kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка "Формирование коммуникативной компетенции через систему творческих заданий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетентность равна коммуникативная способность + коммуникативное знание + коммуникативное умение, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Формирование коммуникативной компетенции через систему творческих заданий" »

Формирование коммуникативной компетенции через систему творческих заданий  при подготовке учащихся к итоговому изложению за курс основной школы   АВТОР: Казанцева Ольга Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Слюдянки.

Формирование коммуникативной компетенции через систему творческих заданий при подготовке учащихся к итоговому изложению за курс основной

школы

АВТОР: Казанцева Ольга Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Слюдянки.

Учебный предмет «Русский язык» Подсознательно – практическая  направленность Знания о родном языке Языковые и речевые умения

Учебный предмет

«Русский язык»

Подсознательно – практическая

направленность

Знания о

родном

языке

Языковые

и речевые

умения

Компетентнтностный подход = Знания Опыт +

Компетентнтностный

подход

=

Знания

Опыт

+

Программа общеобразовательных  учреждений «Русский язык» Компетенции Языковая Культуровед- ческая Лингвистическая Коммуникативная

Программа общеобразовательных

учреждений «Русский язык»

Компетенции

Языковая

Культуровед-

ческая

Лингвистическая

Коммуникативная

Русский язык  Федеральный компонент государственного стандарта Программы  общеобразовательных учреждений  Русский язык

Русский язык

Федеральный

компонент

государственного

стандарта

Программы

общеобразовательных

учреждений

Русский язык

Содержание, обеспечивающее  формирование коммуникативной компетенции. Речевое общение. Сферы, стили, жанры. Культура речи и ее  критерии. Текст как продукт  речевой  деятельности. Повествование, Описание, Рассуждение, их Признаки. Структура текста

Содержание, обеспечивающее

формирование

коммуникативной компетенции.

Речевое общение.

Сферы, стили,

жанры.

Культура речи и ее

критерии.

Текст как продукт

речевой

деятельности.

Повествование,

Описание,

Рассуждение, их

Признаки.

Структура текста

Основные виды информации План Аннотация Конспект

Основные виды информации

План

Аннотация

Конспект

Овладение основными видами речевой деятельности Аудирование  Чтение Говорение Письмо

Овладение основными видами

речевой деятельности

Аудирование

Чтение

Говорение

Письмо

Умение работать с различными источниками информации Виды чтения: ознакомитель- ный, просмотровый, изучающий.  Другие источники Приемы работы с учебной книгой СМИ и ресурсы Интернета

Умение работать с различными

источниками информации

Виды чтения:

ознакомитель-

ный,

просмотровый,

изучающий.

Другие

источники

Приемы

работы

с учебной

книгой

СМИ и

ресурсы

Интернета

Устная речь Создание устных монологических и диалоговых высказываний в соответствии с целями, сферой  и ситуаций общения.

Устная речь

Создание устных монологических и

диалоговых высказываний

в соответствии с целями, сферой

и ситуаций общения.

Формирование умений и навыков связанного Изложения мыслей в письменной форме Изложение содержания  прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное  изложение ) Сочинение. Создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва,  рецензии, аннотации, письма, расписки,  заявления.

Формирование умений и навыков связанного

Изложения мыслей в письменной форме

Изложение

содержания

прослушанного или

прочитанного текста

(подробное, сжатое,

выборочное

изложение )

Сочинение.

Создание текстов разных

стилей и жанров:

тезисов, конспекта,

отзыва,

рецензии, аннотации,

письма, расписки,

заявления.

Изложение – один из традиционных видов письменных работ в школе –  в последние годы переживает настоящий «бум». Оно стало привычной формой выпускного экзамена.

Изложение – один из традиционных видов письменных работ в школе –

в последние годы переживает настоящий «бум». Оно стало привычной формой выпускного экзамена.

Объекты проверки Проверка лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Текстовые задания в той или иной степени связаны с проверкой всех видов компетенций. Наиболее важным результатом подобных заданий является проверка именно коммуникативной компетенции, понимаемой преимущественно как:  - владение разными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо);  - умением воспринимать (понимать) чужую речь;  - умением создавать собственные  аргументированные высказывания  на основе прочитанного текста.

Объекты проверки

  • Проверка лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Текстовые задания в той или иной степени связаны с проверкой всех видов компетенций.
  • Наиболее важным результатом подобных заданий является проверка именно коммуникативной компетенции, понимаемой преимущественно как:

- владение разными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо);

- умением воспринимать (понимать) чужую речь;

- умением создавать собственные

аргументированные высказывания

на основе прочитанного текста.

Однако на завершающем этапе необходимо сосредоточиться на специфике именно теперешнего экзамена. Сегодня еще раз изучим весь круг вопросов, с ним связанных, чтобы экзамен оказался успешным для выпускников и их учителей

Однако на завершающем этапе необходимо сосредоточиться на специфике именно теперешнего экзамена. Сегодня еще раз изучим весь круг вопросов, с ним связанных, чтобы экзамен оказался успешным для выпускников и их учителей

Общие методические подходы  к работе с текстом     Учителя-словесники привыкли обучать детей пониманию чужих текстов и созданию своих. С начальной школы мы учим читать, понимать основные мысли текста, делить его на части, составлять план, пересказывать – сначала устно,  потом письменно.

Общие методические подходы к работе с текстом

Учителя-словесники привыкли обучать детей пониманию чужих текстов и созданию своих. С начальной школы мы учим читать, понимать основные мысли текста, делить его на части, составлять план, пересказывать – сначала устно,

потом письменно.

Кроме обычных изложений, учителя давно используют такие задания, как различные виды трансформации текста: выборочное изложение, сжатое изложение, составление плана, тезисов, конспекта; «перевод» текста  в иной функциональный стиль.

Кроме обычных изложений, учителя давно используют такие задания, как различные виды трансформации текста: выборочное изложение, сжатое изложение, составление плана, тезисов, конспекта; «перевод» текста

в иной функциональный стиль.

Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.

Современные подходы к написанию изложения.

Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.

Во всех трех версиях итоговой аттестации в 9-м классе изложение является первой частью экзаменационной работы. По программе средней школы учащиеся пишут изложения с 1-го класса, поэтому данный вид  работы привычен и для девятиклассников,  и для учителей.

Во всех трех версиях итоговой аттестации в 9-м классе изложение является первой частью экзаменационной работы.

  • По программе средней школы учащиеся пишут изложения с 1-го класса, поэтому данный вид

работы привычен и для девятиклассников,

и для учителей.

Несколько вопросов, которые неизбежно встают перед каждым учителем при обучении изложению. Что для моих учеников сложнее: изложение или сочинение? Для чего пишется изложение? Какие умения мы развиваем, обучая детей воспроизведению чужого текста? Какие тексты «подходят» для
  • Несколько вопросов, которые неизбежно встают перед каждым учителем при обучении изложению.
  • Что для моих учеников сложнее: изложение или сочинение?
  • Для чего пишется изложение? Какие умения мы развиваем, обучая детей воспроизведению чужого текста?
  • Какие тексты «подходят» для

изложения, а какие нет ?

Что такое хороший текст

для изложения?

Анкета для учащихся «Семь вопросов об изложении» Нравится ли вам писать изложения? Что вам труднее писать – сочинение или изложение? Объясните почему. Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии вам может пригодиться? Какие тексты вы выбрали бы для изложения: о природе, о любви к родной стране, о выдающихся людях, об исторических событиях, о школе, о проблемах, волнующих подростков, о…? Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее ли вам было бы написать изложение? Какое изложение писать легче – подробное или сжатое?  Что значит «сжать» текст? Какие трудности вы испытываете при написании изложения?

Анкета для учащихся «Семь вопросов об изложении»

  • Нравится ли вам писать изложения?
  • Что вам труднее писать – сочинение или изложение? Объясните почему.
  • Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии вам может пригодиться?
  • Какие тексты вы выбрали бы для изложения: о природе, о любви к родной стране, о выдающихся людях, об исторических событиях, о школе, о проблемах, волнующих подростков, о…?
  • Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее ли вам было бы написать изложение?
  • Какое изложение писать легче – подробное или сжатое?

Что значит «сжать» текст?

  • Какие трудности вы испытываете при написании изложения?

Правильно организованная работа по подготовке к изложению – это прежде всего работа по пониманию и запоминанию текста. Если ученик пропускает какие-то  существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят частично.
  • Правильно организованная работа по подготовке к изложению – это прежде всего работа по пониманию и запоминанию текста.
  • Если ученик пропускает какие-то существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят частично.
Можно ли поставить изложение на службу пониманию текста? Каковы современные подходы к написанию изложения? Что можно сделать, чтобы изложение из «скучного» жанра,
  • Можно ли поставить изложение на службу пониманию текста? Каковы современные подходы к написанию изложения? Что можно сделать, чтобы изложение из «скучного» жанра,

каким оно чаще всего

воспринимается учениками,

стало эффективным

средством их развития?

Изложение как жанр   Изложение  – вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста. Слова изложение и пересказ  употребляются нередко как синонимы, однако термин пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста. Специфика изложения  вытекает из его природы  как вторичного текста.

Изложение как жанр

  • Изложениевид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста. Слова изложение и пересказ употребляются нередко как синонимы, однако термин пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста.
  • Специфика изложения

вытекает из его природы

как вторичного текста.

Виды изложений    Традиционно выделяют следующие виды изложения. По форме речи: устное, письменное. По объему: подробное, сжатое. По отношению к содержанию исходного текста: полное, выборочное, изложение с дополнительным заданием (дописать начало/конец, сделать вставки, пересказать текст от 1-го–3-го л.,  ответить на вопрос и т.п.).

Виды изложений

Традиционно выделяют следующие виды изложения.

  • По форме речи: устное, письменное.
  • По объему: подробное, сжатое.
  • По отношению к содержанию исходного текста: полное, выборочное, изложение с дополнительным заданием (дописать начало/конец, сделать вставки, пересказать текст от 1-го–3-го л.,

ответить на вопрос и т.п.).

  • По восприятию исходного текста: изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста, изложение услышанного, воспринятого на слух текста, изложение текста, воспринятого и на слух, и зрительно.
  • По цели проведения: обучающее, контрольное.
Особенности всех этих видов изложений хорошо известны учителю. Необходимо отметить только, что в 9-м классе не стоит концентрировать и свои собственные усилия, и усилия учеников на каком-то одном виде. В практике подготовки к экзамену должны присутствовать разные тексты, разные изложения и разные виды работы, иначе скуки и однообразия – главного врага любой деятельности – не избежать. Но, поскольку времени на изложение в выпускном классе очень мало, лучше всего для тренировки подбирать небольшие тексты и  тренировать какое-то одно  определенное умение.

Особенности всех этих видов изложений хорошо известны учителю. Необходимо отметить только, что в 9-м классе не стоит концентрировать и свои собственные усилия, и усилия учеников на каком-то одном виде. В практике подготовки к экзамену должны присутствовать разные тексты, разные изложения и разные виды работы, иначе скуки и однообразия – главного врага любой деятельности – не избежать. Но, поскольку времени на изложение в выпускном классе очень мало, лучше всего для тренировки подбирать небольшие тексты и

тренировать какое-то одно

определенное умение.

Требования к текстам Подбор (нескучных) познавательных, увлекательных, проблемных, умных, а иногда и юмористических текстов возбуждает и поддерживает познавательный интерес,  создает на уроке  благоприятный  психологический климат.

Требования к текстам

  • Подбор (нескучных) познавательных, увлекательных, проблемных, умных, а иногда и юмористических текстов возбуждает и поддерживает познавательный интерес,

создает на уроке

благоприятный

психологический климат.

Как проводить изложение? Данная методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста. Это механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознает, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказывать один из учеников. Контроль за запоминанием и пониманием в этом случае осуществляется извне –  со стороны других учеников.

Как проводить изложение?

  • Данная методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста. Это механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознает, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказывать один из учеников. Контроль за запоминанием и пониманием в этом случае осуществляется извне –

со стороны других учеников.

Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения

Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения

  • В психологии выделяют разные виды воображения: творческое и воссоздающее . В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих словесному описанию. Именно воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно представить себе полноценное обучение.
Сказанное в полной мере можно отнести к написанию изложения. Задача учителя – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого, разумеется, непросто. Воссоздающее воображение у разных людей и детей развито не в одинаковой степени. Только очень немногие (по данным экспериментов - менее 10%)
  • Сказанное в полной мере можно отнести к написанию изложения.
  • Задача учителя – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого, разумеется, непросто. Воссоздающее воображение у разных людей и детей развито не в одинаковой степени. Только очень немногие (по данным экспериментов - менее 10%)

умеют видеть своим «умственным

взором» образы, созданные

писателями.

«Включите воображение»  Этот тип заданий называется «Включите воображение». Формулируется оно достаточно просто : «Представьте, что все, о чем вы читаете, вы видите на своем “мысленном экране”. Включайте его при каждой встрече с текстом ». В дальнейшем напоминать о необходимости активизации воображения можно коротко: «Включите свой “мысленный экран”, «Постарайтесь мысленно увидеть…», «Пусть поработает ваше воображение» и т.п.

«Включите воображение»

Этот тип заданий называется «Включите воображение». Формулируется оно достаточно просто : «Представьте, что все, о чем вы читаете, вы видите на своем “мысленном экране”. Включайте его при каждой встрече с текстом ». В дальнейшем напоминать о необходимости активизации воображения можно коротко: «Включите свой “мысленный экран”, «Постарайтесь мысленно увидеть…», «Пусть поработает ваше воображение» и т.п.

Подробное и сжатое изложение

Подробное и сжатое изложение

  • Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности.
  • Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.
«Матрешки»  Интересный прием, помогающий ученикам понять особенности подробного и сжатого изложения, предлагает псковский методист Ф.С. Марат. Исходный текст он сравнивает с большой матрешкой, подробное изложение – с матрешкой поменьше, сжатое изложение – с остальными матрешками.

«Матрешки»

Интересный прием, помогающий ученикам понять особенности подробного и сжатого изложения, предлагает псковский методист Ф.С. Марат. Исходный текст он сравнивает с большой матрешкой, подробное изложение – с матрешкой поменьше, сжатое изложение – с остальными матрешками.

«Матрешки» »

«Матрешки»

»

«Вот эти последние три матрешки – сжатое изложение текста».

«Вот эти последние три матрешки – сжатое изложение текста».

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

  • Роль этого вида изложения вряд ли можно переоценить. Именно в кратком пересказе выявляется степень понимания текста, он является лакмусовой бумажкой понимания. Если текст не понят или понят частично, краткий пересказ выявит все дефекты восприятия.
Способы и приемы сжатия текста   Сжатое изложение требует специальной логической работы. Выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста:

Способы и приемы сжатия текста

Сжатое изложение требует специальной логической работы. Выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста:

  • 1) исключение подробностей;
  • 2) обобщение.
  • При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.
Типы заданий, направленных  на сжатие текста   Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…). Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко  основное (ведь в телеграмме  дорого каждое слово),  сформулируйте главное в тексте.

Типы заданий, направленных на сжатие текста

  • Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).
  • Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.
  • Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
  • Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко

основное (ведь в телеграмме

дорого каждое слово),

сформулируйте главное в тексте.

Последовательность работы над изложением, в чём она состоит?
  • Последовательность работы над изложением, в чём она состоит?
Какие существуют в практике учителей словесников методические рекомендации для учащихся ?
  • Какие существуют в практике учителей словесников методические рекомендации для учащихся ?

  • ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ – ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФИКСИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
УЧЁТ ТИПА РЕЧИ ПРИ НАПИСАНИИ ИЗЛОЖЕНИЯ _ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРИ РАБОТЕ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ!
  • УЧЁТ ТИПА РЕЧИ ПРИ НАПИСАНИИ ИЗЛОЖЕНИЯ _ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРИ РАБОТЕ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ!
АЛГОРИТМ «Как писать изложение»
  • АЛГОРИТМ «Как писать изложение»

1. Слушая текст изложения первый раз, постарайся ответить на следующие вопросы:

  • в каком стиле текст написан;
  • какова главная мысль текста.

2. Слушая повторное чтение текста, запиши:

  • количество частей текста;
  • ключевые слова;
  • слова и предложения, помогающие перейти от одного абзаца к следующему.

3. Работая над содержанием изложения, сделай следующее:

  • составь схему строения текста с указанием типа речи;
  • составь план текста.

4. Запиши начало и концовку, фразы-переходы от одной части к другой.

5. Подбери языковые средства, учитывая стиль текста.

ПАМЯТКА  «Как составить план к изложению»

ПАМЯТКА

«Как составить план к изложению»

  • При составлении плана к изложению вам поможет следующая памятка:
  • Что наиболее важно в тексте?
  • Какими словами автор подчёркивает наиболее важное в тексте?
  • Сформулируйте тезисы словами автора.
  • Наметьте основной тезис текста (центральную часть).
  • Найдите подход к центру (вступление).
  • Запишите пункты плана (поабзацного и смыслового).
  • Обдумайте выводы (концовку).
Инструкция «Как писать сжатое изложение»   Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. Найдите среди них главную мысль. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. Озаглавьте каждую часть и составьте план. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? Обдумайте средства связи между частями. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. Запишите этот сокращенный,  «отжатый» текст на черновике.

Инструкция «Как писать сжатое изложение»

  • Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
  • Найдите среди них главную мысль.
  • Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
  • Озаглавьте каждую часть и составьте план.
  • Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
  • Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
  • Обдумайте средства связи между частями.
  • Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
  • Запишите этот сокращенный,

«отжатый» текст на черновике.

Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста    1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чем (о ком) будет идти речь в тексте. После того, как прослушаете текст, проверьте свои предположения.  2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), по которому вы будете писать изложение, и попробуйте предположить, о чем пойдет речь дальше, какие события за этим последуют, какие мысли будут высказаны…

Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста

1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чем (о ком) будет идти речь в тексте. После того, как прослушаете текст, проверьте свои предположения.

2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), по которому вы будете писать изложение, и попробуйте предположить, о чем пойдет речь дальше, какие события за этим последуют, какие мысли будут высказаны…

  • Задание. Прочитайте начало двух текстов, рассказывающих об одном и том же, но по-разному. Найдите скрытые в тексте вопросы. Выскажите свои предположения о дальнейшем содержании каждого текста. (Между чтением первого и второго текста дается время для выполнения задания.)
Задания, направленные на умение выделять в тексте главное Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте ее самостоятельно.  Найдите главное событие.  Расположите события по степени важности.

Задания, направленные на умение выделять в тексте главное

  • Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте ее самостоятельно.
  • Найдите главное событие.
  • Расположите события по

степени важности.

  • Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало изложения. Содержание остальных частей текста передайте сжато (или выборочно).
Задания, направленные на интерпретацию текста Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что… Как вы относитесь к мысли автора о том, что… Выскажите свое мнение в связи с прочитанным (напишите о своем понимании события). Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу. Приведите обоснованный ответ  на вопрос, заданный автором.

Задания, направленные на интерпретацию текста

  • Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что…
  • Как вы относитесь к мысли автора о том, что…
  • Выскажите свое мнение в связи с прочитанным (напишите о своем понимании события).
  • Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.
  • Приведите обоснованный ответ

на вопрос, заданный автором.

Задания, направленные на творческую переработку текста

Задания, направленные на творческую переработку текста

  • Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (любимого времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о… .
  • Дополните текст похожими примерами.
  • Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).
  • Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, представляющий собой общее рассуждение.
  • Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.
  • Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите ее подробно. Остальные части текста перескажите сжато.
Обдумывание текста

Обдумывание текста

  • Что нового я узнал из текста?
  • Какие факты оказались для меня неожиданными?
  • Что я об этом думаю?
  • Как это соотносится с тем, что я уже знаю?
  • На какие размышления эти факты наталкивают меня?
  • Встречалось ли мне что-либо похожее раньше – в жизни, в литературе, в кино?
  • Какие факты, примеры, случаи я могу использовать в своем сочинении?
Предварительное задание Если текст изложения посвящен интересному научному факту или актуальной нравственной (социальной, философской и т.п.) проблеме, можно дать предварительное задание:  «Найдите интересный материал на заданную тему. Это должна быть такая информация, которая заинтересует вас самих настолько, что ею захочется поделиться с одноклассниками. Когда такой материал будет найден, попробуйте сформулировать один или несколько вопросов, которые будут начинаться словами: “ Как ты думаешь?”». Такие задания преследуют цели:  - актуализировать прежние знания;  - придать обучению активный характер;  - укрепить веру учеников в свои силы.

Предварительное задание

  • Если текст изложения посвящен интересному научному факту или актуальной нравственной (социальной, философской и т.п.) проблеме, можно дать предварительное задание: «Найдите интересный материал на заданную тему. Это должна быть такая информация, которая заинтересует вас самих настолько, что ею захочется поделиться с одноклассниками. Когда такой материал будет найден, попробуйте сформулировать один или несколько вопросов, которые будут начинаться словами:

Как ты думаешь?”».

  • Такие задания преследуют цели:

- актуализировать прежние знания;

- придать обучению активный характер;

- укрепить веру учеников в свои силы.

Учитель- человек, который может делать трудные вещи легкими

Учитель- человек, который может делать трудные вещи легкими

Изложение, поставленное на «службу понимания», развивает ряд важных умений: понимать и запоминать текст на основе воссоздающего воображения, выделять главное, вести диалог с текстом, составлять свое мнение  о прочитанном, соотносить  исходный текст с имеющимися  знаниями и личным опытом и др.

Изложение, поставленное на «службу понимания», развивает ряд важных умений: понимать и запоминать текст на основе воссоздающего воображения, выделять главное, вести диалог с текстом, составлять свое мнение

о прочитанном, соотносить

исходный текст с имеющимися

знаниями и личным опытом и др.

Все необходимые документы, регулирующие проведение итоговой аттестаций по русскому языку, находятся на официальных сайтах ФИПИ http://www. fi pi . ru /  Минобразования http :// www.ed.gov
  • Все необходимые документы, регулирующие проведение итоговой аттестаций по русскому языку, находятся на официальных сайтах ФИПИ http://www. fi pi . ru /
  • Минобразования http :// www.ed.gov . ru /
  • Там же можно получать последнюю официальную информацию

об изменениях в экзаменах.

Спасибо всем участникам научно-практической конференции.  Будьте здоровы и счастливы. Желаю вам творческих успехов, силы и энергии в достижении  новых вершин при постижении истин качественной подготовки к ЕГЭ!

Спасибо всем участникам научно-практической конференции.

Будьте здоровы и счастливы.

Желаю вам творческих успехов,

силы и энергии в достижении

новых вершин при

постижении истин качественной подготовки к ЕГЭ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Казанцева Ольга Георгиевна

Дата: 10.06.2015

Номер свидетельства: 218924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Использование ИКТ на уроках физической культуры и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "131973"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416252047"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Развитие   личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(125) "razvitiie-lichnostnykh-i-sotsial-nykh-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "126300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136751"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Информационно-образовательная среда –  важнейший компонент новой системы образования "
    ["seo_title"] => string(91) "informatsionno-obrazovatiel-naia-srieda-vazhnieishii-komponient-novoi-sistiemy-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "228630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441433470"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа Кружка "Юный коммерсант""
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammakruzhkaiunyikommiersant"
    ["file_id"] => string(6) "270811"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451283839"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства