kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы и способы формирования универсальных учебных действий на примере уроков русского языка и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель описания данного педагогического опыта - создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения.  
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы и способы формирования универсальных учебных действий на примере уроков русского языка и литературы.»

Приемы и способы формирования универсальных учебных действий на примере уроков русского языка и литературы.  МОУ-Гимназия №2 г. Раменское Свиридова В.А., учитель русского языка и литературы

Приемы и способы формирования универсальных учебных действий на примере уроков русского языка и литературы.

МОУ-Гимназия №2 г. Раменское

Свиридова В.А., учитель русского языка и литературы

Краткая характеристика  жанра работы В современном образовании прослеживается следующая тенденция: от цели школьного обучения - усвоения знаний, умений, навыков к цели-формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий: самостоятельно искать информацию, проводить анализ полученной информации (развитие рефлексии), а затем на основе сформированных универсальный учебных действий получать новые знания.

Краткая характеристика

жанра работы

В современном образовании прослеживается следующая тенденция: от цели школьного обучения - усвоения знаний, умений, навыков к цели-формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий:

самостоятельно искать информацию, проводить анализ полученной информации (развитие рефлексии), а затем на основе сформированных универсальный учебных действий получать новые знания.

Краткая характеристика МОУ - Гимназии №2 г. Раменское Гимназия является районной инновационной площадкой, на базе которой происходит апробирование новых технологий и обучение учителей и руководящих работников района, области.  Социальными партнёрами гимназии являются ВУЗы: ГУ Высшая школа экономики, Московский технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский энергетический институт, Коломенский государственный педагогический институт, Международный институт менеджмента ЛИНК и другие.

Краткая характеристика МОУ - Гимназии №2 г. Раменское

Гимназия является районной инновационной площадкой, на базе которой происходит апробирование новых технологий и обучение учителей и руководящих работников района, области.  Социальными партнёрами гимназии являются ВУЗы: ГУ Высшая школа экономики, Московский технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский энергетический институт, Коломенский государственный педагогический институт, Международный институт менеджмента ЛИНК и другие.

Основная цель Цель описания данного педагогического опыта - создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения.        Задачи Достижению этой цели способствует решение следующих задач: 1. Классификация типов УУД на этапе основного образования. 2. Описать структуру урока, формирующего метапредметные умения. 3. Определить приемы, способы и формы организации урочной и внеурочной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. 5. Обозначить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности. 6. Описание методов диагностики образовательного результата. 5. Сформулировать перспективы развития описанного педагогического опыта.

Основная цель

Цель описания данного педагогического опыта - создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения.       

Задачи

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

1. Классификация типов УУД на этапе основного образования.

2. Описать структуру урока, формирующего метапредметные умения.

3. Определить приемы, способы и формы организации урочной и внеурочной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

5. Обозначить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности.

6. Описание методов диагностики образовательного результата.

5. Сформулировать перспективы развития описанного педагогического опыта.

Типы УУД

  • Личностные
  • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
  • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
  • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
  • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
  • Регулятивные
  • Познавательные
  • управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность
  • управление своей деятельностью
  • контроль и коррекция
  • инициативность и самостоятельность
  • работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций
  • работа с информацией
  • работа с учебными моделями
  • использование знако-символических средств, общих схем решения
  • выполнение логических операций
  • сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие
  • сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие
  • сравнения,
  • анализа,
  • обобщения,
  • классификации,
  • установления аналогий
  • подведения под понятие
  • Коммуникативные
  • речевая деятельность навыки сотрудничества
  • речевая деятельность
  • навыки сотрудничества

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность.

Метапредметные результаты -

освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность.

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Объявление темы урока

Универсальные

учебные действия

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Практическая деятельность учащихся

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Регулятивные планирования

Осуществление коррекции

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Оценивание учащихся

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Итог урока

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Домашнее задание

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Проводится рефлексия

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом Система умственных операций с текстом позволяет развить у детей следующие метапредметные умения :

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом

Система умственных операций с текстом позволяет развить у детей следующие метапредметные умения :

  • анализ текстов разных стилей и жанров;
  • анализ структуры и содержания текста;
  • составление планов и схем (например, кластер);
  • пересказ текста (подробный, сжатый, выборочный);
  • наблюдение над языковыми особенностями;
  • редактирование текста;
  • самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (по картине, фотоколлажу, рисунку, по схеме, на заданную тему, на основе личных наблюдений).
Составление кластера (на уроке русского языка) звуки гласные твёрдые мягкие согласные ударные безударные шумные сонорные глухие звонкие 10

Составление кластера (на уроке русского языка)

звуки

гласные

твёрдые

мягкие

согласные

ударные

безударные

шумные

сонорные

глухие

звонкие

10

Литература   формирование морально-ценностной позиции учащихся. Важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание .   Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

Литература

формирование морально-ценностной позиции учащихся. Важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание .

Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

ПОПС - формула П озиция ( Я считаю, что проблема, поднятая автором текста актуальна (неактуальна)… ) О бъяснение (… потому что …) П ример ( Я могу доказать это на примере …) С ледствие ( Исходя из сказанного, делаю вывод …) 11

ПОПС - формула

П озиция ( Я считаю, что проблема, поднятая автором текста актуальна (неактуальна)… )

О бъяснение (… потому что …)

П ример ( Я могу доказать это на примере …)

С ледствие ( Исходя из сказанного, делаю вывод …)

11

Проектная и исследовательская деятельность – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий . В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД

Проектная и исследовательская деятельность – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий .

В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД

Инсерт –это интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (один из методов РКМ)

Инсерт –это интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления

(один из методов РКМ)

  • «!» – Я это знал.
  • «+» – Новое для меня.
  • «-» – Вызывает сомнение.
  • «?» – Вопрос.
Целостность и взаимосвязь  урочной и внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС   Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.  В условиях внедрения ФГОС – она приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

Целостность и взаимосвязь  урочной и внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В условиях внедрения ФГОС – она приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

Некоторые приемы позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность в единое целое. Это домашние задания творческого типа. В том числе и минипроекты.

Некоторые приемы позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность в единое целое. Это домашние задания творческого типа. В том числе и минипроекты.

  • нарисуй, как ты понимаешь фразеологизм;
  • изобрази словообразовательную цепочку в виде дерева;
  • составь кроссворд по теме;
  • нарисуй звук;
  • нарисуй, как появилось слово в русском языке;
  • придумай рассказ о том, как в русский язык попали слова…;
  • сочини сказку «В стране Лексика»;
  • создай презентацию;
  • создание коллективной сказки;
  • внеклассное сочинение
Игровые технологии Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.  Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или  иного писателя в старших классах, уроки-семинары по самым разным темам лингвистики и литературоведения . Уроки-КВН, уроки путешествия, экскурсии,  диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы  являются помощниками  в обучении.

Игровые технологии

Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или  иного писателя в старших классах, уроки-семинары по самым разным темам лингвистики и литературоведения .

Уроки-КВН, уроки путешествия, экскурсии,  диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы  являются помощниками  в обучении.

Диагностика метапредметных образовательных результатов

Диагностика метапредметных образовательных результатов

  • работа с инструкциями и по инструкциям; 
  • работа с знаково-симоволическими средствами (моделями); 
  • работа с таблицами, графиками и диаграммами; 
  • все, что связано с экспериментами (выдвижение гипотез и их опытная проверка); 
  • позиционность (с разными точками зрения, их сопоставление и выдвижение собственных); 
  • умение учиться: определение границы знания/незнания и поиск необходимой информации; 
  • контрольно-оценочные действия учащихся; 
  • сравнение, классификация, анализ и обобщение данных. 
Интеграция всех перечисленных выше приемов и способов формирования УУД  повышение качества знаний по предмету и создание условий для успешной  социализации личности   Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. 

Интеграция всех перечисленных выше приемов и способов формирования УУД

повышение качества знаний по предмету и создание условий для успешной  социализации личности

 

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Свиридова Вера Алексеевна

Дата: 25.11.2017

Номер свидетельства: 440664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Организация современного урока русского языка  в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(101) "orghanizatsiia-sovriemiennogho-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-fgos-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "134715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416773542"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-uud-na-osnovie-kratkogo-pierieskaza-v-nachal-noishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450275665"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Способы проверки безударных гласных  корне слова"
    ["seo_title"] => string(48) "sposobyprovierkibiezudarnykhghlasnykhkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "306668"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458160735"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Способы проверки безударных гласных  корне слова"
    ["seo_title"] => string(49) "sposobyprovierkibiezudarnykhghlasnykhkornieslova1"
    ["file_id"] => string(6) "306669"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458160747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства