Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока "Антонимы 5 класс"»
Сани быстрые ,
Сани расписные,
Ждут ребят,
Хотят отправить их в путь-дорогу.
ЛЕКСИКА
ИГРА «ВСПОМНИ»
Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.
3) Слова с одним лексическим значением….
.
Детишкам тепло в уютном домике!
Как же холодно в февральском лесу!
Антонимы
Цели:
познакомить с понятием «Антонимы», с их ролью в тексте;
формировать умение находить антонимы и использовать их в речи;
развивать словарный запас учащихся.
Антонимы( от греч.anti–«против»,onyma–«имя») –СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ.
АЛГОРИТМ
Веселый - грустный
АЛГОРИТМ
I шаг
Слова отвечают на один вопрос
II шаг
Слова являются одной и той же частью речи
III шаг
Слова имеют противоположное значение
Антонимы – это слова
с противоположным значением
одной и той же части речи
ФИЗМИНУТКА
Что узнали об антонимах?
1 . имеют противоположные значения.
2. антонимы делают речь богаче, выразительнее, занимательнее.
3. антонимы могут быть словами в разных частях речи.
Игра “Снежки ” ( «Наоборот»)
А теперь пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: ……
Скажу я слово далеко,
Ты возразишь мне: … .
Скажу я слово : потерял,
А ты кричи скорей:……..
Скажу тебе с укором: трус,
Ты гордо скажешь: я - …….
Теперь начало я скажу,
А ты ответишь: нет, …..
Составьте текст из 4-5 предложений, используя антонимы.Тема «Зима» («Зимний лес»)
Холодно-тепло
Белый-черный
Редкий-густой
Вечерний-утренний
Веселый-грустный
Найдите и выпишите антонимы из текста
ДВА ОХОТНИКА
СРЕДИ ТАЙГИ, В СЕЛЕ, ЖИВУТ ДВА ДРУГА, ДВА СТАРЫХ ОХОТНИКА – ДЕД ЕГОР И ДЕД ИВАН. ДЕД ИВАН – ВЕЛИКАН, И ЗВЕРЯ ЕМУ ПОДАВАЙ ПОБОЛЬШЕ: МЕДВЕДЯ, КАБАНА, РЫСЬ. ДЕД ЕГОР ПОМЕНЬШЕ, ЗВЕРЯ ЛЮБИТ НЕВЕЛИКОГО: ЛИСУ, БЕЛКУ, СОБОЛЯ. ДОМ У ДЕДА ИВАНА БОЛЬШОЙ. ДЫМ ИЗ ТРУБЫ КАК ВЫВАЛИТ, НА ДРУГОМ КОНЦЕ СЕЛА ВИДНО. У ЕГОРА ИЗБЕНКА МАЛЕНЬКАЯ. ДЫМОК НАД НЕЙ, КАК БЕЛИЧИЙ ХВОСТИК ПОДЫМАЕТСЯ. ОБА ОХОТНИКИ ИЗВЕСТНЫЕ.
Я узнал…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Домашнее задание :
1.Найти и записать пословицы, в которых встречаются антонимы. «Кто больше?»
2. Сочинить небольшую сказку, используя в ней слова-антонимы.
СПАСИБО ЗА УРОК
Список использованной литературы:
1.Г.Александрова.Занимательный русский язык. – Санкт- Петербург «Тригон», 2012
3. Учебник русского языка для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба).