках русского языка: для анализа беру образцовые тексты; определяем основную мысль текста; привлекаю обучающихся к объяснению структуры текста, к нахождению ключевых слов, к установлению лингвистических средств связности.
Ключевые слова : лето, новые друзья, задушевные разговоры, костер, расставание.
Дается первое и последнее предложения, которые тематически могут быть не связаны. Прошу составить и озаглавить текст.
Например:
первое предложение – «Прилетит вдруг волшебник»,
последнее – «Город был взят».
По итогам изучения рассуждения в 5-8 классах
ученики должны овладеть следующими
понятиями и навыками: отличать рассуждение
от других типов речи, знать особенности
употребления рассуждения в научном,
художественном и публицистическом стиле,
определять тему основную мысль, авторскую
позицию в тексте, находить в тексте
структурные элементы рассуждения, уметь
строить устный ответ на лингвистическую тему, используя тип речи рассуждение.
Примеры заданий
Например, при изучении темы «Сложносочиненное предложение» предлагаю учащимся задание: прочитайте отрывок из повести В.Распутина «Уроки французского». Выполните задания по группам:
1 группа – тема текста, заглавие, которое отражает тему,
2 группа – главная мысль текста,
3 группа - стиль текста (обоснуйте),
4 группа – тип текста.
При изучении «Обособленные члены предложения»: проанализируйте предложения с обособленными приложениями. Составьте или найдите в произведениях художественной литературы предложения с обособленными приложениями. Напишите небольшое сочинение – рассуждение «Обособленные определения и приложения. Их сходство и различия».
Примерные виды заданий, которые можно использовать на уроках: определить роль вводных слов, однородных членов предложения, обращений и др. Постройте тезис и приведите письменные доказательства, подтверждающие его. Определите стиль вашего рассуждения. Постарайтесь сочинить текст, используя, например, вводные и вставные конструкции и др.
Написание сочинения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее сложных заданий экзамена: оно выявляет целый ряд общеучебных требований; требует с опорой на курс лингвистики раскрыть смысл высказывания, доказать его; обучающие должны оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать собственные суждения с помощью аргументов из исходного текста.
Мониторинг результатов государственной итоговой аттестации за курс основной школы
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос в 2013 г. все учащиеся набрали баллы по данному критерию, процент учащихся набравших 2 балла увеличился с 0 % до 79 %, уменьшился процент обучающихся набравших 1 балл с 68 % до 21 %.
Мониторинг результатов государственной итоговой аттестации за курс основной школы
Наличие примеров-аргументов в 2013 г. в сравнении с 2011г. 26 % (5 человек ) учащихся набрали 3 балла, уменьшился процент учащихся набравших 2 балла с 64 % (14 человек) до 58 % (11 человек). Один ученик по данному критерию набрал 0 баллов (5 %), т.к. в 2011г. сдавали учащиеся, которые по русскому языку имели только «4» или «5», а в 2013 г. сдавали 19 человек из 22.
Мониторинг результатов государственной итоговой аттестации за курс основной школы
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения снижение процентного показателя по данному критерию связана с тем, что в 2011 году в новой форме сдавали экзамены по желанию, это были учащиеся, которые учились на «4» и «5» не только по русскому языку, но и другим предметам, следовательно, у данных детей была достаточно хорошо развита речь.
Мониторинг результатов государственной итоговой аттестации за курс основной школы
Композиционная стройность работы в 2011 году все учащиеся в тексте допустили в построении текста 1 ошибку, в 2013 г. – 84 % учащихся (16 человек) не допустили ошибок в построении текста, 16 % учащихся (3 человека) допустили в построении текста 1 ошибку.
Мониторинг результатов государственной итоговой аттестации за курс основной школы
Соблюдение речевых норм по данному критерию увеличился процент учащихся набравших 2 балла с 68 % в 2011 г. до 89 % в 2013 г., уменьшилось количество учащихся, которые допустили 3-4 речевые ошибки с 7 человек в 2011 г. до 2 человек в 2013 г., отсутствуют ребята, которые допустили бы 5 и более речевых ошибок.