Презентация: "Формирование лингвистической компетентности на уроках русского языка"
Презентация: "Формирование лингвистической компетентности на уроках русского языка"
Данная презентация поможет обучающимся узнать, из чего строятся высказывания, что называтся синтаксической единицей, определить роль имен существительных в лингвистическом тексте и составить словарные статьи к лингвистическим терминам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Где записаны отдельные слова, а где синтаксические единицы языка? ( от греч. синтаксис – «составленный»)
Можно ли составить диалог из пар слов, записанных слева? А из пар, записанных справа?
Запиши этот диалог.
« Все уехали». - «Коля с мамой?» -» Со старшей сестрой». – « В березовую рощу?»- «На дальнее озеро».
Подведение под понятие.
Подумай, из чего строятся высказывания – из отдельных слов или синтаксических единиц языка?
Подумай, все ли записанные в этом диалоге высказывания являются самостоятельными ( содержание которых должно быть понятно без других высказываний).
Синтаксическая единица, из которой построено первое высказывание, - это предложение. Как бы ты ответил на вопрос: что такое предложение?
Читаем и пересказываем лингвистический текст.
Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Разделите его на части и перескажите каждую часть, стараясь дополнить своими примерами . Какая мысль доказывается в тексте?
ИЛИ
Прочитайте выразительно. О чем говорится в каждом абзаце? Перескажите. Приведите примеры с корнем –фон- . Запишите эти слова.
Читаем и пересказываем лингвистический текст.
ИЛИ
Прочитайте текст. Передайте своими словами главную мысль.
ИЛИ
Прочитайте текст. Какая важная информация в нем содержится.
ИЛИ
Прочитайте внимательно текст. Выпишите названия лексических групп имен существительных. К каждой группе подберите 5-6 собственных примеров.
Озаглавь текст на лингвистическую тему.
1) Чтобы мы хорошо понимали друг друга, все слова должны ясно и конкретно указывать на предмет, называть его качество. Предположим, перед нами чашка с теплым чаем. Мы можем его попробовать и убедиться в том, сто он действительно еще не остыл. Слово теплый употреблено в своем прямом, главном значении .
2) А что значит теплый взгляд ? Говоря так о человеке, мы имеем в виду такое качество характера, состояние души, которое нельзя ни потрогать рукой, ни попробовать на вкус. Значение «теплый» как бы перенесено на другой предмет, поэтому и называют такое значение переносным.
3) Русский язык очень богат такими переносами:
железный гвоздь - железная воля
золотые часы - золотой характер
медвежья шкура - медвежья услуга
Нетрудно заметить, что словосочетания второго столбика, в котором оказались прилагательные с переносным значением, не только информируют нас о каком-то качестве, но оценивают его, образно, ярко описывают: каменное сердце, ледяная улыбка.
4)Вот мы и открыли один из секретов удивительной образности и выразительности русского языка: в нем очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и в переносном, образном значении.
Изложение на лингвистическую тему с предварительным анализом текста (научное рассуждение).
« Связанные корни»
Цель работы:
1)проверить, в какой мере учащиеся овладели стилем научного рассуждения;
2)научить активно пользоваться знаниями о строении типа речи- рассуждение (тезис, аргумент, пример, вывод) ;
3)закрепить знания о корне как главной, обязательной части слова.
Анализ текста изложения.
Стиль речи научный: говорится об отвлеченных лингвистических понятиях,
функция речи – сообщение научной информации, научных знаний.
Языковые средства: обобщенно-отвлеченная лексика, научные термины, преобладание имен существительных ( корень, суффикс, приставка, глагол, неопределенная форма, обозначает, выделяется, употребляются и др .).
Тип речи – рассуждение.
Сочинение на лингвистическую тему
Роль имен существительных в художественном тексте.
Роль имен существительных в научном тексте.
Язык и речь.
Вопрос вопросу рознь.
Сказуемое и глагол.
Предложение и высказывание.
Склонение и спряжение .
Что я знаю о …
Составление словарной статьи к лингвистическим терминам.
Существительное , - ого, ср. Часть речи, обозначающая предмет и изменяющаяся по падежам и числам.
Число , –а, ср. Грамматический разряд, показывающий, об одном или нескольких предметах идет речь.
object(ArrayObject)#866 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}