Просмотр содержимого документа
«Раздел языкознания - морфемика. 6 класс»
РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ -МОРФЕМИКА6 класс
Морфема и слово имеют сходства. Это значимые единицы языка. Слово обладает значением. Морфема также обладает значением.Например, -ёр — это суффикс существительных, обозначающих лицо по занятию, названному соответствующим глаголом («дирижёр» от
«дирижировать»; «режиссёр» от «режиссировать»). Приставка при- может обозначать присоединение (прикрепить, пришить, приделать), приближение (прибежать, приехать), неполное действие (прикрыть, присесть, приоткрыть). Окончание -о обозначает средний род, единственное число, именительный падеж у существительных 2-го склонения (окно, стекло, полотно).
Различия: слово — самостоятельная единица языка, а морфема «живет» в слове. Из морфем строятся слова, а из слов — предложения.
Почти у всех морфем есть греческие и русские варианты названий. Например,
окончание — флексия,
приставка — префикс.
Традиционно в школе не используется термин «постфикс», однако, на наш взгляд, следует отграничивать их от суффиксов, поскольку они располагаются после окончаний. В учебнике упоминается, по сути, только один постфикс -ся , однако в науке постфиксами считаются и -то, - либо, -нибудь в неопределенных местоимениях.
Можно использовать термин «интерфикс» вместо термина
«соединительная гласная», поскольку название «интерфикс» указывает на промежуточное положение морфемы между корнями («интер» — «между»).
Словообразующие и формообразующие аффиксы.
Аффиксы могут использоваться для образования новых слов и форм слов. Аффиксы, которые используются при образовании нового слова, называются словообразующими
(словообразовательными).
Аффиксы, которые используются для образования формы слова, называются формообразующими (формообразовательными).
Формообразующие аффиксы в основу не входят.
Морфемный разбор.
При данном разборе выделяются значимые части слова.
Порядок разбора.
1.Выделить окончание и основу.
Написанный, написанная, написанному.
В слове написанныйоснова - написанн- , окончание – ый .