Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по лексике"»
Образование - это сокровищница, сотворённая человеком. Грамота- ключ к этой кладовой. Грамота позволяет овладеть письмом, чтением, другими азами знаний, открывает дверь в мир образования.
Путешествие в королевство
«Лексика»
Урок подготовила
учитель русского языка сш №18 Гончаренко И.А.
По группе слов определите профессию людей, которые их употребляют
Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон
Администратор
Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара, водитель
Экспедитор
Методичка, факультатив, урок, указка, классный журнал
Преподаватель
Мышьяк, сверло, бормашина маска, пломба,тракция
Стоматолог
9
Бабочка - мяклыш
Письмо - писуля
Булавка - шпилька
Мальчик - мальчуган
Лестница - драбына
Очки - гляделки
Кадушка - квашня
Спишите.
Найдите слова – диалекты в стихотворении
Сергея Есенина « В хате»
Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки пепелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Найдите в предложении диалектизм и определите его значение
Переведите с диалекта
Ишшо сэлый щугунок шшей на ямки пасодишь – и у пещку.
Наш фтарагодник очинь брухачий.
За окном шёл сильный лепень.
Ранок был солнечный.
В воскресенье мама испекла порожник.
Ушкан затаился, услышав лай собак.
Ещё целый чугунок щей на ухват посадишь – и в печку.
Наш двугодовалый телёнок очень бодливый.
Порожник -пирог без начинки
Ранок -утро
Лепень –снег с дождём
Ушкан -заяц
Фразеологизмы – это средства
выразительности языка ,
они делают нашу речь эмоциональной
выразительной и яркой.
Лексическое значение
имеет весь фразеологизм в целом.
Сравните:
на краю света – далеко; намылить шею – проучить; зарубить на носу – запомнить: как в воду глядеть – предвидеть.
12
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
(Б. Заходер)
12
Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.
Для справок.Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом.
12
Нет худа без добра; ум за разум заходит; из огня да в полымя; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден; переливать из пустого в порожнее; ни конца ни краю; цел и невредим
С антонимами С синонимами
12
Откуда берутся фразеологизмы
Старославянские
как зеницу ока,
не от мира сего
Исконно русские
сматывать удочки, расправлять крылья
Из разных профессий
сгущать краски,
ход конем,
привести к общему знаменателю
Крылатые
слова из мифологии
ахиллесова пята,
нить Ариадны,
дамоклов меч
Крылатые слова и выражения, созданные писателем
Голый король
Счастливые часов не наблюдают
Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа
«Если хотят серьёзно наказать». Помещики зимой посылали провинившихся крестьян ловить раков из ледяной воды. Это было очень трудно: раки прячутся под коряги, а крестьяне могли заболеть.
Образные выражения, отражающие народные обычаи
«Делать небрежно, кое-как». Был древний русский обычай носить одежду с сильно удлинёнными рукавами, которые мешали что-либо делать.
«Несерьёзным делом заниматься». В старину кустари делали посуду из дерева. Для этого надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Это было лёгкое дело. Готовить такие чурки и называлось бить баклуши.
Бить баклуши
Медвежья услуга
« Нелепая услуга, которая приносит только огорчения». Из басни Крылова «Пустынник и медведь»: медведь, желая согнать муху со лба друга Пустынника, ударил его камнем по голове.
Сфера употребления фразеологизмов
Стили речи
разговорный
книжный
публицистический
М. И. Михельсон (1825 - 1908), - автор учебников, филолог, переводчик, педагог и писатель, 20 лет изучал фразеологию.
толкование смысла 11000 статей, аналоги на 5 языках (латынь, француз., английский, немец., итальянский).
Спасибо за урок!!!!
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.