kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Современные технологии, методы и приёмы в преподавании русского языка и литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена в помощь учителю-словеснику. Её можно использовать в публичном выступлении на педсовете, методическом объединении и т. д.

Цель:

1. Изучение и совершенствование современных  технологий, методов и дидактических приёмов обучения в соответствии с требованиями ФГОС

2. Актуализация развития профессиональной компетентности учителя по формированию ключевых компетентностей ученика на уроках в области «Филология». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Современные технологии, методы и приёмы в преподавании русского языка и литературы" »

Современные технологии, методы и приёмы в преподавании русского языка и литературы   Автор: Ошоева Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ Мамонтовская ООШ Сокольского р. Нижегородской обл.           Цель:  изучение и совершенствование современных технологий, методов и дидактических приёмов обучения в соответствии с требованиями ФГОС  актуализация развития профессиональной компетентности учителя  по формированию ключевых компетентностей ученика на уроках в области «Филология»

Современные технологии, методы и приёмы в преподавании русского языка и литературы Автор: Ошоева Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ Мамонтовская ООШ Сокольского р. Нижегородской обл.

Цель:

  • изучение и совершенствование современных технологий, методов и дидактических приёмов обучения в соответствии с требованиями ФГОС

  • актуализация развития профессиональной компетентности учителя по формированию ключевых компетентностей ученика на уроках в области «Филология»

Проблема?  Выпускник школы XXI века должен:  уметь самостоятельно приобретать знания;  применять их на практике для решения разнообразных проблем;  работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;  критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

Проблема? Выпускник школы XXI века должен:

  • уметь самостоятельно приобретать знания;

применять их на практике для решения разнообразных проблем;

  • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
  • критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях
Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством: технологий, методов и приёмов обучения; содержания образования; стиля жизни образовательного учреждения; типа взаимодействия в системе «преподаватель – обучающийся – родители – общественность»
  • Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором:
  • уметь жить;
  • уметь работать;
  • уметь жить вместе;
  • уметь учиться
  • Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:
  • технологий, методов и приёмов обучения;
  • содержания образования;
  • стиля жизни образовательного учреждения;
  • типа взаимодействия в системе «преподаватель – обучающийся – родители – общественность»

Что нового в стандарте?

  • Изменение требований к условиям реализации основной образовательной  программы ( изменения в организации обучения, в содержании…)

Деятельностный подход

  • Изменение требований к результатам освоения основной образовательной программы

Формирование УУД

  • Изменение в системе оценки планируемых результатов

Внутренняя, внешняя, накопительная оценка

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Основные ключевые компетентности учащихся :

  • Информационная компетентность
  • Учебно-познавательная компетентность
  • Личностная компетентность
  • Самообразовательная компетентность
  • Социальная и коммуникативная компетентности
  • Компетентное отношение к собственному здоровью

Рассмотрев различные подходы к набору ключевых компетентностей, выделим основные, которые считаем необходимым формировать на уроках в основной и средней школе.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

формулировать эти проблемы на языке математики;

решать эти проблемы, используя математические знания и методы;

анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

Содержание и методика преподавания математики имеет специфические признаки относительно формирования компетентностей учеников. На конкретных примерах можно показать возможности формирования основных групп компетентностей учеников на разных этапах урока уроках математики

Формирование ключевых компетентностей учащихся как условие развития личности и её социальной адаптации  Развитие положитель-ной мотивации  Развитие  творческих  способнос-тей  Формирование  навыков  исследова-тельской  деятельности Развитие познава-тельного интереса   Развитие памяти, внимания, критического мышления  Организация уроков Организация ситуации выбора на уроке Использование субъективного опыта ученика. Партнерское взаимодействие учеников и учителя. Создание эмоционально-комфортной среды обучения. Использование частично- поисковых, проблемных, исследователь-ских методов, метода проектов. Использование интерактивных форм обучения: диалог, дебаты, дискуссии, работа в парах, группах и т.д.. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Качество подготовки выпускников; удовлетворённость обучающихся качеством образования; личностные достижения учащихся, успешная социализация.

Формирование ключевых компетентностей учащихся как условие развития личности и её социальной адаптации

Развитие положитель-ной мотивации

Развитие творческих способнос-тей

Формирование навыков

исследова-тельской деятельности

Развитие познава-тельного

интереса

Развитие памяти, внимания,

критического мышления

Организация уроков

Организация ситуации выбора на уроке Использование субъективного опыта ученика.

Партнерское взаимодействие учеников и учителя. Создание эмоционально-комфортной среды обучения.

Использование частично- поисковых, проблемных, исследователь-ских методов, метода проектов.

Использование интерактивных форм обучения:

диалог, дебаты, дискуссии, работа в парах, группах и т.д..

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Качество подготовки выпускников; удовлетворённость обучающихся качеством образования; личностные достижения учащихся, успешная социализация.

Требования к результатам освоения

основной образовательной программы

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

Регулятивные:

управление своей

деятельностью;

контроль и коррекция;

инициативность и

самостоятельность

Основы системы

научных знаний

Самоопределение:

внутренняя позиция школьника;

Самоидентификация;

самоуважение и самооценка

Коммуникативные:

речевая деятельность;

навыки сотрудничества

Смыслообразование:

мотивация (учебная,

социальная); границы

собственного

знания и «незнания»

Опыт «предметной»

деятельности по

получению,

преобразованию

и применению

нового знания

Изменение целей в учебных программах:

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

учебные программы учебных курсов и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Общество 21 века нуждается в умной, конкурентоспособной, достойно мыслящей личности, управляющей собственной интеллектуальной деятельностью в социальном взаимодействии с членами этого общества. Этот социальный заказ отражается в проекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Поэтому цели обучения математике определяются этим документом, в котором особое место отводится задаче формирования у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Эти действия обеспечивают личностное развитие, наличие умений перерабатывать учебную информацию, осуществлять саморегуляцию собственной интеллектуальной деятельности на основе представления о своих интеллектуальных возможностях, полноценное сотрудничество в процессе усвоения учебной информации и социальное взаимодействие. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Познавательные:

работа с информацией;

работа с учебными моделями;

использование знако-

символических средств,

общих схем решения;

выполнение логических

операций сравнения, анализа,

обобщения, классификации,

установление аналогий,

подведение под понятие

Ценностная и

морально-этическая

ориентация:

ориентация на выполнение

морально-нравственных норм;

способность к решению моральных

проблем на основе децентрации;

оценка своих поступков

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

7

7

Деятельность  – общее понятие для всех технологий, методов и приёмов обучения  «Научиться играть на флейте можно только играя самому »  Сократ  « Именно понятие деятельности может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер» «Я слышу – я забываю,  я вижу – я запоминаю,  я делаю – я усваиваю»  Китайская мудрость  В.В. Давыдов В требования к организации обучения включены:  - организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;  - выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;  - организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.  7

Деятельностьобщее понятие для всех технологий, методов и приёмов обучения

«Научиться играть на флейте можно только играя самому »

Сократ

« Именно понятие деятельности может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер»

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю»

Китайская мудрость

В.В. Давыдов

В требования к организации обучения включены: - организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов; - выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании; - организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

7

Суть системно-деятельностного подхода:   новый способ обучения, который обеспечивает учащимся возможность  прохождения всех этапов формирования комплекса УУД в их достаточной полноте. Структура учебной деятельности  Реали-зация проекта Само-оценка  Само-контроль Затруд-нение  Пробное действие Мотивация П   К цель проект И Рефлексивный метод Что позволяет деятельностный метод: Уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике , в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления , способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.  Кто должен пройти этот путь? Что при этом делает учитель? 9

Суть системно-деятельностного подхода:

новый способ обучения, который обеспечивает учащимся возможность прохождения всех этапов формирования комплекса УУД в их достаточной полноте.

Структура учебной деятельности

Реали-зация проекта

Само-оценка

Само-контроль

Затруд-нение

Пробное

действие

Мотивация

П

К

цель

проект

И

Рефлексивный метод

Что позволяет деятельностный метод:

Уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике , в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления , способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.

Кто должен пройти этот путь?

Что при этом делает учитель?

9

Технология деятельностного метода образовательной программы Школа 2000…

Технология деятельностного метода образовательной программы Школа 2000…

Функциональные умения — Социализация — Мотивация. Мотивация Качество % Мотивация «4», «5» Выбрать профессию Востребованность Успешность Научиться Понять Использовать Самореализация 11" width="640"

ЗУНы

Применение ЗУНов на практике

Выход на новые

Знания

Умения

Навыки

Компетентности

Компетентностно-деятельностный подход

«Знаниевый» подход

И

Н

Т

Е

Л

Л

Е

К

Т

О

П

Ы

Т

Поэтому при развитии личности учащихся, связанных с изучением математики, обращается внимание на формирование следующих сторон:

– мотивация (интерес к математике, важность изучения, удовольствие при изучении, позволяет ли изучение достигать целей, которые ставит ученик, и др.);

– уверенность в себе (уверенность в своих способностях к математике и возможности преодолеть возникающие при обучении трудности и др.);

– «стратегии» в изучении предмета (старается ли ученик в основном запоминать

новый материал или связать его с тем, что он изучал ранее, самоконтроль в процессе изучения предмета и др.);

– эмоциональные факторы (насколько ученик волнуется при изучении предмета,

чувство тревожности, беспомощности и т.п.).

Основными характеристиками достигнутого уровня образования является не только объем приобретенных знаний, но и отношения учащихся к учебному предмету, их стремление

заниматься именно этим предметом, оценка продвижения в предмете, уровень ожиданий

(перспективы, связанные с изучением данного учебного предмета). Диалектика развития личности в этом плане может быть обозначена так:

Мотивация — Функциональные умения — Социализация — Мотивация.

Мотивация

Качество %

Мотивация

«4», «5»

Выбрать профессию

Востребованность

Успешность

Научиться

Понять

Использовать

Самореализация

11

Грамотный человек в “знаниевой” логике Грамотный человек в логике структурно-деятельностного подхода Знает о видах речевой деятельности Применяет их на практике Понимает, когда и как надо применить метод Умеет выбрать нужный прием для достижения желаемого результата Знает и понимает стандарт филологического образования Вписывается в стандарт филологического образования Изучил и попробовал на себе способы совершенствования профессиональных навыков Работает над совершенствованием профессиональных навыков ЗУН: знания, умения, навыки ЗУВ: знания, умения, владение Основное отличие грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек лишь знает, понимает, как действовать в конкретной ситуации, а компетентный - реально и эффективно использует эти знания. Р азберем на конкретном примере отличие компетентностного подхода от знаниевого:

Грамотный человек в “знаниевой” логике

Грамотный человек в логике структурно-деятельностного подхода

Знает о видах речевой деятельности

Применяет их на практике

Понимает, когда и как надо применить метод

Умеет выбрать нужный прием для достижения желаемого результата

Знает и понимает стандарт филологического образования

Вписывается в стандарт филологического образования

Изучил и попробовал на себе способы совершенствования профессиональных навыков

Работает над совершенствованием профессиональных навыков

ЗУН: знания, умения, навыки

ЗУВ: знания, умения, владение

Основное отличие грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек лишь знает, понимает, как действовать в конкретной ситуации, а компетентный - реально и эффективно использует эти знания.

Р азберем на конкретном примере отличие компетентностного подхода от знаниевого:

МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ Интерактивная inter (взаимный), act (действовать). Активная Пассивная Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений Учителя с детьми Детей друг с другом Каждого ребёнка с учителем Ученика с коллективом Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний

МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Интерактивная

inter (взаимный),

act (действовать).

Активная

Пассивная

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений

Учителя с детьми

Детей друг с другом

Каждого ребёнка с учителем

Ученика с коллективом

Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний

Технологии и методики Какая разница между методикой и технологией? ( по В. И. Загвязинскому) Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии. Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.

Технологии и методики

Какая разница между методикой и технологией?

( по В. И. Загвязинскому)

  • Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии.
  • Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.

Технология и методика Цели Методика (методи-ческая система) Содержание Методы Формы Средства Приемы

Технология и методика

Цели

Методика

(методи-ческая система)

Содержание

Методы

Формы

Средства

Приемы

Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Приёмы  – это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы уч-ся с учебником и книгой выделяют следующие приёмы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы и т. д.

Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Приёмы – это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы уч-ся с учебником и книгой выделяют следующие приёмы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы и т. д.

Толкование понятия «ТЕХНОЛОГИЯ»

Краткий словарь иностранных слов: «Технология (греч. techne- мастерство, logos- учение) совокупность знаний о способах и средства х проведения производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта» ( в контексте промышленного производства)

Энциклопедический словарь: « Технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов» (в более узком производственном контексте)

Российская педагогическая энциклопедия: «Педагогическая технология – совокупность средств, методов и приёмов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели ».

Вывод:

Технология не может применяться отдельными элементами, это целостный процесс!

  • :

М.В. Кларин

«Системная совокупность и порядок

функционирования всех личностных,

инструментальных, методических средств, используемых для достижения педагогических целей».

Г.Ю. Ксенозова

«Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер».

ЮНЕСКО

«Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания

и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм

образования».

В.П. Беспалько

« Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели».

Педаго-гическая

техно-логия

В.М. Монахов

«Продуманная во всех деталях

модель педагогической

деятельности, включающая в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с

безусловным обеспечением

комфортных условий для учащихся и учителя».

В.В. Гузеев

«Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся

условиях образовательно-воспитательного процесса».

Три составляющие педагогической технологии: 1. Дидактические процессы и приёмы 2. Организационные формы обучения 3. Средства осуществления деятельности + 4. Педагогическое мастерство учителя

Три составляющие педагогической

технологии:

1. Дидактические процессы и приёмы

2. Организационные формы обучения

3. Средства осуществления деятельности

+

4. Педагогическое мастерство учителя

Критерии технологичности  Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критериям технологичности):  Концептуальность  Системность  Управляемость  Эффективность  Воспроизводимость  Концептуальность  Системность  Управляемость  Эффективность  Воспроизводимость  Концептуальность  Системность  Управляемость  Эффективность  Воспроизводимость  Концептуальность  Системность  Управляемость  Эффективность  Воспроизводимость

Критерии технологичности

Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критериям технологичности):

  • Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость
  • Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость
  • Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость
  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость

  • Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию , включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
  •   Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
  • Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики , варьирования средств и методов с целью коррекции результатов .   
  •   Эффективность указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения .
  •       Воспроизводимость - подразумевает возможность применения ( повторения, воспроизведения ) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Структура педагогической технологии  Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

  • концептуальная основа;
  • содержательный компонент обучения;
  • процессуальная часть - технологический процесс.
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Содержательную часть  технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала.   Процессуальная часть  представлена системной совокупностью следующих элементов:

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала.

  Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

  • организация учебного процесса;
  • методы, приёмы и формы учебной деятельности учащихся;
  • методы и формы работы преподавателя;
  • деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
  • диагностика учебного процесса.
Причины использования новых технологий в образовании: - внутренняя (профессиональная) потребность учителя в нахождении наиболее эффективных способов, методов, приёмов образовательной деятельности; - потребность извне, диктуемая изменениями в обществе, и необходимость в модернизации современного образования как в целом, так и в отдельно взятом общеобразовательном учреждении

Причины использования новых технологий в образовании:

- внутренняя (профессиональная) потребность учителя в нахождении наиболее эффективных способов, методов, приёмов образовательной деятельности;

- потребность извне, диктуемая изменениями в обществе, и необходимость в модернизации современного образования как в целом, так и в отдельно взятом общеобразовательном учреждении

Проблемы инновационной деятельности школ:   - противоречивость инноваций может привести к дестабилизации школьной образовательной системы;   - недостаточная адаптированность технологий, затрудняющая их реализацию в условиях конкретной школы;   - ориентированность на изменение внешних показателей, «разовый», а не системный характер не обеспечивает накопление и закрепление позитивных изменений в работе школы

Проблемы инновационной деятельности школ: - противоречивость инноваций может привести к дестабилизации школьной образовательной системы; - недостаточная адаптированность технологий, затрудняющая их реализацию в условиях конкретной школы; - ориентированность на изменение внешних показателей, «разовый», а не системный характер не обеспечивает накопление и закрепление позитивных изменений в работе школы

«Педагогическая технология»- и «образовательная технология» - разные понятия    Педагогическая технология – направление зарубежной педагогики с целью повышения эффективности образовательного процесса, гарантированного достижения запланированных результатов обучения(в англ. яз. an educational technolocy -   «образовательная технология» (по В. В. Гузееву)  Педагогическая технология в отечественной науке – работа по проблемам воспитания (по В.В.Гузееву).  Образовательная технология - технология обучения.  На практике за педагогическую технологию выдают только её вариативную, дидактическую составляющую – технологию обучения

«Педагогическая технология»- и «образовательная технология» - разные понятия

Педагогическая технология – направление зарубежной педагогики с целью повышения эффективности образовательного процесса, гарантированного достижения запланированных результатов обучения(в англ. яз. an educational technolocy - «образовательная технология» (по В. В. Гузееву)

Педагогическая технология в отечественной науке – работа по проблемам воспитания (по В.В.Гузееву).

Образовательная технология - технология обучения.

На практике за педагогическую технологию выдают только её вариативную, дидактическую составляющую – технологию обучения

Образовательные технологии

(по материалам электронного курса «Образовательные системы: сущность, содержание, управление»)

Группа образова-тельных технологий

Образовательная технология

Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения)

Теоретические основы

Объяснительно-иллюстративное обучение

Дидактические принципы Я.А. Коменского

Технология разноуровневого обучения

Уровневая дифференциация

Технология модульного обучения

Технологии развивающего обучения

Системный подход, синергетический подход, индивидуализация обучения

Технология проблемного обучения

А. Осборн

Технология проблемно-модульного обучения

М.А. Чошанов

Технология организации обучения в форме педагогических мастерских

П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.

Технология проектного обучения

Дж. и Э. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др.

Дальтон-технология

Х. Паркхерст

Технология развития критического мышления учащихся

Д. Халперн, Ч. Темпл, Дж.Л. Стил, К.С. Мередит и др.

Технология учебной дискуссии

М.В. Кларин

Технология учебной деловой игры

Личностно ориентированные технологии обучения

Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении (А.А. Вербицкий)

(авторские системы)

А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др.

Педагогические технологии

(по Г. К. Селевко)

Группа педагогических технологий

Педагогическая технология

Традиционные технологии

Авторы

Объяснительно-иллюстративные технологии обучения

ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса

В основе – дидактические принципы Я.А. Коменского

«Педагогика сотрудничества»

Педагоги-новаторы

Гуманно-личностная технология

Ш.А. Амонашвили

Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Е.Н. Ильин

Игровые технологии

Б.П. Никитин

Проблемное обучение

Дж. Дьюи

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Е.И. Пассов

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

В.Ф. Шаталов

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

С.Н. Лысенкова

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

В.В. Фирсов

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам

И.Н. Закатова

Технология индивидуализации обучения

И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков

Группа педаго-гических технологий

1

Педагогическая технология

2

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Авторы

Коллективный способ обучения

3

Групповые технологии

А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

«Экология и диалектика»

«Диалог культур»

Л.В. Тарасов

Укрупнение дидактических единиц (УДЕ)

В.С. Библер, С.Ю.Курганов

Частнопредметные технологии

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

П.М. Эрдниев

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте

П.Я. Гальперин, М.Б. Волович

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе

Н.А. Зайцев

Технология обучения математике на основе решения задач

В.Н. Зайцев

Р.Г. Хазанкин

ПТ на основе системы эффективных уроков

Система поэтапного обучения физике

Альтернативные технологии

А.А. Окунев

Вальдорфская педагогика

Н.Н. Палтышев

Технология свободного труда

Р. Штайнер

Технология вероятностного образования

С. Френе

Технология мастерских (близкие к ним – студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод)

А.М. Лобок

Природосообразные технологии

Природосообразное воспитание грамотности

Технология саморазвития

А.М. Кушнир

М. Монтессори

Группа педагогических технологий Педагогическая технология 1 Авторы 2    Технологии развивающего обучения 3 Система развивающего обучения Занкова Л.В. Занков Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер Личностно ориентированное развивающее обучение    Технологии авторских школ Технология саморазвивающего обучения И.С. Якиманская Г.К. Селевко Школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде Модель «Русская школа» М. Щетинин, И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина и др. «Школа самоопределения» А.Н. Тубельский Школа-парк М.А. Балабан Агрошкола А.А. Католиков «Школа Завтрашнего Дня» Д. Ховард

Группа педагогических технологий

Педагогическая технология

1

Авторы

2

Технологии развивающего обучения

3

Система развивающего обучения Занкова

Л.В. Занков

Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер

Личностно ориентированное развивающее обучение

Технологии авторских школ

Технология саморазвивающего обучения

И.С. Якиманская

Г.К. Селевко

Школа адаптирующей педагогики

Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде

Модель «Русская школа»

М. Щетинин, И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина и др.

«Школа самоопределения»

А.Н. Тубельский

Школа-парк

М.А. Балабан

Агрошкола

А.А. Католиков

«Школа Завтрашнего Дня»

Д. Ховард

Селевко Герман Константинович  (1932-2008) - заслуженный работник Высшей школы, академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук, автор «Энциклопедии образовательных технологий», книги «Современные образовательные технологии», автор школы саморазвития личности

Селевко

Герман Константинович 

(1932-2008) -

заслуженный работник Высшей школы, академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук, автор «Энциклопедии образовательных технологий», книги «Современные образовательные технологии», автор школы саморазвития личности

Современные педагогические технологии    Технология развивающего обучения (ТРО)  Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТКМЧП)   Технология смешанного обучения («Перевёрнутое обучение», «Перевёрнутый класс»)  Кейс-технологии  Технологии ИКТ

Современные педагогические технологии

  • Технология развивающего обучения (ТРО)
  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТКМЧП)
  • Технология смешанного обучения («Перевёрнутое обучение», «Перевёрнутый класс»)
  • Кейс-технологии
  • Технологии ИКТ

История разработки технологии ТКМЧП

История разработки технологии ТКМЧП

  • свободное воспитание и творческое саморазвитие личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже),
  • деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн),
  • принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская),
  • идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения
О чем это мы?...   Критическое мышление – это:  способность ставить новые, полные смысла вопросы;   вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;   принимать независимые, самостоятельные, продуманные решения. …

О чем это мы?...

  • Критическое мышление – это:
  • способность ставить новые, полные смысла вопросы;
  • вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
  • принимать независимые, самостоятельные, продуманные решения.

Технология опыта:

Технология опыта:

  • Думать критически – значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов
  • Одно из главных направлений технологии РКМЧП – исследование текста
Сравнение признаков обыденного и критического мышления Критическое мышление Обычное мышление Оценивающее суждение Гадательное предположение Взвешенное суждение Предпочтение Классификация Группирование Допущение Верование Логическое формулирование выводов Формулирование выводов Понимание принципов Объединение понятий по ассоциации Построение гипотезы Предположение (без достаточных оснований) Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии

Сравнение признаков обыденного и критического мышления

Критическое мышление

Обычное мышление

Оценивающее суждение

Гадательное предположение

Взвешенное суждение

Предпочтение

Классификация

Группирование

Допущение

Верование

Логическое формулирование выводов

Формулирование выводов

Понимание принципов

Объединение понятий по ассоциации

Построение гипотезы

Предположение (без достаточных оснований)

Предложение мнений с аргументами

Предложение мнений без аргументов

Формулирование суждений на основе критериев

Формулирование суждений без опоры на критерии

Через ТРКМ формируются:

Через ТРКМ формируются:

Роль учителя Традиционный урок: Урок по ТРКМЧП:

Роль учителя

Традиционный урок:

Урок по ТРКМЧП:

  • информирующая (рассказать);
  • контролирующая (заставить выучить);
  • направляет усилия учеников в определённое русло;
  • сталкивает различные суждения;
  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
  • оценивающая (оценить усердие ).
Суть технологии смешанного обучения - сочетание очной формы обучения и электронного обучения ( смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования) Самая популярная форма – модель «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» (перевёрнутый процесс обучения) Создатели модели: американцы Джонатан Бергман и Аарон Сэмс Учитель – не источник знаний, а фасилитатор (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию), ученик – не потребитель, а активный участник процесса Перевёрнутый урок инвертирует(преобразовывает) традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок Меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Дома самостоятельно изучают новый материал, используя электронные средства (видеолекции учителя, готовые схемы, таблицы, планы . ), а в классе – совместная практическая деятельность по изученной теме (решение задач и упр., создание мини-проектов, алгоритмов, экспериментов и т. д.)

Суть технологии смешанного обучения - сочетание очной формы

обучения и электронного обучения ( смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования)

  • Самая популярная форма – модель «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» (перевёрнутый процесс обучения)
  • Создатели модели: американцы Джонатан Бергман и Аарон Сэмс
  • Учитель – не источник знаний, а фасилитатор (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию), ученик – не потребитель, а активный участник процесса
  • Перевёрнутый урок инвертирует(преобразовывает) традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок
  • Меняется содержание домашней работы и работы на уроке.

Дома самостоятельно изучают новый материал, используя электронные средства (видеолекции учителя, готовые схемы, таблицы, планы . ), а в классе – совместная практическая деятельность по изученной теме (решение задач и упр., создание мини-проектов, алгоритмов, экспериментов и т. д.)

Предпосылки возникновения новой технологии – технологии смешанного обучения ( начала вводиться в рамках проекта «Телешкола» год назад) :

Предпосылки возникновения новой технологии – технологии смешанного обучения ( начала вводиться в рамках проекта «Телешкола» год назад) :

  • Пассивность учеников на уроке, слабый интерес к процессу деятельности на уроке. В центре традиционного урока - учитель, а не ученик
  • Необходимость изменения принципов организации образовательного процесса, в центре которого должен быть ученик, его индивидуализация
  • Создание новых образовательных условий, нацеленных на развитие навыков критического анализа потока информации; планирование своей деятельности и эффективное воплощение идей
  • Изменившаяся роль учителя
  • Наличие новых технологий и ИКТ средств
Отличительные особенности модели «Перевёрнутый класс»   Учителя распределяются и готовят видеолекции по темам  или предлагают готовые, выкладывают их в сеть, ученики дома  изучают их  Вовлечённость учащегося в процесс обучения  Учебные материалы (видео, аудио, «интерактивы») в сво- бодном доступе  Время в классе для обсуждения и активной работы  Учитель становится фасилитатором  Учебные заведения уже не являются хранителями инфор- мации. Любой, подключившийся к Интернету, получит ка- чественный и надёжный контент( содержимое сайта)  Можно использовать всё многообразие дидактических (развивающих) приёмов обучения

Отличительные особенности модели

«Перевёрнутый класс»

  • Учителя распределяются и готовят видеолекции по темам

или предлагают готовые, выкладывают их в сеть, ученики дома

изучают их

  • Вовлечённость учащегося в процесс обучения
  • Учебные материалы (видео, аудио, «интерактивы») в сво-

бодном доступе

  • Время в классе для обсуждения и активной работы
  • Учитель становится фасилитатором
  • Учебные заведения уже не являются хранителями инфор-

мации. Любой, подключившийся к Интернету, получит ка-

чественный и надёжный контент( содержимое сайта)

  • Можно использовать всё многообразие дидактических

(развивающих) приёмов обучения

  • Можно применять любые виды дифференциации

Есть ли будущее у этой технологии?

Плюсы

Минусы

  • Учитель экономит время для помощи ученикам и объяснения трудных разделов
  • Учащиеся не игнорируют выполнение д/з, т. к. не поняли нового материала на уроке, есть возможность дома просмотреть материал несколько раз, не испытывая неловкости или смущения, много времени на понимание
  • После просмотра видеоматериалов записывают возникшие вопросы, разбирают их в классе или дистанционно с учителем
  • Пополняется «Копилка учителя»
  • Повышается качество в организации практической работы на уроке, осуществляется структурно-деятельностный подход
  • Смешанное обучение – ведущая технология и будущее школ России
  • Может использоваться в любом временном промежутке (1 день, неделя, четверть, год)
  • Новые компетенции , качества и умения 21 века: творческое мышление, самостоятельность, сотрудничество, решение проблем, поиск и применение информации, использование технологий
  • Учитель много времени тратит на подготовку материалов на начальном этапе
  • Подходит не всем – только ученикам с высоким уровнем способностей и высокой мотивацией
  • Отсутствие у некоторых учеников средств ИКТ(можно для них записать материал в школе на дисках)

ТОП – 10 правил при переходе на  «Перевёрнутое обучение»  Что можно и нужно делать? 1. Разработайте авторские материалы. 2. Выберите одну из систем управления  и придерживайтесь её (образовательный  сайт EDMODO с доступом к учебным  материалам и библиотечным ресурсам). 3. Устанавливайте конкретные сроки выполнения заданий. 4. Обеспечьте в школе доступ к цифровым материалам для тех, у кого нет выхода в Интернет дома. 5. Разъясните родителям смысл модели.

ТОП – 10 правил при переходе на

«Перевёрнутое обучение»

Что можно и нужно делать?

1. Разработайте авторские материалы.

2. Выберите одну из систем управления

и придерживайтесь её (образовательный

сайт EDMODO с доступом к учебным

материалам и библиотечным ресурсам).

3. Устанавливайте конкретные сроки выполнения заданий.

4. Обеспечьте в школе доступ к цифровым материалам

для тех, у кого нет выхода в Интернет дома.

5. Разъясните родителям смысл модели.

Что нельзя делать? 1. Не надейтесь, что все ученики будут смотреть или читать  ваши материалы только потому, что вы так сказали. Продумайте  в начале урока мини-опросы. 2. Не рассчитывайте, что все будут справляться с классными  заданиями, т. к. готовились дома. 3. Не ждите от администрации, коллег, родителей безоговорочного  согласия с выбранной методикой. 4. Формат классных занятий не вполне отвечает стандартным  требованиям к педагогу. 5. Не думайте, что разработанный вами материал будет  оставаться актуальным в течение многих лет, информацию  придётся обновлять с учётом эффективности и пожеланий  учеников и родителей.

Что нельзя делать?

1. Не надейтесь, что все ученики будут смотреть или читать

ваши материалы только потому, что вы так сказали. Продумайте

в начале урока мини-опросы.

2. Не рассчитывайте, что все будут справляться с классными

заданиями, т. к. готовились дома.

3. Не ждите от администрации, коллег, родителей безоговорочного

согласия с выбранной методикой.

4. Формат классных занятий не вполне отвечает стандартным

требованиям к педагогу.

5. Не думайте, что разработанный вами материал будет

оставаться актуальным в течение многих лет, информацию

придётся обновлять с учётом эффективности и пожеланий

учеников и родителей.

Кейс – технология обучения   Кейс  – пример, взятый из жизни и представляющий собой не просто правдоподобное отображение реальной ситуации, а единый информационный комплекс, с помощью которого анализируется данная ситуация.   3 составных части кейса:  1.Описание конкретной ситуации;  2. Вспомогательная ситуация, которая нужна для изучения кейса;  3. Задания к кейсу   Требования к кейсу:  - провоцировать дискуссию;  - соответствовать чётко поставленной цели создания;  - развивать аналитическое мышление;  - отображать несколько аспектов жизни;  - иметь определённый уровень трудности;  - иллюстрировать типичные ситуации;  - иметь несколько вариантов решений;  - не устаревать быстро, т. е. быть актуальным на день применения

Кейс – технология обучения Кейс – пример, взятый из жизни и представляющий собой не просто правдоподобное отображение реальной ситуации, а единый информационный комплекс, с помощью которого анализируется данная ситуация. 3 составных части кейса: 1.Описание конкретной ситуации; 2. Вспомогательная ситуация, которая нужна для изучения кейса; 3. Задания к кейсу Требования к кейсу: - провоцировать дискуссию; - соответствовать чётко поставленной цели создания; - развивать аналитическое мышление; - отображать несколько аспектов жизни; - иметь определённый уровень трудности; - иллюстрировать типичные ситуации; - иметь несколько вариантов решений; - не устаревать быстро, т. е. быть актуальным на день применения

Этапы кейс – технологии:

1. Ознакомление учеников с материалом кейса.

2. Анализ кейса (определяются проблемы и понятия, понять ситуационный контекст кейса- кто является главными действующими лицами, отобрать понятия и факты для анализа, выявить предстоящие трудности, выбрать метод исследования).

3. Организация обсуждения кейса. Использование дискуссий: - Преподаватель-ученик: «перекрёстный допрос» (высказывание, позиция, рекомендация, которые рассматриваются с помощью ряда вопросов; детально исследуется логика утверждений) - Преподаватель-ученик: «адвокат дьявола» (ученик – адвокат, учитель- дьявол) - Преподаватель-ученик: «гипотетический формат» (учитель излагает ситуацию-гипотезу, которая выходит за рамки позиции ученика, ученик оценивает ситуацию, может изменить свою позицию) - Ученик-ученик: «конфронтация и /или кооперация» - Ученик- ученик: «играть роль»(учитель просит одного ученика принять на себя определённую роль и взаимодействовать с товарищами в течение всей дискуссии, не выходя из этой роли) - Учитель-класс: «безмолвный формат» (учитель переадресовывает всему классу вопрос, который был задан отдельному ученику, ответ находят с помощью всех уч-ся)

4. Оценивание обсуждений участников.

5. Подведение итогов.

Возможности кейс – технологии в развитии креативного мышления обучающихся - Включение участников работы с кейсом в реальные жизненные ситуации, т.е. прикладная направленность   - Активная работа уч-ся с кейсом на всех этапах, разный характер деятельности способствует развитию кругозора, формированию предметных и метапредметных компетенций   - Высокая доля самостоятельной работы позволяет формировать познавательную самостоятельность, развивать креативность мышления   - Дискуссионный характер включает элемент соревнования, личную заинтересованность, умение работать в команде, отстаивать и аргументировать свою точку зрения   - Свободный характер пед. взаимодействия является привлекательным для подростка, т. к. именно в этом возрасте снижается интерес к учёбе   - При наличии кейс –базы кейсов эту технологию можно использовать на различных этапах обучения

Возможности кейс – технологии в развитии креативного мышления обучающихся

- Включение участников работы с кейсом в реальные жизненные ситуации, т.е. прикладная направленность - Активная работа уч-ся с кейсом на всех этапах, разный характер деятельности способствует развитию кругозора, формированию предметных и метапредметных компетенций - Высокая доля самостоятельной работы позволяет формировать познавательную самостоятельность, развивать креативность мышления - Дискуссионный характер включает элемент соревнования, личную заинтересованность, умение работать в команде, отстаивать и аргументировать свою точку зрения - Свободный характер пед. взаимодействия является привлекательным для подростка, т. к. именно в этом возрасте снижается интерес к учёбе - При наличии кейс –базы кейсов эту технологию можно использовать на различных этапах обучения

Формы работы с ИКТ на уроке

Формы работы с ИКТ на уроке

  • Работа с мультимедийными пособиями
  • Использование компьютерных презентаций:
  • Презентация урока
  • Фрагмент урока
  • Творческая работа учащихся
  • Защита проектных работ
  • Использование компьютерных средств контроля
Результаты использования ИКТ на уроках   Развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность  Способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, при- обретению навыков самоорганизации, превращению разроз- ненных знаний в системные  Помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету  Развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом урока

Результаты использования

ИКТ на уроках

  • Развивает творческие, исследовательские способности

учащихся, повышает их активность

  • Способствует интенсификации учебно-воспитательного

процесса, более осмысленному изучению материала, при-

обретению навыков самоорганизации, превращению разроз-

ненных знаний в системные

  • Помогает развитию познавательной деятельности учащихся

и интереса к предмету

  • Развивает у учащихся логическое мышление, значительно

повышает уровень рефлексивных действий с материалом урока

  • Повышает эффективность непрерывного образования и самообразования учащихся и педагогических работников.
Минусы использования ИКТ  (из опыта работы) усвоение материала идёт по классической схеме, просто изменяется способ подачи информации, из-за этого возникает заорганизованность учителя большая работа по освоению нового незнакомого пространства  большие затраты времени из-за трудоёмкости подготовки и сбора необходимого материала  От мела (инструмента в работе учителя и учащихся на уроке) жизнь заставит отказаться !

Минусы использования ИКТ (из опыта работы)

  • усвоение материала идёт по классической схеме, просто изменяется способ подачи информации, из-за этого возникает заорганизованность учителя
  • большая работа по освоению нового незнакомого пространства
  • большие затраты времени из-за трудоёмкости подготовки и сбора необходимого материала

От мела (инструмента в работе учителя и учащихся на уроке) жизнь заставит отказаться !

Статистика. Потребности учителя в сфере ИКТ Нужно узнать: 3 – конечно; 2 – наверное; 1 – вряд ли; 0 – нет.

Статистика. Потребности учителя в сфере ИКТ

Нужно узнать: 3 – конечно; 2 – наверное; 1 – вряд ли; 0 – нет.

Что сдерживает развитие естественной потребности использования учителями средств ИКТ ? - отсутствие личностной направленности на использование компьютерной техники; - низкий уровень информационной культуры учителя; - слабое научно-педагогическое, программно-техническое и научно-методическое обеспечение; - психологическая неготовность работать в компьютеризированной среде; - влияние компьютера на здоровье (изменения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, значительное увеличение зрительной нагрузки и т.п.)

Что сдерживает развитие естественной потребности использования учителями средств ИКТ ?

- отсутствие личностной направленности на использование компьютерной техники;

- низкий уровень информационной культуры учителя;

- слабое научно-педагогическое, программно-техническое и научно-методическое обеспечение;

- психологическая неготовность работать в компьютеризированной среде;

- влияние компьютера на здоровье (изменения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, значительное увеличение зрительной нагрузки и т.п.)

Интерактивные методы и дидактические приёмы обучения

Интерактивные методы и дидактические приёмы обучения

  • Работа в парах
  • Ротационные (сменные) тройки
  • Карусель
  • Работа в малых группах
  • Аквариум
  • Незаконченное предложение
  • Мозговой штурм
  • Броуновское движение
  • Дерево решений
  • Суд от своего имени
  • Гражданские слушания
  • Ролевая (деловая) игра
  • Метод пресс
  • Займи позицию
  • Дискуссия
  • Дебаты
  • Блиц-опрос
  • Анкетирование
  • Мозговой штурм
  • Мини-исследования
  • Учебные проекты
  • Решение ситуационных задач
  • Интервью
  • Инсценировка
  • Мини-лекция
  • Обсуждение сюжетных рисунков
  • Опрос Квиз (контроль) и др.
Стратегия  «Отсюда – сюда» или «Зигзаг» Группа получает общее задание по теме 1 Каждый член группы получает  «свой» объект исследования 2 Сбор информации об объекте 3 Обмен информацией в группе 4 Выделение общего  для запоминания основной части таблицы 5 Заполнение таблицы 6 Написание совместного  исследования по теме 7 Презентация исследования 8

Стратегия «Отсюда – сюда» или «Зигзаг»

Группа получает

общее задание по теме

1

Каждый член

группы получает

«свой» объект исследования

2

Сбор информации

об объекте

3

Обмен информацией в группе

4

Выделение общего

для запоминания

основной части таблицы

5

Заполнение таблицы

6

Написание совместного

исследования по теме

7

Презентация исследования

8

Ключевое слово  Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4 Кластеры (гроздья)

Ключевое слово

Категория 1

Категория 2

Категория 3

Категория 4

Кластеры (гроздья)

Пример:    Содержание Участники    Образовательный процесс   Методы Предметные области

Пример:

Содержание

Участники

Образовательный процесс

Методы

Предметные области

Прием «ФИШБОУН» (рыбья кость) Причина Причина    Проблема Вывод  Факты Факты

Прием «ФИШБОУН» (рыбья кость)

Причина

Причина

Проблема

Вывод

Факты

Факты

Пример приёма «фишбоун»    Проблема : экологические проблемы порождают конфликты между странами Причина: трансграничные перемещения атмосферных загрязнений Факты : 25 тыс. озер Швеции с признаками окисления, 90% загрязнений в Норвегии из других стран (Бирмингем, Люксембург) Причина : загрязнение воды Мирового океана на территории одних государств другими государствами    Вывод : экологические конфликты расширяются и имеют глобальный характер Факты : 1978 г. – авария танкера у берегов Бретани – разлив нефти – 2 тыс. км2. 1975 г. – аналогичная авария в Малаккском проливе – конфликты

Пример приёма «фишбоун»

Проблема : экологические проблемы порождают конфликты между странами

Причина: трансграничные перемещения атмосферных загрязнений

Факты :

25 тыс. озер Швеции с признаками окисления, 90% загрязнений в Норвегии из других стран (Бирмингем, Люксембург)

Причина :

загрязнение воды Мирового океана на территории одних государств другими государствами

Вывод :

экологические конфликты расширяются и имеют глобальный характер

Факты :

1978 г. – авария танкера у берегов Бретани – разлив нефти – 2 тыс. км2. 1975 г. – аналогичная авария в Малаккском проливе – конфликты

Интернет – ресурсы для учителей русского языка и литературы

Интернет – ресурсы для учителей русского языка и литературы

  • http://pedsovet.su/load/31   
  • http://festival.1september.ru/subjects/9/  
  • http://www.alleng.ru/edu/liter.htm    Образовательные ресурсы Интернета - Литература - программа, книги, учебники по литературе, тесты, сочинения  , ЕГЭ 2011 по литературе, ГИА, курсовые, доклады, школьная литература, биографии писателей и поэтов
  • http://www.alleng.ru/edu/ruslang.htm  Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык школьникам - тесты, уроки, правила русского языка, слова, стилистика, тестирование русского языка, культура, история, нормы, грамматика русского языка, олимпиады, орфография.. Единый государственный экзамен ( ЕГЭ ) по русскому языку - демонстрационные варианты ЕГЭ 2011 и др. ГИА; материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Экзамены, вопросы, ответы по русскому языку. Варианты выпускных изложений
  • http://www.gramma.ru/RUS/?id=12.0  Сайт - « Культура письменной речи». Тесты и задания по русскому языку. Русская литература- программа школы.  Единый государственный экзамен по русскому языку, XI класс. Единый государственный экзамен по литературе, XI класс.
  • http://www.rustest.ru/projects/schoolboys/  ФГУ "Федеральный центр тестирования" предлагает комплекс услуг по подготовке и проведению добровольного тренировочного тестирования.
  • http://www.gramota.ru/slovari/  
ФИПИ Современный учительский портал Учительский портал Общероссийский проект «Школа цифрового века» (дистанционные модульные курсы) Сообщество творческих учителей  Социальная сеть работников образования nsportal.ru (можно создать свой сайт, размещать портфолио, получать Сертификаты) http://metodisty.ru/m/groups/view/ljubiteli_russkoi_slovesnosti  Методисты – профессиональное сообщество педагогов http://www.openclass.ru/blogs/93802  « Открытый класс»- сетевое образовательное сообщество. http://teacher.org.ru/  Всероссийский конкурс « Учитель года» http://eidos.ru/dist_teacher/  Всероссийский конкурс
  • ФИПИ
  • Современный учительский портал
  • Учительский портал
  • Общероссийский проект «Школа цифрового века» (дистанционные модульные курсы)
  • Сообщество творческих учителей
  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru (можно создать свой сайт, размещать портфолио, получать Сертификаты)
  • http://metodisty.ru/m/groups/view/ljubiteli_russkoi_slovesnosti  Методисты – профессиональное сообщество педагогов
  • http://www.openclass.ru/blogs/93802  « Открытый класс»- сетевое образовательное сообщество.
  • http://teacher.org.ru/  Всероссийский конкурс « Учитель года»
  • http://eidos.ru/dist_teacher/  Всероссийский конкурс "ДИСТАНЦИОННЫЙ УЧИТЕЛЬ ГОДА"
  • http://olympiads.mccme.ru/  Олимпиады для школьников
  • http://www.eidos.ru/olymp/   Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады
  • ПроШколу.ру ; narod.ru ; Ucoz ( Юкоз) – ресурс для создания сайта;
  • Единая коллекция ЦОР
  • Педагогический мир
  • Электронный журнал методических разработок
  • Педагогическая газета. hhp//pedgazeta.ru
Мы учимся всю жизнь!    “ Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин “ Никогда не прекращайте вашей образовательной работы и не забывайте, что, сколько бы мы ни учились, сколько бы мы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов”.  Н.А. Рубакин (русский книговед, библиограф, писатель,  который разработал проблемы пропаганды книги,  руководства чтением и самообразования)

Мы учимся всю жизнь!

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Никогда не прекращайте вашей образовательной работы и не забывайте, что, сколько бы мы ни учились, сколько бы мы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов”.

Н.А. Рубакин (русский книговед, библиограф, писатель,

который разработал проблемы пропаганды книги,

руководства чтением и самообразования)

Приложения  Стратегия решения проблемы I D E  A  L И Д Е А Л Идентифицируйте проблему. Доберитесь до ее сути. Есть варианты решения! А теперь - за работу! Логические выводы.

Приложения Стратегия решения проблемы

I

D

E

A

L

И

Д

Е

А

Л

Идентифицируйте проблему.

Доберитесь до ее сути.

Есть варианты решения!

А теперь - за работу!

Логические выводы.

«Дерево предсказаний» Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения Город надежно защищен Городу грозит катастрофа Защитит ли дамба наш город?

«Дерево предсказаний»

Ствол – тема

Ветви – предположения

Листья – основания предположения

Город надежно защищен

Городу грозит катастрофа

Защитит ли дамба наш город?

Графические организаторы: «Денотатный граф»   (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия  Методика построения денотатного графа :

Графические организаторы: «Денотатный граф»

(от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия

Методика построения денотатного графа :

  • Выделение ключевого слова или словосочетания
  • Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку
Графические организаторы: «Денотатный граф»

Графические организаторы: «Денотатный граф»

  • Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)
  • Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – "веточки"
  • Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Пример Педагогическая информационная  технология развивает является формирует включает способствует оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса системным методом работы с образовательной информацией информационную компетентность и культуру информационно-образовательную среду расширяет Индивидуализи-рует информационно-образовательное и культурное пространство восприятие информации хранит, распространяет, представляет, преобразует образовательную информацию
  • Пример
  • Педагогическая информационная технология
  • развивает
  • является
  • формирует
  • включает
  • способствует
  • оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса
  • системным методом работы с образовательной информацией
  • информационную компетентность и культуру
  • информационно-образовательную среду
  • расширяет
  • Индивидуализи-рует
  • информационно-образовательное и культурное пространство
  • восприятие информации
  • хранит, распространяет, представляет, преобразует
  • образовательную информацию
Таблицы:  «Знаю – Узнал – Хочу узнать – (ЗУХ)» З Что мы  знаем? У Что мы узнали? Х  Что мы хотим  узнать? Категории информации, которыми мы намерены пользоваться (Главные слова)  Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию (Откуда узнал(ю)?

Таблицы: «Знаю – Узнал – Хочу узнать – (ЗУХ)»

З

Что мы

знаем?

У

Что мы узнали?

Х

Что мы хотим

узнать?

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

(Главные слова)

Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию

(Откуда узнал(ю)?

АКВАРИУМ Эксперт Эксперт Рыбки Наблюдатель Наблюдатель Эксперт Эксперт Ведущий

АКВАРИУМ

Эксперт

Эксперт

Рыбки

Наблюдатель

Наблюдатель

Эксперт

Эксперт

Ведущий

«Плюс-минус-вопрос» «+» «-» Самый экономичный вид энергии Энергия будущего «?» Радиация Аварии на АЭС

«Плюс-минус-вопрос»

«+»

«-»

Самый экономичный вид энергии

Энергия будущего

«?»

Радиация

Аварии на АЭС

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

«Бортовые журналы»

Что мне известно

по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Красивое многоточие…  (5 мин.) Пишем Синквейн  Правила написания синквейна:

Красивое многоточие… (5 мин.)

Пишем Синквейн

Правила написания синквейна:

  • Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  • Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  • Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  • Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  • Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Синквейн Солнце Большое, яркое   Светит, греет, радует  Солнце - очень горячее тело. Шар Солнце Раскаленное, газообразное  Излучает, нагревает, обжигает  Солнечное излучение несет энергию.  Звезда

Синквейн

Солнце

Большое, яркое

Светит, греет, радует

Солнце - очень горячее тело.

Шар

Солнце

Раскаленное, газообразное

Излучает, нагревает, обжигает

Солнечное излучение несет энергию.

Звезда

Работа с литературоведческими терминами  (прием: синквейн)

Работа с литературоведческими терминами (прием: синквейн)

  • Сентиментализм
  • Идеальный, естественный, грустный
  • Размышлять, представить, подражать
  • Протест против испорченности аристократического общества
  • Чувства
Таблицы вопросов «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может,…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…?

Таблицы вопросов

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может,…?

Будет…?

Как звали…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Дайте три объяснения, почему…

Объясните, почему…

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Что, если…?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ошоева Людмила Александровна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239378

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Урок  русского языка "
    ["seo_title"] => string(23) "urok-russkogho-iazyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "130911"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416036161"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Использование информационо-коммуникационных технологии в преподавании и обучении русскому языку"
    ["seo_title"] => string(96) "ispolzovaniieinformatsionokommunikatsionnykhtiekhnologhiivpriepodavaniiiobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "288576"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454652953"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Использование информационо-коммуникационных технологии в преподавании и обучении русскому языку"
    ["seo_title"] => string(97) "ispolzovaniieinformatsionokommunikatsionnykhtiekhnologhiivpriepodavaniiiobuchieniirusskomuiazyku1"
    ["file_id"] => string(6) "288577"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454652960"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства