ЕМА: Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. ЦЕЛЬ: – обобщение знаний детей о шипящих звуках; формирование умения правильно обозначать на письме сочетания с шипящими звуками; – развитие речи, мышления, внимания, памяти; расширение кругозора; обогащение словарного запаса; – воспитание интереса к урокам русского языка. ХОД УРОКА. I. Организационный момент. II. Постановка учебной задачи. – Сегодня мы работаем в фирме “Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу и К0”. Мы обобщим знания о шипящих звуках, продолжим вырабатывать навык правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. На работе мы должны быть взаимно вежливыми, сообразительными, внимательными. Необходимым будет применение знаний, которые вы уже получили на уроках русского языка ранее. III. Минутка чистописания. – Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю: – Почему вы так думаете? – Что вы можете сказать об оставшихся буквах? – Составим из них узор. – Напишите буквы в тетради. IV. Актуализация опорных знаний. – Рассмотрите рисунки и расскажите правила: – Запишите сочетания в тетрадь. Повторение правил: Зашуршали камыши: “Только с И пишите ШИ!” Им ответили ежи: “Только с И пишите ЖИ!” Плавником бьёт чудо-щука: “Буква У нужна, а ну-ка!” И шумит лесная чаща: “Ты стихи читай почаще, Там волшебные слова: ЧА и ЩА пишите с А!” V. Физкультминутка. Развитие мелкой моторики. В зоопарке стоит слон: Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает. VI. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу 1. Отгадывание загадок. Запись слов в тетрадь. – А сейчас будем отгадывать загадки. Слова-отгадки запишем в тетрадь, подчеркнём орфограмму. Два берёзовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи, А зовут их … (лыжи). На четыре ноги Надевали сапоги. Перед тем, как надевать Стали обувь надувать. (Шины.) Ночь. Но если я захочу, Щёлкну раз – и день включу. (Выключатель.) Стоит Антошка На деревянной ножке, Руки из палки, В руках мочалки. (Чучело.) Из горячего колодца Через нос водица льётся. (Чайник.) 2. Письмо по памяти. На доске слова: шишка, снежинка, часы, ворчун, чудак, ощущать. – Прочитайте слова. Запомните их. – Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти. Первое слово пишите с красной строки и большой буквы, а далее через запятую с маленькой буквы. – Сколько слов вы вспомнили и записали? Проверьте их ещё раз. – Какие гласные нельзя писать после Ж и Ш, Ч и Щ? 3. Работа с рисунками. – Выберите рисунки, которые помогают запомнить наши правила (на доске картинки с изображением жирафа, ежа, чашки, лисы, ежей, чулок, тарелки, мышей, щуки). – Подписи к этим рисункам поместим в тетрадь: Жираф, чашка, ежи, чулки, мыши, щука. – Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу подчеркните. 4. Развитие речи. Составление предложений. Выделение главных членов предложения. – Составьте предложения с этими словами. – Запишите предложение. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Физкультминутка. Упражнение для глаз. Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся – что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочка часов, Проведём глазами дружно. Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ! 5. Работа с деформированными предложениями. – Откройте учебник на с. 70. Познакомьтесь с заданием в упражнении 104. – Прочитайте слова: Рыбки, у, Наташи, живут, красивые, насыпает, свежий, она, корм, в, аквариум. – Составьте из них два предложения. Запишите их. Подчеркните изученную орфограмму. У Наташи живут красивые рыбки. Она насыпает в аквариум свежий корм. – Связаны ли эти два предложения между собой? – Составьте ещё одно предложение, чтобы продолжить тему. – Что получилось у нас теперь? Докажите. 6. Работа с текстом. Развитие орфографической зоркости. – Нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем. Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и два лещя. – Что вы заметили, читая письмо? – Давайте поможем ему найти эти ошибки и исправить их, объясним правильное написание, чтобы он больше не допускал ошибок. – Спишите этот текст себе в тетрадь. Сочетания подчеркните. VII. Обобщение. – Скажите, почему Незнайка допустил так много ошибок? Зачем на уроке надо быть внимательным? Зачем нужно знать правила правописания? VIII. Итог урока. – Что вам показалось особенно интересным на сегодняшнем уроке? – О чём вы расскажете родителям?