Русского языка
Проверка домашнего задания. Упр. 239, стр.173
Назовите глаголы:
II спр. I спр.
строит, разрушает,
лечат, побеждает,
калечат, погибает,
кормит, начинает,
портит, кончает,
вымочит,
высушит).
Двадцатое февраля, понедельник.
Классная работа
Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений
Цель урока: а) распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные окончания.
Задача урока: а) упражняться в постановке вопроса к глаголу, находить трудные орфограммы и объяснять правописание.
б) закрепить умения и навыки проверки безударных окончаний глаголов.
Работа по теме урока
Задание 1. Восстановить пословицы.
Мир строит, война разрушает.
Горьким лечат, сладким калечат.
Труд кормит, а лень портит.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Дождик вымочит, а солнышко высушит.
Алгоритм определения безударного окончания глагола
1. Поставь ударение 2. Если окончание ударное, пиши как слышишь. 3. Если окончание безударное, поставь глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) 4. Посмотри, глагол оканчивается
на–ить – II спр. , если окончание другое – I спр. 5. Определи спряжение. 6. Вспомни нужную букву и напиши окончание .
Задание 2. Самостоятельная работа .
Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение.
1.Труд не кнут, а человека подгоня…т.
2. И спо…м, и спляш…м, только поле вспаш…м.
3. Упуст… время – потеря… урожай.
1. Труд не кнут, а человека подгоня ет ( I спр.) (подгон ять ) . 2. И спо ём , и спляш ем (спляс ать ) ( I спр.) , только поле вспаш ем (вспах ать ) ( I спр.).
3. Упуст ишь (упуст ить ) ( II спр.) время – потеря ешь (потер ять ) ( I спр.) урожай.
Вывод: чтобы проверить безударные личные окончания глаголов, нужно поставить глагол в неопределённую форму, определить его спряжение и по окончанию написать его окончание.
Кол ет , руб ит , ищ ет , лома ет , тян ем , став ите , ла ешь , свет ите , топч ет , ду е т, кат ит ся, грохоч ет , постав ишь , пахн ет , ход им .
5 . Закрепление материала.
Дописать окончания глаголов
Зовет поп себе девушку в работницы и молв…т: «Житьё тебе у
меня буд…т лёгкое. Не столько работа…шь, сколько
отдыха…шь.
Утром встан…шь до свету.
Избу вымо..шь, двор и хлев вычист…шь, коров подо…шь, в поле
выпуст…шь – и спи, отдыхай.
Завтрак состряпа…шь, самовар согре…шь, нас завтраком
накорм…шь – и спи, отдыхай. Днём в поле поработа…шь, в
огороде пропол…шь, коли зимой – за дровами, за сеном съезд…шь
– и спи, отдыхай.
Вечером коров встрет…шь, напо…шь, подо…шь – и спи, отдыхай.
Ночью попрядёшь, поткёшь, повяж..шь, повышива…шь –и опять
спи, отдыхай»
Проверка:
Как поп себе работницу нанимал.
Зовет поп себе девушку в работницы и молв ит : «Житьё тебе у меня буд ет лёгкое. Не столько работа ешь , сколько отдыха ешь . Утром встан ешь до свету. Избу вымо ешь , двор и хлев вычист ишь , коров подо ишь , в поле выпуст ишь - и спи, отдыхай. Завтрак состряпа ешь , самовар согре ешь , нас завтраком накорм иш ь – и спи, отдыхай. Днём в поле поработа ешь , в огороде пропол ешь , коли зимой – за дровами, за сеном съезд ишь – и спи, отдыхай. Вечером коров встрет ишь , напо ишь , подо ишь – и спи, отдыхай. Ночью попряд ёшь , потк ёшь , повяж ешь , повышива ешь – и опять спи, отдыхай».
Дополнительное задание.
Допиши глаголы.
Ты … ключевой водицы – и … на всё другими глазами.
… по лесным дорожкам.
… следы жизни вокруг.
… шум листвы деревьев.
И любовью … твоё сердце, любовью к родному дому и ко всему живому на земле.
Проверка
Ты напьёшься ключевой водицы – и посмотришь на всё другими глазами.
Пройдёшь по лесным дорожкам.
Увидишь следы жизни вокруг.
Услышишь шум листвы деревьев.
И любовь наполнится твоё сердце, любовью к родному дому и ко всему живому на Земле
7. Итог урока. Рефлексия.
– Какую проблему решали на уроке? Удалось решить поставленную задачу? – Как же правильно написать гласную в безударном окончании глаголов? – Что на уроке у вас хорошо получалось? Кому из класса можем сказать спасибо? – Над чем ещё надо поработать? – Вначале урока мы настроились на дружную работу.
Если вы считаете, что у нас это получилось, то
а если нет, то поднимите.
Покажите мне, а теперь гостям.
Список использованной литературы: 1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. Допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. - М.: «Просвещение», 1994. 2.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык: Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2004. 3.Учебная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Под редакцией В.В.Воронковой. Допущено МО РФ – М.: Владос, 2010.