Русский язык очень богат, содержит слова из самых разных пластов лексики. Откуда же берутся фразеологизмы? Какова история их происхождения?
Многие фразеологические обороты пришли к нам из Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие "Лексика. Фразеология" »
ЛЕКСИКОЛОГИЯ – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка.
ВОПРОСЫ:
Что такое лексика?
Что такое лексическое значение слова?
Какие слова называются однозначными?
Какие слова называются многозначными?
Что такое переносное значение?
Какие слова называют омонимами?
Какие слова называют синонимами?
Какие слова называют антонимами?
ФРАЗЕОЛОГИЗМ– (от греческого)
Phrasis –выражение
Logos- учение.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ – это устойчивое, неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом; лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом (так как в нём нельзя заменить или удалить какое-либо слово, не изменив значение)
Игра «ЗАМЕНЯЛКИ»
Объясните фразеологические обороты и подберите к ним антонимы:
Давать волю языку
Засучив рукава
Повесить нос
За тридевять земель
Игра «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ?»
Распределите фразеологизмы в нужный столбик.
Фольклор Мифология История
За тридевять земель, При царе Горохе, кануть в Лету, провалиться в тартарары, казанская сирота, по-щучьему веленью, пиррова победа, ахиллесова пята, кричать во всю Ивановскую, муки Тантала, Троянский конь, нить Ариадны, сизифов труд. рожки да ножки, у разбитого корыта, прометеев огонь, коломенская верста, филькина грамота, искать жар-птицу, поднять щит. молочные реки и кисельные берега, метать гром и молнии, Дамоклов меч.
Игра «ЗАМЕНЯЛКИ»
Замените отдельные слова фразеологическими оборотами.
Петя плохо учится. В дневнике у него оценок мало, и те двойки. На уроке он отвлекается, разговаривает. У доски Петя отвечает очень плохо и медленно. Получив плохую отметку, он печальный идёт на место. Дома Петя тоже ничего не делает. За уроки берётся неохотно. Бросает портфель и быстро бежит гулять. Ему надо заниматься усерднее.
(держать язык за зубами)
(спустя рукава)
в
(воспрять духом)
(рукой подать)
ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ»
Назовите однозначные и многозначные слова:
Аннотация ––
Библиотека –
Донор –
Логика –
Поведение –
Манера –
однозначное
однозначное
однозначное
многозначное
однозначное
многозначное
ИГРА «СПРАВОЧНОЕ БЮРО»
Выберите слова соответствующие данному лексическому значению:
Колорит, компонент, комфорт, компресс(составная часть чего-либо)
2. Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать(сплотить кого-либо для усиления деятельности)
3. Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция(объединение, союз государств, партий для достижения общих целей)
ИГРА«НАЙДИ И ЗАМЕНИ».
Найдите иноязычные слова и замените их русскими.
1. При проверке было выявлено немало дефектов
2. Все работали с энтузиазмом
3. Ваши аргументы убедительны
4. Он пишет мемуары
5. В газете появилась информация о
футбольном матче
6. В сплаве обнаружено мизерное
количество меди.
(недостатков)
(с желанием)
(доказательства)
(воспоминания)
(сообщение)
(маленькое)
Игра«ОТГАДАЙ СЛОВО».
К диалектным словам подберите общеупотребительное.
Например: Кочет, певень(петух)
1. Батожье, столбцы, петушки, стебни
2. Утирка, ручник
3.Горожба,ограда,плетень, прясло
4. Курень, хата, изба
5. Прямушка, вытопток, обходница, межинка
6. Завитуха, пурга, засыпуха, непогодь
(щавель)
(полотенце)
(забор)
(дом)
(тропинка)
(метель)
Игра «ЗАМЕНЯЛКИ».
Подберите к словам синонимы из современного русского языка. Например: Стезя -дорога
Уста
ланиты
внимать
очи
десница
чело
денница
(губы)
(щёки)
(слушать)
(глаза)
(правая рука)
(лоб)
(утренняя звезда)
Игра «БУМЕРАНГ».
Найдите устаревшие слова (архаизмы), выясните их значение и замените словами современного русского языка.
1. Блеснет за утро луч денницы и заиграет яркий день.
2. Восстань ,пророк, и виждь, и внемли, исполнить волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей.
3. И сладкая слеза ланиту орошает.
4. Посмотри в свой ветроград, в нём нарцисс уж распустился.
5. Грядущие годы таятся во мгле, но вижу твой жребий на светлом челе.
6. Через четверть часа барыня уже почивала крепко и мирно.
Замените все возможные слова СИНОНИМАМИ.
1) Юноша спрятался под навес от дождя.
2) Метель застала отважного путешественника в непроходимых зарослях.
3) У дорожки журчал студеный родник.
Молодой человек скрылся под крышу от ливня.
Пурга настигла смелого туриста в дремучих зарослями.
У тропинки струился холодный ключ.
Игра «СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ».
Найдите все антонимичные пары из стихотворения А.Блока «Народ и поэт».
Жизнь без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай
Над нами сумрак неминучий
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начало и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе даю бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет твёрд и ясен.
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет – пойми, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно.
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
Игра«ЗНАКОМЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ».
Найдите такое слово, которое одновременно могло бы сочетаться со всеми представленными словами, составляя устойчивое, знакомое всем выражение.