kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация: "Формирование лингвистической компетентности на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет обучающимся узнать, из чего строятся высказывания, что называтся синтаксической единицей, определить роль имен существительных в лингвистическом тексте и составить словарные статьи к лингвистическим терминам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация: "Формирование лингвистической компетентности на уроках русского языка"»

Формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка ( По учебнику М.М. Разумовской)

Формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка ( По учебнику М.М. Разумовской)

  • Учитель: Кузнецова Е.И. МАОУ «Школа № 77» г.Ростов-на-Дону
Подведение под понятие. Прочитайте пары слов:  весь уехать все уехали Коля мама Коля с мамой старший сестра со старшей сестрой березовый роща в березовую       рощу дальний озеро на дальнее озеро

Подведение под понятие.

  • Прочитайте пары слов:

весь уехать все уехали

Коля мама Коля с мамой

старший сестра со старшей сестрой

березовый роща в березовую рощу

дальний озеро на дальнее озеро

  • Чем отличаются данные пары слов?
Подведение под понятие. Где записаны отдельные слова, а где синтаксические единицы языка? ( от греч. синтаксис – «составленный») Можно ли составить диалог из пар слов, записанных слева? А из пар, записанных справа? Запиши этот диалог. « Все уехали». - «Коля с мамой?» -» Со старшей сестрой». – « В березовую рощу?»- «На дальнее озеро».

Подведение под понятие.

  • Где записаны отдельные слова, а где синтаксические единицы языка? ( от греч. синтаксис – «составленный»)
  • Можно ли составить диалог из пар слов, записанных слева? А из пар, записанных справа?
  • Запиши этот диалог.

« Все уехали». - «Коля с мамой?» -» Со старшей сестрой». – « В березовую рощу?»- «На дальнее озеро».

Подведение под понятие.

Подведение под понятие.

  • Подумай, из чего строятся высказывания – из отдельных слов или синтаксических единиц языка?
  • Подумай, все ли записанные в этом диалоге высказывания являются самостоятельными ( содержание которых должно быть понятно без других высказываний).
  • Синтаксическая единица, из которой построено первое высказывание, - это предложение. Как бы ты ответил на вопрос: что такое предложение?
Читаем и пересказываем лингвистический текст. Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Разделите его на части и перескажите каждую часть, стараясь дополнить своими примерами . Какая мысль доказывается в тексте? ИЛИ Прочитайте выразительно. О чем говорится в каждом абзаце? Перескажите. Приведите примеры с корнем –фон- . Запишите эти слова.

Читаем и пересказываем лингвистический текст.

Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Разделите его на части и перескажите каждую часть, стараясь дополнить своими примерами . Какая мысль доказывается в тексте?

ИЛИ

Прочитайте выразительно. О чем говорится в каждом абзаце? Перескажите. Приведите примеры с корнем –фон- . Запишите эти слова.

Читаем и пересказываем лингвистический текст.  ИЛИ Прочитайте текст. Передайте своими словами главную мысль. ИЛИ Прочитайте текст. Какая важная информация в нем содержится. ИЛИ Прочитайте внимательно текст. Выпишите названия лексических групп имен существительных. К каждой группе подберите 5-6 собственных примеров.

Читаем и пересказываем лингвистический текст.

ИЛИ

Прочитайте текст. Передайте своими словами главную мысль.

ИЛИ

Прочитайте текст. Какая важная информация в нем содержится.

ИЛИ

Прочитайте внимательно текст. Выпишите названия лексических групп имен существительных. К каждой группе подберите 5-6 собственных примеров.

Озаглавь текст на лингвистическую тему.

Озаглавь текст на лингвистическую тему.

  • 1) Чтобы мы хорошо понимали друг друга, все слова должны ясно и конкретно указывать на предмет, называть его качество. Предположим, перед нами чашка с теплым чаем. Мы можем его попробовать и убедиться в том, сто он действительно еще не остыл. Слово теплый употреблено в своем прямом, главном значении .
  • 2) А что значит теплый взгляд ? Говоря так о человеке, мы имеем в виду такое качество характера, состояние души, которое нельзя ни потрогать рукой, ни попробовать на вкус. Значение «теплый» как бы перенесено на другой предмет, поэтому и называют такое значение переносным.
3) Русский язык очень богат такими переносами: железный гвоздь - железная воля золотые часы - золотой характер медвежья шкура - медвежья услуга Нетрудно заметить, что словосочетания второго столбика, в котором оказались прилагательные с переносным значением, не только информируют нас о каком-то качестве, но оценивают его, образно, ярко описывают: каменное сердце, ледяная улыбка. 4)Вот мы и открыли один из секретов удивительной образности и выразительности русского языка: в нем очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и в переносном, образном значении.

3) Русский язык очень богат такими переносами:

железный гвоздь - железная воля

золотые часы - золотой характер

медвежья шкура - медвежья услуга

Нетрудно заметить, что словосочетания второго столбика, в котором оказались прилагательные с переносным значением, не только информируют нас о каком-то качестве, но оценивают его, образно, ярко описывают: каменное сердце, ледяная улыбка.

4)Вот мы и открыли один из секретов удивительной образности и выразительности русского языка: в нем очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и в переносном, образном значении.

Изложение на лингвистическую тему с предварительным анализом текста  (научное рассуждение). « Связанные корни» Цель работы: 1)проверить, в какой мере учащиеся овладели стилем научного рассуждения; 2)научить активно пользоваться знаниями о строении типа речи- рассуждение (тезис, аргумент, пример, вывод) ; 3)закрепить знания о корне как главной, обязательной части слова.

Изложение на лингвистическую тему с предварительным анализом текста (научное рассуждение).

« Связанные корни»

Цель работы:

1)проверить, в какой мере учащиеся овладели стилем научного рассуждения;

2)научить активно пользоваться знаниями о строении типа речи- рассуждение (тезис, аргумент, пример, вывод) ;

3)закрепить знания о корне как главной, обязательной части слова.

Анализ текста изложения. Стиль речи научный: говорится об отвлеченных лингвистических понятиях,  функция речи – сообщение научной информации, научных знаний.

Анализ текста изложения.

  • Стиль речи научный: говорится об отвлеченных лингвистических понятиях,

функция речи – сообщение научной информации, научных знаний.

  • Языковые средства: обобщенно-отвлеченная лексика, научные термины, преобладание имен существительных ( корень, суффикс, приставка, глагол, неопределенная форма, обозначает, выделяется, употребляются и др .).
  • Тип речи – рассуждение.
Сочинение на лингвистическую тему

Сочинение на лингвистическую тему

  • Роль имен существительных в художественном тексте.
  • Роль имен существительных в научном тексте.
  • Язык и речь.
  • Вопрос вопросу рознь.
  • Сказуемое и глагол.
  • Предложение и высказывание.
  • Склонение и спряжение .
  • Что я знаю о …
Составление словарной статьи к лингвистическим терминам. Существительное , - ого, ср. Часть речи, обозначающая предмет и изменяющаяся по падежам и числам. Число , –а, ср. Грамматический разряд, показывающий, об одном или нескольких предметах идет речь.  Единственное число. Множественное число.

Составление словарной статьи к лингвистическим терминам.

  • Существительное , - ого, ср. Часть речи, обозначающая предмет и изменяющаяся по падежам и числам.
  • Число , –а, ср. Грамматический разряд, показывающий, об одном или нескольких предметах идет речь.

Единственное число. Множественное число.

Терминологический словарный диктант

Терминологический словарный диктант

  • 5 класс.
  • Фонема, фонетика, орфоэпия, графика, артикуляция, интонация, алфавит, морфема, суффикс, словообразование, существительное, прилагательное, склонение, синонимы, антонимы, орфограмма.
Составление компьютерных презентаций  на лингвистическую тему.

Составление компьютерных презентаций на лингвистическую тему.

  • Главные члены предложения и способы их выражения.
  • Второстепенные члены предложения.
  • Словообразование имен существительных.
  • Словообразование имен прилагательных .
  • Окончания-нарушители.
  • Осторожно: суффиксы!
  • Как проверить орфограмму?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Презентация: "Формирование лингвистической компетентности на уроках русского языка"

Автор: Кузнецова Елена Ивановна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Буквы О и А в корне -кос-, -кас-" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-bukvy-o-i-a-v-kornie-kos-kas"
    ["file_id"] => string(6) "145276"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418888713"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Статья «Техническое оснащение современного урока русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_tekhnicheskoe_osnashchenie_sovremennogo_uroka_russkogo_iazyka_i_literatur"
    ["file_id"] => string(6) "529746"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575232725"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства