kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Раздел языкознания - морфемика. 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Раздел языкознания - морфемика. 6 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раздел языкознания - морфемика. 6 класс»

РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ -  МОРФЕМИКА   6 класс

РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ - МОРФЕМИКА 6 класс

Морфема и слово имеют сходства. Это значимые единицы языка. Слово обладает значением. Морфема также обладает значением. Например, -ёр — это суффикс существительных, обозначающих лицо по занятию, названному соответствующим глаголом («дирижёр» от «дирижировать»; «режиссёр» от «режиссировать»). Приставка при- может обозначать присоединение (прикрепить, пришить, приделать), приближение (прибежать, приехать), неполное действие (прикрыть, присесть, приоткрыть). Окончание -о обозначает средний род, единственное число, именительный падеж у существительных 2-го склонения (окно, стекло, полотно).

Морфема и слово имеют сходства. Это значимые единицы языка. Слово обладает значением. Морфема также обладает значением. Например, -ёр — это суффикс существительных, обозначающих лицо по занятию, названному соответствующим глаголом («дирижёр» от

«дирижировать»; «режиссёр» от «режиссировать»). Приставка при- может обозначать присоединение (прикрепить, пришить, приделать), приближение (прибежать, приехать), неполное действие (прикрыть, присесть, приоткрыть). Окончание -о обозначает средний род, единственное число, именительный падеж у существительных 2-го склонения (окно, стекло, полотно).

Различия: слово — самостоятельная единица языка, а морфема «живет» в слове. Из морфем строятся слова, а из слов — предложения.

Различия: слово — самостоятельная единица языка, а морфема «живет» в слове. Из морфем строятся слова, а из слов — предложения.

Почти у всех морфем есть греческие и русские варианты названий. Например,  окончание — флексия,  приставка — префикс. Традиционно в школе не используется термин «постфикс», однако, на наш взгляд, следует отграничивать их от суффиксов, поскольку они располагаются после окончаний. В учебнике упоминается, по сути, только один постфикс -ся , однако в науке постфиксами считаются и -то, - либо, -нибудь в неопределенных местоимениях.

Почти у всех морфем есть греческие и русские варианты названий. Например,

окончание — флексия,

приставка — префикс.

Традиционно в школе не используется термин «постфикс», однако, на наш взгляд, следует отграничивать их от суффиксов, поскольку они располагаются после окончаний. В учебнике упоминается, по сути, только один постфикс -ся , однако в науке постфиксами считаются и -то, - либо, -нибудь в неопределенных местоимениях.

Можно использовать термин «интерфикс» вместо термина «соединительная гласная», поскольку название «интерфикс» указывает на промежуточное положение морфемы между корнями («интер» — «между»).

Можно использовать термин «интерфикс» вместо термина

«соединительная гласная», поскольку название «интерфикс» указывает на промежуточное положение морфемы между корнями («интер» — «между»).

Словообразующие и формообразующие аффиксы. Аффиксы могут использоваться для образования новых слов и форм слов. Аффиксы, которые используются при образовании нового слова, называются словообразующими (словообразовательными). Аффиксы, которые используются для образования формы слова, называются формообразующими (формообразовательными). Формообразующие аффиксы в основу не входят.

Словообразующие и формообразующие аффиксы.

Аффиксы могут использоваться для образования новых слов и форм слов. Аффиксы, которые используются при образовании нового слова, называются словообразующими

(словообразовательными).

Аффиксы, которые используются для образования формы слова, называются формообразующими (формообразовательными).

Формообразующие аффиксы в основу не входят.

Морфемный разбор. При данном разборе выделяются значимые части слова. Порядок разбора. 1.Выделить окончание и основу.  Написанный, написанная, написанному.  В слове написанный  основа - написанн- , окончание – ый .

Морфемный разбор.

При данном разборе выделяются значимые части слова.

Порядок разбора.

1.Выделить окончание и основу.

Написанный, написанная, написанному.

В слове написанный основа - написанн- , окончаниеый .

2.Дать характеристику основе: производная/непроизводная, простая/ сложная.  Основа слова производная, простая. 3. Дать характеристику окончанию: материально выраженное/ нулевое отсутствует. Определить значение окончания.  Окончание –ый выражено материально и передаёт значение формы причастия м.р., ед.ч., им.п. 4. Подбором родственных слов выделить корень слова, отметить чередования звуков в корне, если они имеются. Родственные слова: писать, письмо.  Корень - -пис-.

2.Дать характеристику основе: производная/непроизводная, простая/ сложная.

Основа слова производная, простая.

3. Дать характеристику окончанию: материально выраженное/ нулевое отсутствует. Определить значение окончания.

Окончание –ый выражено материально и передаёт значение формы причастия м.р., ед.ч., им.п.

4. Подбором родственных слов выделить корень слова, отметить чередования звуков в корне, если они имеются.

Родственные слова: писать, письмо.

Корень - -пис-.

5. Подбирая одноструктурные слова, выделить: А) приставку (или приставки); установить, какую функцию (словообразовательную или формообразующую) они выполняют;  Приставку: наученный, нарисованный. Приставка НА- имеет значение «выполненнный» и служит для образования нового слова.

5. Подбирая одноструктурные слова, выделить:

А) приставку (или приставки); установить, какую функцию (словообразовательную или формообразующую) они выполняют;

Приставку: наученный, нарисованный. Приставка НА- имеет значение «выполненнный» и служит для образования нового слова.

Б) суффикс (или суффиксы); установить, какую функцию (словообразовательную или формообразующую) они выполняют. Суффиксы: наученный, нарисованный . Суффиксы причастия -А- и –НН- служат для образования нового слова. 6. Сделать вывод о морфемном составе слова.  Таким образом, слово написанный состоит из морфем: приставка, корень, суффиксы, окончание – на-пис-а-нн-ый.

Б) суффикс (или суффиксы); установить, какую функцию (словообразовательную или формообразующую) они выполняют.

Суффиксы: наученный, нарисованный . Суффиксы причастия -А- и –НН- служат для образования нового слова.

6. Сделать вывод о морфемном составе слова.

Таким образом, слово написанный состоит из морфем: приставка, корень, суффиксы, окончание – на-пис-а-нн-ый.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Раздел языкознания - морфемика. 6 класс

Автор: Хачатрян Анушик Бениковна

Дата: 06.06.2022

Номер свидетельства: 609019

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "календарный план 8 класс "
    ["seo_title"] => string(25) "kaliendarnyi-plan-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "157122"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421554515"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Морфемика. Орфография"."
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "264294"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449679714"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "карточки  по  русскому  языку   для учащихся 5-9 классов"
    ["seo_title"] => string(52) "kartochkiporusskomuiazykudliauchashchikhsia59klassov"
    ["file_id"] => string(6) "283962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453906565"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Открытый урок по теме: "Морфема -минимальная значимая часть слова." (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyi_urok_po_tiemie_morfiema_minimal_naia_znachimaia_chast_slova_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "355608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478351611"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Лингвистика – это увлекательная наука "
    ["seo_title"] => string(39) "linghvistika-eto-uvliekatiel-naia-nauka"
    ["file_id"] => string(6) "243312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445693640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства