Те́ма - ?
Автор: Никандрова А.Д., учитель русского языка и литературы
Слу́шайте на уро́ке внима́тельно, говори́те пра́вильно!
Пра́вила поведе́ния на уро́ке:
не выкри́кивай; по̅днима́й ру́ку; не бо̅лта́й; слу́шай учи́теля и о̅дно̅кла́с̅снико̅в; не хо̅ди́͜ по̅͜ кла́с̅су; будь акти́вным!
Фонети́ческая заря́дка
Три́(д)цать три мо̅ло̅дца́ съе́ли три́(д)цать три пиро̅га́, да все с тво́ро̅го̅м .
Говори́ хорошо́!
Слова́рная рабо́та
Тв о́ рог/ твор о ́г – это кисломоло́чный проду́кт.
Соста́вьте предложе́ние из да́нных слов.
Испе́чь, бу́лочки, ба́бушка, с, творог.
Ба́бушка испекла́ бу́лочки с тво́рогом.
Повторе́ние
Прове́рочная рабо́та
Спиши́те, ука́зывая усло́вия сли́тного или разде́льного написа́ния НЕ с прича́стиями.
Собра́ние (не)зако́нчено. (Не)зако́нченное, а на́чатое собра́ние. (Не)зако́нчившееся во́время собра́ние. (Не)зако́нчившееся собра́ние. (Не)доумева́ющий взгляд.
Собра́ние не _зако́нчено (крат.прич). Не _зако́нченное, а на́чатое собра́ние. Не _зако́нчившееся во́время собра́ние. Не зако́нчившееся собра́ние. Не доумева́ющий (без НЕ не употребляется) взгляд.
Слова́рный дикта́нт
Вста́вьте пропу́щенные бу́квы. Назови́те орфогра́мму.
Ц..га́н, ц..рк, ле́кц..я, ц..плёнок, ц..ркуль, на ц..почках, сестриц..н, учени́ц…
Ц ы га́н, ц и рк, ле́кц и я, ц ы плёнок, ц и́ ркуль, на цы ́ почках, сестри́ц ы н, учени́ц ы .
Бу́квы И-Ы по́сле Ц
Сего́дня на уро́ке мы познако́мимся с но́вой для вас ча́стью ре́чи!
Разгада́йте ре́бус.
1, 2
1
прича́стие
+
+
дееприча́стие
Зада́ние
Распредели́ слова́.
ДЕЕПРИЧА́СТИЯ
ДЕЕПРИЧА́СТИЯ
УЛАБА́ЯСЬ
ГЛАГО́ЛЫ
ГЛАГО́ЛЫ
УЛЫБА́ЕТСЯ
СМЕЯ́СЬ
СМЕЯ́ЛАСЬ
ПОКРА́СИВ
ПОКРА́СИТЬ
РАССКАЗА́В
РАССКАЗА́ЛА
УСНУ́В
УСНУ́ЛИ
Улыба́ясь, улаба́ется, смея́лась, смея́сь, покра́сить, покра́сив, рассказа́в, рассказа́ла, усну́в, усну́ли.
Вопро́сы:
Дееприча́стие – это самостоя́тельная или служе́бная часть ре́чи? Что обознача́ют дееприча́стия? На каки́е вопро́сы отвеча́ют дееприча́стия? Изменя́ются или нет дееприча́стия? Есть ли вид у дееприча́стий? Чем дееприча́стия вы́ражены в предложе́нии?
Дееприча́стие – это самостоя́тельная или служе́бная часть ре́чи?
Найди́те в предложе́нии дееприча́стие.
Ко̅смо̅на́вт рас̅ска́зывает͜ о͜ по̅лёте, улыба́ясь.
Дееприча́стие – это самостоя́тельная часть ре́чи.
Самостоя́тельные ча́сти ре́чи включа́ют слова́, называ́ющие предме́ты , их де́йствия и са́мые разли́чные при́знаки .
Служе́бные ча́сти ре́чи включа́ют слова́, кото́рые не называ́ют ни предме́тов, ни де́йствий, ни при́знаков. Они́ обслу́живают самостоя́тельные ча́сти ре́чи, помога́я им соединя́ться друг с дру́гом.
Что обознача́ют дееприча́стия?
Ко̅смо̅на́вт рас̅ска́зывает ͜ о͜ по̅лёте, улыба́ясь.
Дееприча́стия обознача́ют доба́вочное де́йствие при основно́м де́йствии, вы́раженном глаго́лом.
На каки́е вопро́сы отвеча́ют дееприча́стия?
Ко̅смо̅на́вт рас̅ска́зывает͜ о͜ по̅лёте, улыба́ясь.
Что де́лая?
Дееприча́стия отвеча́ют на вопро́сы
ЧТО ДЕ́ЛАЯ? улыба́ясь , ЧТО СДЕ́ЛАВ? улыбну́вшись.
Изменя́ются или нет дееприча́стия?
Ко̅смо̅на́вт рас̅ска́зывает͜ о͜ по̅лёте, улыба́ясь.
Дееприча́стия не изменя́ются!
Есть ли вид у дееприча́стий?
Ко̅смо̅на́вт рас̅ска́зывает͜ о͜ по̅лёте, улыба́ясь.
Что де́лая?
Ко̅смо̅на́вт рас̅ска́зал͜ о͜ по̅лёте, улыбну́вшись.
Что сде́лав?
Дееприча́стия быва́ют соверше́нного и несоверше́нного ви́да.
Чем дееприча́стия вы́ражены в предложе́нии?
Ко̅смо̅на́вт рас̅ска́зывает͜ о͜ по̅лёте, улыба́ясь .
В предложе́нии дееприча́стие явля́ется обстоя́тельством.
Дееприча́стие – самостоя́тельная часть ре́чи, кото́рая обознача́ет доба́вочное де́йствие при основно́м де́йствии, вы́раженном глаго́лом.
ЧТО ДЕЛА́Я? ИГРА́Я , ЧТО СДЕ́ЛАВ? ПОИГРА́В
Дееприча́стие не изменя́ется. Дееприча́стия быва́ют соверше́нного и не́совершенного ви́да. В предложе́нии дееприча́стие явля́ется обстоя́тельством.
Рабо́та в гру́ппах
Доба́вьте в предложе́ния дееприча́стия.
Ве́тер дре́млет, _______________ в ветвя́х берёзы.
Ста́и у́ток, __________ дли́нные ше́и, прислу́шиваются к лесно́му э́ху.
Самолёт, _______________ в во́здух, взял курс на юг.
Изогну́в, подня́вшись, затаи́вшись.
Прове́рим!
Ве́тер дре́млет, затаи́вшись в ветвя́х берёзы.
Ста́и у́ток, узогну́в дли́нные ше́и, прислу́шиваются к лесно́му э́ху.
Самолёт, подня́вшись в во́здух, взял курс на юг.
Самостоя́тельная рабо́та
Вы́пишите в тетра́дь все дееприча́стия. Из како́го произведе́ния да́нные фрагме́нты? Кто а́втор?
Тара́с стоя́л в толпе́, потупи́в го́лову и в то же вре́мя приподня́в о́чи, и одобри́тельно то́лько говори́л: «Добре, сынку, добре!»
Четы́ре ра́за зака́пывал он свой буква́рь в зе́млю, и четы́ре раза, отодра́вши его бесчелове́чно, покупа́ли ему но́вый.
Полюбова́вшись, Бу́льба пробира́лся да́лее сквозь те́сную у́лицу…
Прове́рь себя́!
Потупи́в, приподня́в, отодра́вши, полюбова́вшись.
Никола́й Васи́льевич Го́голь
По́весть «Тара́с Бу́льба »
Дома́шнее зада́ние «3» - Запиши́ предложе́ния в тетра́дь, подчеркни́ дееприча́стия. «4» – Вы́пиши в тетра́дь все дееприча́стия, соста́вь предложе́ние с одним из них. «5» - Напиши́ мини-рассказ о себе, употреби́в 2-3 дееприча́стия.
Безжизненные туманы дымчато висят над головой, отражаясь призрачными очертаниями. Стаи перелётных птиц, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды. Открыв окно, я залюбовался видом города. Открывая дверь, она громко скрипнула. Брат, склонив голову набок, что-то писал.
Подведе́ние ито́га
Что но́вого узна́ли на уро́ке?
Я по́нял/по̅няла ́ те́му уро́ка.
Я не до̅͜ ко̅нца́ по́нял/по̅няла ́ те́му уро́ка.
Я не по́нял/ не по̅няла ́ те́му уро́ка.
Зако́нчите предло̅же́ния
хо̅ро̅шо́/но̅рма́льно̅/пло́хо̅
до̅во́лен/дово́льна/
не до̅во́лен/ не дово́льна
не уста́л(а)/ уста́л(а)
лёг̅кая/ тру́дная
интере́сная/ ску́ч̅ная
о̅тли́чно̅е/хо̅ро́шее/пло̅хо́е
На уро́ке я рабо́тал(а) …
Сво̅е́й рабо́то̅й я…
За уро́к я …
Те́ма уро́ка была́ …
У меня́ настро̅е́ние …