Способы словообразования
Автор: Гузей Н.В., учитель русского языка МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края»
Задачи урока:
повторить, что такое словообразование, какова его функция, какие существуют единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования; учиться правильно выполнять словообразовательный разбор слова
Вспомним!
по горизонтали : 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. по вертикали : 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Задание №1. Найдите однокоренные слова и формы слова. Буквенный диктант (О/ Ф)
мандарин – мандариновый, охота – охотник, брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород . О,О , Ф,Ф , О,О , Ф , О , Ф , О
Задание №2.Найдите лишнее слово
1. Упрямство, упрямый, упрямость , упрямиться.
2. Водяной, водолаз, водить.
3.Дар, дарить, подарок.
4. Славный, славить, слава, прославлять.
5. Переносица, носить, носилки.
6. Речка, заречье, наречие, междуречье.
7. Слово, словарь, дословный.
8. Обсудить, суд, судоходство, присудить.
Водить, переносица, наречие, судоходство
Способы образования
слов
Приставочный
Пример
Бес порядок-порядок
Суффиксальный
Со автор-автор
Лесничество –лесник
Приставочно-суффиксальный
Бессуффиксный
Безветрие- ветер
Героизм – герой
Бездорожье - дорога
Говор-говорить
Сложение
Сторож - сторожить
Языкознание
Неморфологический
Лесопарк
Учительская
Столовая
Задание №3 Распредели слова по способу образования
приставочный
суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
сложение
Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.
Проверь себя
Проверь себя
Приставочный
Антициклон
Суффиксальный
Негромкий
Бумажник
Приставочно-суффиксальный
Малышка
Безуспешный
Подберезовик
Сложение
Паровозный
Безрезультатный
Законодатель
Межконтинентальный
Самокритика
Прибежать
Задание №4. Распредели слова
1) слова с нулевым окончанием;
2) слова, не имеющие окончания.
Очень, мышь, лишь, пополам, сам, горяч, сторож, невтерпеж, молодежь, вброд, один, десять, чуть.
Проверь себя
Проверь себя
слова с нулевым окончанием
слова, не имеющие окончания
Мышь, сам, горяч, сторож, молодежь, один, десять
Очень, лишь, пополам невтерпеж, вброд, чуть
Корень мой находится в цене В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Всё же – в дневнике или журнале.
Морфемика. Словообразование.
. Если Вы выбрали верный ответ, появится забавный человечек с подарком и цветами
. Если Вы выбрали неверный ответ, появится
Значит, надо подумать!
Переход к следующему заданию осуществляется по щелчку
Желаю удачи!
1. Внимательно прочитайте вопрос, подумайте и постарайтеcь ответить правильно
Правила работы с тренажером:
Т Р Е Н А Ж Ё Р
ОШИБКА!
превзошли
стремится
утомлен
ОШИБКА!
1.Какое слово состоит из пяти морфем?
ПРАВИЛЬНО !
свободный
бессуффиксным
ОШИБКА!
2. Каким способом образованы слова: взлет , покос , сушь
ПРАВИЛЬНО !
приставочным
олово,заново,одинаково
читая,листая,чистая
вглубь,встарь,вновь
ОШИБКА!
3.В каком ряду все слова не имеют
окончания?
ПРАВИЛЬНО !
досуха,стряпуха,старуха
надеяться
надбровье
надкусить
ОШИБКА!
4.В каком слове нет приставки над - ?
ПРАВИЛЬНО !
надпись
разговаривать
рассмотрение
связка
ОШИБКА!
5.Какое слово образовано
приставочно-суффиксальным способом ?
ПРАВИЛЬНО !
разглядеть
принесший
обещание
выпачканный
ОШИБКА!
6. Какое слово состоит из приставки,
корня, одного суффикса и окончания?
ПРАВИЛЬНО !
переплывая
вылечить
летчик
перелетный
ОШИБКА!
7. Укажите лишнее слово среди
однокоренных
прилечу
ПРАВИЛЬНО !
лиственный
увеличен
львиный
ОШИБКА!
8.В каком слове есть суффикс – н -?
ПРАВИЛЬНО !
бессменный
рваный
кожаный
ванная
ОШИБКА!
9.В каком слове есть суффикс – ан -?
ПРАВИЛЬНО !
разбросаны
Удачи на экзаменах!