Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по теме: "Словосочетание. Способы связи в словосочетании" (7 класс)»
Тема: Словосочетание. Способы связи в словосочетании
Учитель русского языка и литературы Ибитаева А.К.
Словарик настроений
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок!
«Мозговой штурм»
– Что изучает синтаксис?
– Что такое словосочетание?
– Из чего состоит словосочетание?
– Назовите виды словосочетаний по главному слову?
– Назовите способы связи в словосочетаниях?
-Что не является словосочетанием?
Проверка Д/ЗУпражнение 6. Распределите словосочетания,в которых главным словом являетсяимя существительное, имя прилагательное, глагол.
Арктические земли, полярная ночь, полярный день, признак двигаться верхом, полярной пустыней, полярные маки, карликовая ива, вечной мерзлоты, интересно смотреть, животный мир, белый медведь, полярный волк, птичьи базары, сильные ветры, закончить путешествие,свободные ото льда.
Имясуществительное
имя прилагательное
глагол
Проверьте!
Имя существительное
имя прилагательное
Арктические земли
Глагол
свободные ото льда
полярная ночь
двигаться верхом
полярный день
признак севера
интересно смотреть
закончить путешествие
полярной пустыней
полярные маки
карликовая ива
вечной мерзлоты
животный мир
белый медведь
полярный волк
Язык неистощим в соединении слов.
А.С.Пушкин
Тема: Способы связи в словосочетании
Учитель русского языка и литературы Ибитаева А.К.
Таблица «Знаю- Хочу знать- Узнал»
Словосочетание – это ________________ слов, связанных между собой грамматически и по _________________. В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая. От ______________ слова к ______________________ ставится вопрос. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и __________________________.
Знаю
Хочу знать
Узнал
Схема-кластер
СИНТАКСИС
предложение
СТРОЕНИЕ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Способы связи (вид)
тип
Схема-кластер
СИНТАКСИС
предложение
СТРОЕНИЕ
Способы
связи (вид)
ТИП
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Примыкание
АРКТИКА
Мы вновь отправляемся
с вами туда,
Где царство холода,
снега и льда!
Сұлуым
Мен қандаймын!
ОП!
Бөгетпен жүгіру.
ПОДАЙТЕ Христа ради.
ПУТЕШЕСТВЕННИК.
свежезамороженный.
мыслитель.
«страус».
Нет меня!
дзюдоисты.
зрители.
Золотая рыбка.
заплыв.
каскадёр.
Чудные детки.
Поиграем!
Поехали!
В Очередь !
кусочек хлебушка.
Вкусненькая сгущёнка!
С мамочкой!
Семейство.
Доброе утро.
Люблю тебя!
В путь.
Сейчас расскажу!
Поймал!
Ты кто?
Что делать?
Передохну.
Посижу, отдохну!
Р-р-р-р- страшно!
Хороша водичка!
Работа с текстом «Хозяин Арктики» Упр 1 стр 124
-Почему белого медведя называют «хозяином» Арктики?
-Почему белого медведя называют «морским»?
-Что позволяет медведю не замерзнуть?
-Где самка белого медведя устраивает берлогу?
-Почему белый медведь во время охоты прикрывает морду лапой?
-Что делает медведь в случае бескормицы?
- Как вы понимаете выражение «погружаться в спячку»?
АРКТИКУ
Кроссворд: Это все про
Птицы , ворующие яйца у соседей.
Крупное морское животное с большими клыками.
Птицы, высиживающие птенцов на голых камнях.
Любимая добыча белого медведя.
Растение, живущее на камнях.
Животное, появляющееся в северных морях летом.
Основная пища животных Арктики.
чайка
ЧАЙКИ
кит
МОРЖ
КАЙРЫ
ТЮЛЕНИ
ЛИШАЙНИКИ
кайры
КИТ
РЫБА
лишайники
тюлень
морж
Творческая работа. Игра «Проба пера» Упражнение 7. Составьте словосочетанияна тему “Арктика”. (2 группы)
Упр2 стр 125 .Работа с учебником. Выпишите словосочетания. Определите главное и зависимое слово. Определите способ связи.
Все у белого медведя приспособлено к жизни в воде: обтекаемое туловище,
высоко посаженные на узкой голове глаза, длинная шея и широкие лапы,
служащие отличными веслами.
Медведь морской, связана с морем, теплая шуба, переносить бескормицу, прикрывает лапой, пойдет дальше, греет медведя, хорошо видит, резко поднимается, глубоко ныряет, называют медведя, хозяин Арктики.
Буквенный диктант. Работа по перфокарте.
Определите способ подчинительной связи одной буквой
Проверь соседа! Взаимопроверка
С,У,С,У,У,П,У,П,П,П,У,У
Работа по карточке.
Белый медведь очень быстро передвигается по льду.
Задание: Найдите грамматическую основу предложения.
Найдите словосочетания обозначающие:
А) предмет и его признак
Б) действие и его признак
в) признак признака
1 Верно ли, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.
2.Верно ли , что сочетание «длинная шея» – примыкание?
3. Верно ли , что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?
4. Верно ли , что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.
5.Верно ли , что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?
6.Верно ли , что сочетание « Вода журчит » - управление.
7.Верно ли , что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?
Разминка «Верно-Неверно»
Игра «Узнай незнакомца». Расскажите о нем, дайте ему характеристику. Своих незнакомцев мы условно назовём цифрами 1, 2, 3. Все они руководители известных фирм. Незнакомец 1 – очень ответственный и целеустремлённый. Он общительный и доброжелательный, уважает своих сотрудников. Умеет всегда настроить их на совместную продуктивную деятельность. В результате, у него всегда всё получается. Его коллектив очень дружный и сплочённый. Один без другого никуда. Все радости и печали пополам. Совместная творческая работа ведёт к процветанию фирмы.
Незнакомец 2, в отличие от первого руководителя, уделяет больше внимания себе, чем другим, он вообще никого вокруг не замечает. Его не интересуют люди, с которыми он работает. О совместной деятельности не может быть и речи. От такого руководителя страдают интересы фирмы, сотрудники тоже живут обособленно. Каждый сам по себе. Жизнь в этом коллективе скучна и неинтересна.
Незнакомец 3 - более деятельный руководитель. Он вникает в работу своих сотрудников, но командовать, приказывать, предпочитает авторитарные методы. Нравится, чтоб его слушались и беспрекословно выполняли только его поручения. Совместная деятельность в этом коллективе не получается, потому что не учитываются интересы сотрудников. Когда один человек решает за весь коллектив, он лишает других людей творчества и вдохновения.
Дифференцированное домашнее задание : Для слабых учащихся –Упр№3 Выписать СС, описывающие белого медведя. Тесты Для остальных учащихся – задание: Упр5 стр 126 Сгруппируйте словосочетания по способам связи. Тесты
Тесты Д/З
1.Определите словосочетание со способом связи согласование.
А) хозяин Арктики С) подкожный жир
В) связано с морем Д) переносить бескормицу
2.Определите словосочетание со способом связи управление.
А) полярное лето С) хорошо видит
В) греет медведя Д ) короткая пробежка
3.Определите словосочетание со способом связи примыкание.
А) подрасти хорошо С) залегает в берлогу
В) суровая жизнь Д) с удивительным терпением
Тесты
4.Найдите грамматическую основу предложения.
А) не сдувается ветром С) поднимается температура
В) жизнь медведя Д) основная задача
5.Назовите словосочетание, в котором зависимое слово выражено наречием.
А) подросшие медвежата С ) пойдет дальше
В) шестьдесят килограммов Д) прикрывает морду
6.Выберите и подставьте нужное слово (по содержанию текста).
Погружается в …
А) в сон С) в берлогу
В) в спячку Д) в воду
7.Что изучает синтаксис?
А) части речи С) словосочетание и предложение
В) лексическое значение слова Д) строение слова
Итоги урока:
Что вы узнали? Таблица ЗХУ – Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас? – Довольны ли вы своей работой на уроке?